Советская национальная политика в 20-е годы. Оценка образования СССР в свете современного опыта.
Внешняя политика Советского государства в 20 гг.
Политические портреты: Н. Бухарин, Л. Каменев, Г. Зиновьев, А. Рыков.
Методические рекомендации.
Для понимания того, почему Советская власть должна была перейти после окончания Гражданской войны к НЭПу, необходимо изучить международное и внутреннее положение Советской республики, к началу 20-х гг., разобраться в причинах экономического, социально-политического и внутрипартийного кризиса, преодолеть который было невозможно без отказа от политики военного коммунизма. Ознакомиться с сущностью, целями, путями реализации НЭПа, понять причины противоречивости экономических мероприятий, приведших НЭП к кризису. Изучить основные результаты НЭПа к середине 20-х годов, принципы, которые предполагалось реализовать в ходе дальнейшего развития страны. Оценить роль НЭПа в истории страны, значение опыта её разработки и осуществления.
Следует также показать причины и характер внутрипартийной борьбы в стране, уяснить ее основные этапы, истинные мотивы и роль личности И.В. Сталина.
Рассматривая процесс образования СССР, надо выяснить то, какие для этого имелись объективные предпосылки и условия, разобраться в сущности проектов «автономизации» и федерализма, уяснить сущность и значение новых принципов национально-государственного строительства, которые реализовались в рамках образования СССР, оценить в свете исторического опыта роль многонационального Советского государства как уникальной формы консолидации многих народов на пространствах крупнейшей страны мира.
Тема XIII. Советское общество в 30-е гг.
План.
Советская модернизация экономики и её результаты. Социально-экономическая политика Советского государства:
· Индустриализация страны, создание новой материально-технической базы общества.
· Модернизация сельского хозяйства.
Утверждение командно-административной системы, авторитарного режима политической власти. Проблема массовых репрессий.
Итоги развития советского общества. Характеристика советского общества в годы I - III пятилеток: достижения и просчеты.
Внешняя политика СССР в предвоенные годы.
Литература.
Борисов Ю.С. Эти трудные 20 - 30-е годы. //Страницы истории советского общества. - М., 1989.
Власть, культура, народ. О духовной жизни в 30-е годы. //Свободная мысль. 1992, № 2.
Данилов В.П. Коллективизация сельского хозяйства в СССР. //История СССР. 1990, № 4.
Журавлев В.В. Сталинская модель: взгляд сквозь годы. //Кентавр. 1992, ноябрь - декабрь.
Зеленин И.Е. Крестьянство и власть в СССР после "революции сверху" //Вопросы истории, 1996, № 7, c. 14-31.
История России /Под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева и др. М. 2000.
История России / Под ред. Сердюкова Г.Н., Ростов-на-Дону. 2004.
Лельчук В.С. Курс на индустриализацию и его осуществление. //Страницы истории советского общества. - М., 1989.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М., 1997, разд. III, гл. 10.
Новейшая история Отечества XX век/Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т.2. М. 1998.
Осколков Е.Н. Голод 1932-1933 гг. - Ростов н/Д, 1991.
Соколов А.К. Курс Советской истории (1917 - 1940). М. 1999.
Хрущёв Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад ХХ съезду КПСС. //Известия ЦК КПСС, № 3, 1989.
Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. - М., 1992.
Темы докладов и рефератов.
Истоки единовластия, авторитаризма в СССР.
Социальная структура советского общества в 30-е гг.
Истоки формирование тоталитарного сознания.
Противоречивость социально-политического, духовного развития советского общества в 30-е гг.
Политические портреты: С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, М.М. Литвинов, Н.И. Вавилов, А.И. Чаянов.
30-е гг. в истории Советской страны - один из самых сложных и противоречивых периодов. В его содержании надо видеть и с правильных позиций оценивать две тенденции: 1) качественный скачок, неуклонный подъём экономики, достигнутый в годы советской модернизации, выход СССР по объёму производства на 1-е место в Европе и 2-е - в мире; 2) деформации в экономическом и социально-политическом развитии общества, допущенные в результате отхода политического руководства от ленинской модели социалистического строительства. Без осмысления этих тенденций нельзя понять, какой была советская страна в 30-е гг.
Необходимо вникнуть в содержание политического курса ВКП(б) на том этапе, изучить, как реализовывались на практике планы индустриализации страны, модернизации сельского хозяйства, что на их основе было достигнуто фактически, насколько изменились облик страны, жизненный уровень трудящихся, культура, духовная жизнь общества.
При этом важно осмыслить основные черты складывавшегося политического режима, его влияние на политическую жизнь страны, партию, на идеологию, культуру, науку, психологию людей и иные стороны общественной жизни. Составить цельное представление о репрессиях 30-х гг. Обдумать последствия деформаций, происходивших в тридцатые годы, и их влияние на последующую историю страны.
Пристальное внимание должно быть уделено выяснению условий, в которых велось строительство нового общества, международного положения СССР в начале 30-х гг., появления очагов военной опасности. Надо разобраться в том, что представляли собою фашизм и его агрессивность, какую угрозу он нёс Европе, всей современной цивилизации, почему в те годы потерпела неудачу борьба за создание единого антифашистского народного фронта. Изучить меры СССР по противодействию фашизму и созданию системы коллективной безопасности, а также причины, не позволившие решить эту задачу. При этом усвоение главного в содержании изучаемого периода должно вестись не в узких рамках 30-х гг., а с позиций более широкого подхода - с принципов историзма, с использованием историко-сравнительного, историко-генетического и др. методов научного познания.
Тема XIV. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
(1939-1945 гг.).
Подготовка к семинару по заключительной теме сопряжена с немалыми затруднениями: материал по данной теме ещё не устоялся; в газетных публикациях чаще преобладает субъективный взгляд, отражается эмоциональное восприятие событий, фактов. Студенту же необходимо выработать свое понимание, свой взгляд на процессы общественного развития в современном обществе, такое их видение, которое должно опираться на выводы и оценки науки. Лучше всего в достижении этой цели могут помочь источники, рекомендованные выше, прежде всего основные положения Конституции РФ, Концепции национальной безопасности, ежегодные Послания Президента РФ Федеральному собранию, а также документы Федерального собрания РФ по вопросам социально-экономического развития и политической жизни страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8