Рефераты. Крестовые походы - военно-религиозная акция

3.ВТОРОЙ,ТРЕТИЙ,ЧЕТВЕРТЫЙ,КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

3.1 Духовно-рыцарские ордена

Для усиления обороноспособности христиан-ских государств была предпринята попытка создать единые военные организации, которые смогли бы реально осуществлять функции охраны паломни-ков и границ христианских владений. Для этого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особые военно-монашеские орде-ны -- орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотрим этот факт поподробнее:

“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и Готфрид Сень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное то-варищество для защиты пилигримов от грабителей и разбой-ников; они думали, что этим способом их оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семью другими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого Бернарда Клервоского, они основали новый ор-ден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета це-ломудрия, бедности и послушания, также и обет борьбы за пи-лигримов и за Святые места. Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывал большую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи того места, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвали храмовниками или тамплиерами, milites Templi, Templari. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и в Европе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни их число, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127 года сначала два там-плиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский и некото-рые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было как действовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения для Востока. Поэтому ко-роль Балдуин дал им также убедительное рекомендательное письмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважением в самых широких кругах.

На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орден собравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными дела-ми, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард с радостью обещал ордену свое сильное покровительство, уча-ствовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырс-ким правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или пере-давали ему богатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; по-добным образом поступили Король I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья и владетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго Паиенс-кий увидел свое дело в самом лучшем состоянии.

С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанных рыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одни носили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им из Рима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели под-чиненное положение, а прямо служащим классом были оруже-носцы и прислуга. Но глава ордена, его магистр (magister Templariorum), скоро занял весьма высокое положение среди высшего класса Иерусалимского государства.

Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, по-вел за собой полное преобразование в одном более старом ре-лигиозном братстве в Святом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус, основал в христи-анском квартале Иерусалима духовное поселение, из которого выделились мало-помалу мужской монастырь, женский монас-тырь и, наконец, госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западных пилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которых он возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвя-щенная святому Иоанну Милостивому, патриарху Александ-рийскому. В 1099 году во главе этого учреждения стоял про-вансалец Герхард, который своей самоотверженной деятельнос-тью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через это достиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папы Пасхалиса. Вскоре в этот госпи-таль Иоанна потекли богатые подарки деньгами и имениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиаль-ные дома, и многие благочестивые люди, между прочим знат-ные люди, под управлением Герхарда посвящали себя смирен-ному уходу за больными.

После смерти Герхарда в 1118 году госпитальные братья выбрали своим начальником Раймунда Дюпюи, храброго рыца-ря, который некогда пришел с Готфридом в Святой город, но там снял с себя панцирь и присоединился к этим “госпиталитам” или “иоаннитам”. Он, собственно, первый соединил брать-ев в одну замкнутую монашескую общину, обязав их очень строго тремя обыкновенными обетами духовного сословия, но вскоре он сделал еще шаг вперед. По примеру тамплиеров он ввел в обязанности ордена и борьбу с магометанами, и вскоре в этой общине также образовалось три класса: сражающихся, духов-ных и служащих братьев. Попечитель госпиталя обратился в “магистра” иоаннитов, а белый крест, отличительный знак этого ордена, сделался, подобно красному кресту тамплиеров, страхом для врагов” Куглер Б. “История крестовых походов”, СПб, 1895..

Однако надежды на особый вклад этих орденов в дело борьбы с мусульманами оказались тщетны. Руководство этих орденов больше интере-совалось торговыми, политическими и другими дела-ми, причем как на своей новой родине, так и в Ев-ропе. Постепенно эти организации превратились в крупнейших ростовщиков и землевладельцев на ев-ропейском континенте и оказывали порой решаю-щее влияние на международную и внутреннюю по-литику многих государств Старого Света.

3.2 Второй крестовый поход и государство Саладина

В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшегося в 12в. сплочения мусульманских государств крестоносцы стали терять одно свое владение за другим. Менее чем через 50 лет после первого крестового похода,в 1144г.,был потерян важнейший стратегический пункт крестоносцев-Эдесса, взятая мосульским эмиром. Ответом на потерю Эдессы, был второй крестовый поход, который начался в 1147г.

Во втором крестовом походе приняли участие коронованные лица- французский король Людовик 7 и германский император Конрад 3 .Первым результатом проповеди второго крестового похода была волна еврейских погромов на Рейне.

И в этом походе кроме рыцарей приняла участие масса крестьянства из охваченных голодом местностей. Рыцари смотрели на крестьян ,как на обузу, от которой лучше избавиться. Когда выяснилось ,что сухопутная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, оставив крестьян на произвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.

К этому времени произошли крупные перемены на Востоке, чрезвычайно неблагоприятные для крестоносцев, занятых своими внутренними раздорами. Успехи крестоносцев объяснялись в значительной степени тем, что они имели дело с разрозненными силами отдельных мусульманских государей. Но во второй половине 12 в. на Востоке произошло объединение в одно государство Египта, части Сирии и части Месопотомии. Во главе этого государства, центром которого был Египет, стал султан Саладин(точнее- Салах-ад-Дин),курд по происхождению.

Теперь крестоносцам пришлось иметь дело не с разобщенными силами отдельных турецких эмиров, а с большим государством Саладина, который поставил себе цель вытеснить крестоносцев из Сирии и Палестины.

В 1187 г. Саладин нанес крестоносцам страшное поражение при Тивериадском озере. После этого мусульмане в которое время взяли Акру, Яффу, Сидон, Бейрут, Аскалон и Иерусалим- главную опору крестоносцев на Востоке. На условии выкупа населению Иерусалима было разрешено уйти ,но без лошадей и без оружия. В результате почти все покинувшие город погибли от голода.Кто не смог выкупиться тот был продан в рабство.

3.3 Хронология третьего и четвертого крестовых походов.

Потеря Иерусалима дала толчок к третьему крестовому походу (начался он в 1189г.),в котором участвовали три государя. Во главе этого крестового похода стояли германский император Фридрих 1 Барбаросса, французский король Филипп 2 Август, один из основателей сильной монархии во Франции, и английский король Ричард Львиное Сердце.

Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцы воевали не только с Саладином, но и с Византией, владения которой они рассчитывали захватить.Фридрих Барбаросса ,пройдя Малую Азию ,утонул в реке,и немецкое ополчение ,не пожелавшее двигаться дальше,частью вернулось на родину, частью погибло в Сирии от эпидемии.Только незначительные остатки немецкой армии присоединились к французам и англичанам. Филипп 2 Август и Ричард Львиное Сердце непрерывно ссорились между собой.Тем не менее были достигнуты некоторые военные успехи,взят город Акра(Акрон),ставший теперь столицей прежнего Иерусалимского королевства.Вскоре после этого Филипп 2 Август вернулся во Францию.Ричард еще некоторое время продолжал воевать .Он добился у Саладина незначительных уступок.За крестоносцами осталась узкая полоска побережья и объединившееся теперь с Триполи княжество Антиохия.Богомольцам и купцам Запада разрешено было посещать Иерусалим.Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев остров Кипр.Здесь образовалось Кипрское королевство ,прсуществовавшее 250 лет.

Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев, не замаскированные какими то было религиозными лозунгами. Он был начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия 3,стремившегося к созданию мирового государства под властью пап.Первоначально целью похода намечался Египет-главная держава Востока,владевшая Иерусалимом. Но результатом похода была Византия.К началу 13 в. Византия в экономическом и военно-политическом виде была ослаблена,хотя западным державам она еще представлялась очень богатой страной. Экономическая сила империи в течение 13 в.была подорвана тем, что Запад вступил в прямые торговые связи с Левантом через гавани основанных крестоносцами государств. Торговля Византии пострадала также от того ,что византийское правительство вынуждено было предоставлять торговые привелегии итальянским купеческим республикам, чтобы получать от них помощь против нападений турок и итальянско-сицилийских выходцев из Нормандии. В результате сокращения византийской торговли доходы от казны упали. Борьба с турками ,крестоносцами и другими нападавшими на Византию внешними врагами требовала новых средств. Увеличивались налоги. Росла нищета трудящегося населения .Его разоряли набеги турок ,грабежи крестоносцев, войны ,налоги лихоимство чиновников.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.