Рефераты. История села Кольчугино

“Иностранные промышленные разведчики, появлявшиеся в Кузбассе в эти годы, проявляли особое внимание к его угольным ресурсам. В Кузбассе по поручению французской оружейной фирмы Шнейдер-Крезо побывали инженеры Громье и Барильон. В 1912 г. они опубликовали в Париже отчет о своей поездке “в частные владения его величества императора России”. Поездка Громье и Барильона была связана с организацией Акционерного общества каменноугольных копей, в котором участвовал французский капитал” История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 426.. В организации Копикуза приняли участие и русские капиталисты в лице Международного коммерческого и Русско-Азиатского банков Заболотская К.А. Угольная промышленность Сибири (конец 1890 - начало 1990 гг.) Кемерово, 1995. С. 48..

Инициативу освоения природных богатств нашего края взяли на себя тайный советник В.Ф. Трепов и его компаньон С.С. Хрулёв - председатель Ме-ждународного банка.

Кабинет Его Величества заключил с ними договор на организацию добычи угля при условии, что они в течение 3 месяцев создадут об-щество Кузнецких копей и получат разрешение на постройку железной дороги в Алтайском округе от Кольчугинского месторождения дo станции Юрга Сибирской Железной дороги. Договор был заключен 19 октября 1912 г. “Кабинетом его Величества с учредителями “Общества Кузнецких каменноугольных копий””. КОПИКУЗу предоставлялось право добычи каменного угля “местности в части Алтайского округа, ограниченной с запада и севера- течением р. Оби, с востока границами округа и с юга - широтою с. Ильинскаго на р. Томи, а также местности в части округа - южнее широты с. Ильинскаго, но не южнее течения р. Бии, за исключением тех отводов в последней части, которые будут признаны необходимыми для предполагаемого железоделательного завода близь г. Кузнецка”. Причем сперва они должны были, т.е. учредители “Общества”, получить “разрешение правительства на утверждение общества под наименованием “Общество Кузнецких каменноугольных копий””, и передать ему права, вытекающие из данного договора. Так же “Общество должно было получить разрешение на строительство “ширококолейной железной дороги в Алтайском Округе от Кольчугинского месторождения каменного угля до станции Юрга Сибирской железной дороги”. “Обществу” давалось право “до 1 января 1917 г. проводить изыскания угля в данном районе и принимать отводы каменноугольного месторождения для эксплуатации”. Но и в дальнейшем государство, если это входило в интересы “Общества” отдавало предпочтение ему в праве аренды данной местности. “За каждый пуд добытого и извлеченного на поверхность угля учредители обязаны уплачивать Кабинету по пол копейке. За каждую десятину земли по 2 рубля ежегодно” ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 178, лл. 160-164..

В начале своей практической деятельности Копикуз вынужден был приступить к строительству железной дороги, позволившей завозить на его предприятия материалы и оборудование. Для этого было создано “Общество Кольчугинской железной дороги”.

“С 1913 г. стал формироваться новый отряд горняков Кузбасса - на разведки угольных и железорудных месторождений, на строительство шахт Копикуза в Кольчугине требовалось все больше проходчиков, плотников, слесарей, машинистов. В июле 1913 г. на проходке Капитальной и Николаевской шахт, строительстве надшахтных зданий и рабочего поселка при Кольчугинском руднике было занято 294 рабочих, в том числе 205 плотников. “Главным строительным материалом был лес и главным строительным рабочим - плотник. Плотники рубили деревянные венцы для крепления ствола шахты, возводили деревянные копры, ставили бараки с общими нарами для рабочих, четырех - восьмиквартирные дома для служащих. Углубка Капитальной шахты началась 18 сентября 1913 г. Вначале породу поднимали конным воротом, воду откачивали бадьями. С 25 сентября начали бетонирование ствола. Бетонирование продвигалось медленно, так как не запасали цемент, щебень. Цемент подвозили на лошадях с пристани Кобылино. Управляющий рудником в письме к директору Копикуза Федоровичу от 5 октября 1913 г. жаловался на медленную подвозку цемента” История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 435.. В 1914 г. на Кольчугинском руднике числилось уже 1493 рабочих, происходивших из 24 разных губерний” История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 434.. В 1914 г. всего было на Кольчугинском руднике зафиксировано 34 несчастных случая ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 533, лл. 222-255., из них на “Капитальную” шахту приходилось 10 ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 533, лл. 225, 238, 239, 241, 245 - 247, 250, 253, 255., на “Николаевскую” - 10 Там же. лл. 222, 224, 226, 229 - 231, 242, 251, 252, 254., “Вентиляционную” - 1 Там же. л. 233.. По мимо несчастных случаев на шахтах увечья получали при постройке здания под контору, здания для больницы, в слесарной мастерской,, при укладке рельсов, при постройке дома №№ 30, 31, 32, 36, 39, при постройке казармы № 40. В 1913 г. КОПИКУЗ, получивший в октябре 1912 г. монопольные права на разведку и строительство шахт в Алтайском горном округе, начал строитель-ство железной дороги Юрга-Тельбесс и уже к 15 сентября 1915 г. линия в 191 км была доведена до Кольчугино, получив название кольчугинской. После выявле-ния группой геологов под руководством Л.И. Лутугина в 1914 - 1915 гг. огромных запасов угля и металла в южном Кузбассе и выбора профиля железной дороги Кольчугино - Тельбесс предприниматели КОПИКУЗа Федорович и Фитингоф не медлили с их освоением. Разработка мощных и легкодоступных пластов, недорогая рабочая сила сулили большие дивиденды, подъем акций, т.к. в военное время резко возрос спрос на уголь. “Для изучения большой территории было организовано четыре поисково-геологические партии. Итогами исследования было установлено, что Кузбасс располагает запасами 250 миллиардов тонн угля” Махмутова З.М. Копикуз: К предыстории индустриального развития Кузбасса // Железные дороги и освоение природных богатств Кузбасса. Прокопьевск, 2002. С. 40.. Позже Л.И. Лутугин предпо-ложил, что запасы могут превышать 400 миллиардов тонн угля. Группа Лутугина составила геоло-гическую карту бассейна и ряд карт выходов по отдельным месторождени-ям. Во время обследования Кузбасса 17 августа 1915 г. Л.И. Лутугин скон-чался на Кольчугинском руднике. Геологи, вышедшие из школы Л.И. Лутугина, и после 1917 г. успешно продолжали исследования, начатые в 1914 - 1915 гг., способствова-ли становлению угольной промышлен-ности в Кузбассе. Остальными партия-ми были произведены разведки на Осиновском, Ерунаковском, Кемеровском, Кольчугинском и других месторожде-ниях. Лучшими для коксования оказа-лись угли Осиновского месторождения, затем угли Кемеровского рудника. С Кольчугинского рудника кокс получал-ся плохой, так как уголь оказался очень жирный, но он был незаменим для смешивания с более тощими углями.

Война 1914 - 1918 гг. повысила спрос на металл, химические продукты; значительно повысился грузооборот железнодорожного транспорта и, таким образом, резко возросла потребность в угле и, в частности, в кузнецком.

В связи с этим добыча угля в Кузбассе в военные годы увеличилась и составляла в 1917 г. 1256,4 тыс. тонн против 773,1 тонн в 1913 г. Это наблюдалось и в кольчугинском районе (см. таблица 2).

Таблица 2

Добыча угля по районам Кузбасса Кузнецкий угольный бассейн. М., 1957. С. 46.(тыс. т.).

1913 г.

1914 г.

1915 г.

1916 г.

1917 г.

Кольчугинский

-

6.6

29,5

126,1

168,7

Кемеровский

9,8

42,6

42,6

73,7

114,7

По дороге доставляли стройматериалы, а вывозили уголь. Продукты и товары транспортировались на лошадях.

Война 1914 г. оказала глубокое влияние на все отрасли промышленности Кузбасса. Продуголь уже не справлялся с возросшими потребностями военного времени, и это привело к повышению спроса на кузнецкий уголь. Копикузу пришлось развернуть строительство нескольких шахт. Но рост добычи угля сдерживало начавшееся в связи с войной сокращение поставок на шах-ты механизмов, закупленных преиму-щественно у германских фирм. В этих условиях Копикузу пришлось ориен-тироваться на подержанные механиз-мы, которыми после ремонта стали оснащать Кольчугинские копи. Такое оборудование не обеспечивало необходимый рост добы-чи угля. Наряду с промышленным строительством на Кольчугинском руднике в 1914 - 1916 гг. были возведены и жилые дома для семейных рабочих, служащих, учителей и фельдшеров, казармы для рабочих, барак для военнопленных, мост через реку Иню, устроено водоснабжение рудника ГАКО, ф. д-13, оп. 1, д. 8, лл. 51-56.. В 1915 г. рабочие кольчугинского рудника размещались в 20 казармах, а для квартир семейных рабочих было специально построено 12 домов. В 1 полугодии 1916 г. ещё 4 деревянных казармы и 1 барак для военнопленных и начата постройка 5 домов для служащих и большой каменной казармы на 100 человек рабочих ГАКО, ф. д-13, оп. 1, д. 8, л. 18.. Уже в 1913 г. на Кольчугинской копи была начата, а в 1914 г. закончена постройка больницы сначала на 10 ГАКО, ф. д-13, оп. 1, д. 8, л. 52., а к 1915 г. на 20 кроватей с заразным отделением на 12 кроватей и аптекой. В 1915 г. построена школа на 200 учащихся с залом для собраний. В 1916 г. для перевозки угля и кокса с кузнецких копей построена ширококоленая Кольчугинская железная дорога, соединяющая копи со станцией Юрга Томской железной дороги Вестник общества Сибирских инженеров. Т. 1. ноябрь-декабрь 1916. № 11-12. С. 15..

В годы войны на Кольчугинском руднике возводились железный копер, железобетонное надшахтное здание, железные эстакады, каменные здания электростанций, машинной и котельной при шахте “Капитальной”. Были установлены деревянные копры и временные деревянные здания при шахтах “Вентиляционной”, “Николаевской”, “Журинской”. В 1914 г. на Кольчугинском руднике было при подготовительных работах было добыто до 429000 пудов угля. В 1916 г. на Кольчугинском руднике было занято уже 2432 рабочих, из них половина военнопленных; было добыто 76661000 пудов угля главным образом на подготовительных работах История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 494.. В том же году отчуждалась земля для сооружения железнодорожных линий от станции Кольчугино, Кольчугинской железной дороги, через город Кузнецк до Тельбесса и от Кузнецка до станции Баюново, Бийской ветвиАлтайской железной дороги Горный журнал. 1916. Т. 3. № 7-8, С. 30.. В 1916 г. здесь добывали пламенный, паровичный кузнечный хорошо спекающийся уголь Вестник общества Сибирских инженеров. Т. 1. ноябрь-декабрь 1916. № 11-12. С. 3.. За годы войны в Кузбассе возникают новые рабочие поселки при угольных копях и станциях Кольчугинской железной дороги. В частности по переписи 1917 г. на Кольчугинском руднике (с поселком Пеньки, железнодорожной станцией и Журинской шахтой) - 4907 человек История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 499. . Исходя из того, что в Кузбассе в 1916 - 1917 гг. по приблизительным подсчетам было занято в угольной промышленности 15000 человек Там же. С. 501.. Заработная плата отставала от роста цен на продукты, особенно мало платили женщинам и подросткам. В 1916 г. на Кольчугинском руднике средняя поденная плата рабочему мужчине была рубль 80 копеек, женщине -70 копеек, подростку - 60 копеек. Зарплата подземных и поверхностных вспомогательных рабочих была в несколько раз меньше заработка забойщиков Там же. С. 502.. В годы первой мировой войны переселенческий поток в Кузбасс иссякает. Это было связано с тем, что правительство запретило переселение в условиях военного времени. В итоге переселенческое движение уже не играло существенной роли в пополнении численности рабочих рук и сельского населения Кузбасса.

Правовое положение рабочих сибирской промышленности во второй половине XIX в. базировалось на старых нормах и традициях. Права и обязанности рабочих определяли не юридически обоснованные законы, а своеволие и почти неограниченная власть предпринимателей Андрющенко Б.К. Правовое положение сибирских рабочих во второй половине XIX в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.