“Иностранные промышленные разведчики, появлявшиеся в Кузбассе в эти годы, проявляли особое внимание к его угольным ресурсам. В Кузбассе по поручению французской оружейной фирмы Шнейдер-Крезо побывали инженеры Громье и Барильон. В 1912 г. они опубликовали в Париже отчет о своей поездке “в частные владения его величества императора России”. Поездка Громье и Барильона была связана с организацией Акционерного общества каменноугольных копей, в котором участвовал французский капитал” История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 426.. В организации Копикуза приняли участие и русские капиталисты в лице Международного коммерческого и Русско-Азиатского банков Заболотская К.А. Угольная промышленность Сибири (конец 1890 - начало 1990 гг.) Кемерово, 1995. С. 48..
Инициативу освоения природных богатств нашего края взяли на себя тайный советник В.Ф. Трепов и его компаньон С.С. Хрулёв - председатель Ме-ждународного банка.
Кабинет Его Величества заключил с ними договор на организацию добычи угля при условии, что они в течение 3 месяцев создадут об-щество Кузнецких копей и получат разрешение на постройку железной дороги в Алтайском округе от Кольчугинского месторождения дo станции Юрга Сибирской Железной дороги. Договор был заключен 19 октября 1912 г. “Кабинетом его Величества с учредителями “Общества Кузнецких каменноугольных копий””. КОПИКУЗу предоставлялось право добычи каменного угля “местности в части Алтайского округа, ограниченной с запада и севера- течением р. Оби, с востока границами округа и с юга - широтою с. Ильинскаго на р. Томи, а также местности в части округа - южнее широты с. Ильинскаго, но не южнее течения р. Бии, за исключением тех отводов в последней части, которые будут признаны необходимыми для предполагаемого железоделательного завода близь г. Кузнецка”. Причем сперва они должны были, т.е. учредители “Общества”, получить “разрешение правительства на утверждение общества под наименованием “Общество Кузнецких каменноугольных копий””, и передать ему права, вытекающие из данного договора. Так же “Общество должно было получить разрешение на строительство “ширококолейной железной дороги в Алтайском Округе от Кольчугинского месторождения каменного угля до станции Юрга Сибирской железной дороги”. “Обществу” давалось право “до 1 января 1917 г. проводить изыскания угля в данном районе и принимать отводы каменноугольного месторождения для эксплуатации”. Но и в дальнейшем государство, если это входило в интересы “Общества” отдавало предпочтение ему в праве аренды данной местности. “За каждый пуд добытого и извлеченного на поверхность угля учредители обязаны уплачивать Кабинету по пол копейке. За каждую десятину земли по 2 рубля ежегодно” ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 178, лл. 160-164..
В начале своей практической деятельности Копикуз вынужден был приступить к строительству железной дороги, позволившей завозить на его предприятия материалы и оборудование. Для этого было создано “Общество Кольчугинской железной дороги”.
“С 1913 г. стал формироваться новый отряд горняков Кузбасса - на разведки угольных и железорудных месторождений, на строительство шахт Копикуза в Кольчугине требовалось все больше проходчиков, плотников, слесарей, машинистов. В июле 1913 г. на проходке Капитальной и Николаевской шахт, строительстве надшахтных зданий и рабочего поселка при Кольчугинском руднике было занято 294 рабочих, в том числе 205 плотников. “Главным строительным материалом был лес и главным строительным рабочим - плотник. Плотники рубили деревянные венцы для крепления ствола шахты, возводили деревянные копры, ставили бараки с общими нарами для рабочих, четырех - восьмиквартирные дома для служащих. Углубка Капитальной шахты началась 18 сентября 1913 г. Вначале породу поднимали конным воротом, воду откачивали бадьями. С 25 сентября начали бетонирование ствола. Бетонирование продвигалось медленно, так как не запасали цемент, щебень. Цемент подвозили на лошадях с пристани Кобылино. Управляющий рудником в письме к директору Копикуза Федоровичу от 5 октября 1913 г. жаловался на медленную подвозку цемента” История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 435.. В 1914 г. на Кольчугинском руднике числилось уже 1493 рабочих, происходивших из 24 разных губерний” История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 434.. В 1914 г. всего было на Кольчугинском руднике зафиксировано 34 несчастных случая ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 533, лл. 222-255., из них на “Капитальную” шахту приходилось 10 ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 533, лл. 225, 238, 239, 241, 245 - 247, 250, 253, 255., на “Николаевскую” - 10 Там же. лл. 222, 224, 226, 229 - 231, 242, 251, 252, 254., “Вентиляционную” - 1 Там же. л. 233.. По мимо несчастных случаев на шахтах увечья получали при постройке здания под контору, здания для больницы, в слесарной мастерской,, при укладке рельсов, при постройке дома №№ 30, 31, 32, 36, 39, при постройке казармы № 40. В 1913 г. КОПИКУЗ, получивший в октябре 1912 г. монопольные права на разведку и строительство шахт в Алтайском горном округе, начал строитель-ство железной дороги Юрга-Тельбесс и уже к 15 сентября 1915 г. линия в 191 км была доведена до Кольчугино, получив название кольчугинской. После выявле-ния группой геологов под руководством Л.И. Лутугина в 1914 - 1915 гг. огромных запасов угля и металла в южном Кузбассе и выбора профиля железной дороги Кольчугино - Тельбесс предприниматели КОПИКУЗа Федорович и Фитингоф не медлили с их освоением. Разработка мощных и легкодоступных пластов, недорогая рабочая сила сулили большие дивиденды, подъем акций, т.к. в военное время резко возрос спрос на уголь. “Для изучения большой территории было организовано четыре поисково-геологические партии. Итогами исследования было установлено, что Кузбасс располагает запасами 250 миллиардов тонн угля” Махмутова З.М. Копикуз: К предыстории индустриального развития Кузбасса // Железные дороги и освоение природных богатств Кузбасса. Прокопьевск, 2002. С. 40.. Позже Л.И. Лутугин предпо-ложил, что запасы могут превышать 400 миллиардов тонн угля. Группа Лутугина составила геоло-гическую карту бассейна и ряд карт выходов по отдельным месторождени-ям. Во время обследования Кузбасса 17 августа 1915 г. Л.И. Лутугин скон-чался на Кольчугинском руднике. Геологи, вышедшие из школы Л.И. Лутугина, и после 1917 г. успешно продолжали исследования, начатые в 1914 - 1915 гг., способствова-ли становлению угольной промышлен-ности в Кузбассе. Остальными партия-ми были произведены разведки на Осиновском, Ерунаковском, Кемеровском, Кольчугинском и других месторожде-ниях. Лучшими для коксования оказа-лись угли Осиновского месторождения, затем угли Кемеровского рудника. С Кольчугинского рудника кокс получал-ся плохой, так как уголь оказался очень жирный, но он был незаменим для смешивания с более тощими углями.
Война 1914 - 1918 гг. повысила спрос на металл, химические продукты; значительно повысился грузооборот железнодорожного транспорта и, таким образом, резко возросла потребность в угле и, в частности, в кузнецком.
В связи с этим добыча угля в Кузбассе в военные годы увеличилась и составляла в 1917 г. 1256,4 тыс. тонн против 773,1 тонн в 1913 г. Это наблюдалось и в кольчугинском районе (см. таблица 2).
1913 г.
1914 г.
1915 г.
1916 г.
1917 г.
Кольчугинский
-
6.6
29,5
126,1
168,7
Кемеровский
9,8
42,6
73,7
114,7
Правовое положение рабочих сибирской промышленности во второй половине XIX в. базировалось на старых нормах и традициях. Права и обязанности рабочих определяли не юридически обоснованные законы, а своеволие и почти неограниченная власть предпринимателей Андрющенко Б.К. Правовое положение сибирских рабочих во второй половине XIX в.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11