После выхода крестьян на отруба или хутора прежняя «стра-ховка» от неурожая исчезала. Теперь всего один засушливый или чересчур дождливый год мог принести нищету и голод. Чтобы подобные опасения у крестьян исчезли, выходящим из общины стали нарезать лучшие земли. Естественно, это вызывало возму-щение остальных общинников. Между теми и другими быстро нарастала враждебность. Число вышедших из общины стало по-степенно уменьшаться.
За 11 лет столыпинской реформы из общины вышло 26% кре-стьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. По существу это означало, что реформа не увенчалась успехом. Община устоя-ла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917г. перешла в решительное наступле-ние. Теперь борьба за землю вновь находила выход в поджогах уса-деб и убийствах помещиков, происходивших с ещё большим ожес-точением, чем в 1905 г. «Тогда не довели дело до конца, останови-лись на полдороге? -- рассуждали крестьяне. -- Ну уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень». В ходе революции и гражданской войны общинное земле-владение одержало решительную победу. Однако десятилетие спустя, в конце 20-х гг., вновь вспыхнула острая борьба между крестьянской общиной и государством. Итогом этой борьбы стало полное уничтожение общины.
Причиной несоответствия результатов реформы ожиданиям было несколько: противодействие крестьянс-тва, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Столыпинская аграрная реформа проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.
Увы, командные методы аграрной политики правительства стали едва ли не главной причиной неудачи аграрной реформы Столыпина. Итоги и поучительность этого примера реформ без учета общинного менталитета актуальны и сегодня, когда, бросившись насаждать фермерские хозяйства, начали с разрушения колхозов. А ведь колхозный строй более близок русской ментальности, нежели фермерство.
Кроме того, о результатах реформы нельзя говорить однозначно, поскольку ее нельзя и считать завершенной. Смерть Столыпина, начало войны прервали столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для пол-ного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокой-ными.
§4. Вероисповедальные реформы и национальный вопрос
Осенью 1906 года на рассмотрение Совета министров был представлен проект, касающийся свободы вероисповеданий. В его основу был положен принцип признания за церковную общину, с присвоением ей соответствующих гражданских прав, любого сообщества не менее 20 человек, которое выразит любые духовные верования, несмотря на то, насколько они схожи с догматами православной религии. Предлагались признание неправославных браков и рождения детей, статуса священников.
Гурко посчитал, что "мера эта давала такой простор всевозможному сектанству, который мог внести глубокую смуту в религиозное сознание народа". Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. М., 2000. Он обратился к обер - прокурору Св. синода Петру Петровичу Извольскому с просьбой воспротивиться осуществлению данного проекта. Но Извольский заявил, что не видит оснований возражать.
Когда приступили к постатейному обсуждению проекта, никто не противился. Гурко выступил с речью, изложив мотивы, по которым не был согласен с данным проектом, который "расшатывает значение православной церкви". Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903 - 1919 гг. Т.1 М., 1992. Столыпин ответил, что не собирается подрывать значение православной церкви, и уже иначе отнесся к обсуждаемому проекту. Против проекта также высказался и обер - прокурор Святейшего синода. В итоге проект был отвергнут.
Вместо него появился указ 17 октября 1906 года, который конкретизировал указ 17 апреля 1905 года о веротерпимости. В нем были определены права и обязанности старообрядческих и сектантских общин.
Столыпин понимал, что дискриминация еврейского населения в России устарела, не соответствовала интересам государства, мешала развитию отношений со странами Запада.
В то время было очень много еврейских погромов. В 1905 году большая часть погромов была прямой реакцией на революционные выступления. Для многих людей евреи и революционеры представляли собой одних и тех же людей. Столыпин всегда категорически заявлял о недопущении погромов. При нем после 1907 года их не было.
В начале октября 1906 года после очередного заседания Совета министров и удаления чиновников, Столыпин предложил министрам высказаться по поводу вопроса об отмене в законодательном порядке некоторых ограничений в отношении евреев, которые раздражают еврейское население, питают революцию, вызывают критику России со стороны других стран, но не приносят практической пользы. Большая часть министров не возражала. Коковцов выступил в защиту проекта, т. к. оценивал все проекты с точки зрения их влияния на биржу. Щегловитов высказался, что вместо введения равноправия евреев, нужно приступить к детальному пересмотру существующего законодательства и посмотреть какие из ограничений можно отменить. Государственный контролер Шванебах заметил, что нужно быть осторожными в выборе момента для поднятия еврейского вопроса, так как в истории российского законодательства были случаи, когда этот вопрос пытались разрешить, но это не приводило ни к чему, кроме напрасных ожиданий и разочарований.
Таким образом, первое совещание министров закончилось тем, что " каждое ведомство представит в самый короткий срок перечень ограничений, относящийся к предметам его ведения, с тем, чтобы Совет министров остановился на каждом законодательном постановлении и вынес определенное решение относительно объема желательных и допустимых облегчений". Там же.
Работа была исполнена в короткий срок. После нескольких заседаний был предложен к исключению из закона целый ряд ограничений. Между министрами не было существенных разногласий. Прозвучало только два мнения, и то в осторожной форме. Извольский высказался, что намеченных льгот недостаточно и было бы лучше снять все ограничения. А Шванебах, наоборот, говорил, что льгот слишком много и следовало бы идти небольшими шагами к конечной цели - равноправию евреев.
Царю был направлен "Особый журнал Совета министров". Так называемый документ, где излагался проект того или иного закона, который представили на одобрение государю. Проект "О пересмотре постановлений, ограничивающих права евреев" не был революционным. Суть его заключалась в следующем:
Отмена ограничений передвижения евреев в рамках общей черты оседлости, в том числе разрешение жить в сельской местности. Расширение прав выбора места жительства для евреев вне черты оседлости (кроме казачьих областей), в частности некоторым мастерам и ремесленникам.
Отмена ограничений на участие евреев в производстве и торговле спиртным, в горном деле и других промыслах. Снятие ограничений на владение и аренду недвижимости евреями.
Отмена требования упоминать прежнюю принадлежность к иудейской вере, запрета родным следовать за ссыльными, наказаний семейству за уклоняющегося от воинской повинности. Смягчение ограничений на участие евреев в управлении акционерными обществами.
Завершался проект предложением провести его по 87-й статье.
10 декабря "Особый журнал" вернулся от царя неутвержденным. Но Петр Аркадьевич не отступил. В тот же день он пишет императору письмо, в котором излагает аргументы в защиту проекта: "Еврейский вопрос поднят был мною потому, что, исходя из начал гражданского равноправия, дарованного Манифестом 17 октября, евреи имеют законные основания домогаться полного равноправия; дарование ныне частичных льгот дало бы возможность Государственной Думе отложить разрешение этого вопроса в полном объеме на долгий срок". Столыпин А.П. П.А. Столыпин. 1862 - 1911. М., 1991. С.92. Также он отмечает, что общественности стало известно о данном законопроекте и "теперь для общества и еврейства вопрос будет стоять так: Совет единогласно высказался за отмену некоторых ограничений, но государь пожелал сохранить их". Федоров Б.Г.Указ.Соч. С.137. Столыпин предлагает выход императору из сложившейся ситуации - наложить резолюцию о том, что у него нет принципиальных возражений, и он считает необходимым провести законопроект в общем законодательном порядке, а не по статье 87 ввиду сложности вопроса, спорности некоторых аспектов и отсутствия необходимости спешки.
Николай II внял аргументам своего премьера и написал на журнале другую резолюцию: "Внести на рассмотрение Государственной думы". Королева Н.Г. Первая российская революция и царизм. Совет министров России в 1905 - 1907 гг. С. 157.
Однако ни одна из трех дум не нашла времени обсудить этот проект, он так и не стал законом.
16 сентября 1908 года последовало высочайшее утверждение положения Совета министров "О процентных нормах для приема лиц иудейского вероисповедания в учебные заведения". Он подтвердил нормы 1887 года для высших учебных заведений: в черте оседлости 10 % общего количества обучающихся, в столицах 3 %, в прочих местностях 5 %. Как писал С.Ю. Витте: "Этот акт был одним из первых существенных актов, которым правительство Столыпина объявило войну русскому еврейству. До этого времени правительство на это не решалось, боясь, как к этому отнесется народное представительство". Там же. Но в чем здесь объявление войны еврейству совершенно не понятно, так как этот закон не ужесточил прежние нормы для высших учебных заведений.
Закон 22 августа 1909 года "Об условиях приема евреев в средние учебные заведения" повысил прежние нормы: в черте оседлости 15% общего количества обучающихся, 5 % для столиц и 10 % для прочих местностей.
Важным моментом, который волновал правительство с 1905 года, был рост национальной обособленности в странах Прибалтики и в Финляндии. К тому же эти страны пытались получить территориальную автономию. Столыпин решил, что нужно принимать какие - нибудь меры.
18 октября 1907 года на основании всеподданнейшего доклада и под руководством Столыпина при Совете министров было создано Особое совещание по делам Великого княжества Финляндского. При совещании в качестве рабочего органа была создана специальная подготовительная комиссия.
5 мая 1908 года Петр Столыпин развил свою позицию по Финляндии в ответ на запросы трех партийных фракций Государственной думы, озабоченных участием Финляндии в революционной деятельности: "… с самого начала я хотел бы установить, что имперское правительство считает и будет считать себя ответственным за финляндские события, так как Финляндия - составная часть русской Империи, а Империя управляется объединенным правительством, которое ответственно перед Государем за все происходящее в государстве". Федоров Б.Г.Указ.Соч. С.140.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12