Рефераты. Общественно-политический строй Новгорода

Социальную структуру новгородского общества можно было представить следующим образом:

· Бояре (крупные землевладельцы)

· Житьи люди (средние землевладельцы и домовладельцы)

· Купцы (делились на сотни или по предметам торговли)

· Черные люди (ремесленники и наемные рабочие, свободные общинники - собственники земли, смерды)

· Холопы (слуги в боярских дворах и вотчинах)

Государственное управление Новгородом и Псковом осу-ществлялось через систему вечевых органов: в столицах су-ществовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти, каждое на своем уровне решавшим важнейшие вопросы из экономи-ческой, политической, военной, судебной, административ-ной сфер. Вече избирало князя. В вечевых собраниях участ-вовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече дол-жностных лиц. Решения на собраниях должны были прини-маться единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Организационные и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де-ятельность, созыв веча) являлся боярский совет, включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Высшими должностными лицами «Господина Великого Новгорода» были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник -- исполнительный орган веча, избранный им на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, ко-мандовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.

Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение.

Архиепископ был хранителем государственной казны, кон-тролером торговых мер и весов (основная его роль -- духовное главенство в церковной иерархии).

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты горо-да. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. "По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII-XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раз-давать землю новгородских волостей своим приближенным, управлять новгородскими волостями, вершить суд за предела ми города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без по-средничества новгородцев, судить холопов, принимать заклад-ников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за предела-ми отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан.

Существенные особенности новгородского устройства следующие:

· Право вечевого самоуправления (и соответственное ограничение княжеской власти) укрепляется формальными письменными договорами (дошедшие до нас начинаются с 1260 г.); так как их содержание весьма сходно, то все они вместе составляют как бы хартию, обеспечивающую самоуправление.

· Право избрания князя вечем признано всеми князьями на съезде 1196 г.: «Вси князи выложиша Новгород в свободу, где им любо, туже собе князя поимають».

· В договорах князья обязываются «не замышлять войны без новгородского слова». Участие народа в праве объявлять войну и заключать мир практиковалось и в прочих русских землях, но нигде не обеспечивалось формальным договором. То же замечание относится и ко всем последующим особенностям новгородского устройства.

· Ограничивается административная власть князя, князь не может назначить правителями волостей неграждан новгородских: «Что волостей всех новгородских, того же, княже, не держати своими (княжими) мужи, но держати мужи новгородскими». И в Суздальской земле народ возмутился, когда князья, придя с юга, привели с собой «русских» (южнорусских) «детских» и раздали им посадничества. Но нигде это право не было оформлено, кроме Новгорода.

Князь не имеет права смещать должностных лиц без суда: «А без вины ти, княже, мужа волости не лишити». Ограничивается судебная власть князя: он не имеет права су-дить без посадника: «А без посадника ти, княже, не судити». Новый князь не может перерешать дела, уже прежде решенные: «ни грамот непосужати».

· Особенность новгородского устройства проявляется в сущес-твовании выборного посадника при князе. Сначала посадник назна-чался князем как его помощник и заместитель, но с XII в. он стано-вится выборным; считается, что первым выборным посадником был Мирослав Гюрятинич, избранный вечем в 1126 г. Но вече овладевало правом избирать посадника постепенно, не устраняя и потом учас-тия в этом князя. В Новгороде посадник был всегда один (так как он, заменяя князя, представляет монархический элемент власти). Сна-чала он избирался пожизненно, но затем правление его стало весьма краткосрочным (без определения срока). Выбор посадника, несмот-ря на демократическую краткосрочность, падал обычно на членов немногих, одних и тех же родов и иногда переходил преемственно от отца к сыну. Круг власти посадника почти равняется княжеской власти: ему при-надлежит инициатива установления и отмены законов, судебная власть наравне с князем и преимущественно власть правительствен-ная. Подобно посаднику, и тысяцкий сделался выборным правите-лем (в других русских землях его назначает князь).

· Формальному определению подверглось не только отношение князя к вечу, но и самая внешняя сторона вечевых собраний: в Новгороде была вечевая «изба», т. е. канцелярия веча, вечевые дьяки (секретари), особая печать Великого Новгорода.

· Точно так же в Новгороде более определенно был сформирован состав боярской думы. Правительственный совет был весьма обширен: по немецким источникам, в него входило 300 господ, в том числе новгородский владыка, княжеский наместник, посадник, тысяцкий, «старые» (смененные) посадники и тысяцкие и просто бояре. Члены совета имели отличительные знаки. Совет заседал во дворце архиепископа.

· Во главе новгородской церкви стоял епископ (позднее - архиепископ). Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Его кафедре принадлежали обширные имения. Совета владыки искали князья и посадники, и все договоры с другими княжествами и иностранными государствами заключались с его благословения.

Общественно-политическая жизнь Новгорода имела существенные особенности. Сначала Новгород наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. Князья на новгородском столе не задерживались. В XII - XIII вв. на престоле побывали десятки представителей суздальской, смоленской и черниговской княжеских ветвей. Князь выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей Новгородской земли. Он ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападений внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор (ряд) об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть Новгород.

Заключение

Резюмируем основные моменты, затронутые в данной работе.

Своеобразно развивалась Северо-западная Русь, где была расположена Новгородская земля. Новгород возник как объединение, или федерация, трех племенных поселков: славянского, мерянского и чудского.

Особенности социально-политического строя Новгорода начали складываться еще в самые ранние времена. Князь в Новгороде был всегда вторичен по отношению к городу. Функции князя были многообразны и со временем менялись.

Высшим органом власти было вече - народное собрание. Вече отнюдь не было собранием всего мужского населения. На вече собирались владельцы городских усадеб в количестве не более 400-500человек. Они составляли верхушку новгородского общества, были полновластными правителями Новгородской земли.

Новгородская феодальная республика была государством, где власть фактически принадлежала феодалам и купцам. Выборные власти этой республики осуществляли политику защиты интересов господствующего класса.

Список литературы

1. Исаев И. А. История государства и права Росси: Полный курс лекций. - М.:Юристъ, 1996.

2. История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник /Под ред. О. И. Чистякова. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

3. История политических и правовых учений учебник для вузов, под ред. О. Э. Лейста.- М.: Юрид. лит. 1997.

4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов/ Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. - М.: Высш. Шк., 1998.

5. История России с древнейших времен до конца XVII века / А. П. новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. - ООО «издательство АСТ-ЛТД», 1998.

6. История России с древнейших времен до конца XVII века/ А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; Отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

7. Проф. М. Ф. Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1995.

8. Шмурло Е. Ф. Курс русской истории Возникновение и образование русского государства (862-1462): учеб. пособие, отв. ред. А. А. Корольков.- СПб.: Алетейя 2000.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.