На Б.Серпуховской улице, рядом с купеческими больницами и богадельнями, находились и другие благотворительные учреждения. В сегодняшних домах № 37--39 располагалось Лялинское общежитие, или “Лялинка”, для бездомных. Напротив находились дома “Дамского попечительства о бедных”, в которых снимали квартиры и комнаты малоимущие, а также вдовы с детьми (дом № 34). Рядом располагался приют Московского человеколюбивого общества (дом № 44) для беспризорных детей.
Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности за происходящее рядом с ним. И об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие.
2. Благотворительность в современном мире
2.1. Проблемы благотворительной сферы
Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах.
Распределение бюджетных средств осуществляется в рамках закрытых механизмов, доступ благотворительных организаций к этому источнику практически закрыт. Непрозрачность государственных и муниципальных структур, допуск к средствам приближенных организаций порождает злоупотребления и коррупцию. Межсекторное взаимодействие в этом случае становится частью теневой экономики.
Большинство благотворительных организаций оказываются отрезанными от существенных источников финансирования своих проектов. Даже в тех случаях, когда официальные лица участвуют в благотворительных программах, это приводит к оттоку ресурсов из частного благотворительного сектора. Государство в настоящее время выступает его главным конкурентом в привлечении средств на решение общественных проблем. В созданные властными структурами фонды происходит перекачка государственных средств, которые бесконтрольно расходуются или присваиваются.
Бюджетные проблемы, с одной стороны, большая зависимость предпринимательства от государственной и муниципальной политики, с другой, и сильная мотивация сращивания власти и рыночных структур, с третьей, приводят к постоянному вторжению официальных структур в сферу благотворительности, которая по своей сути должна оставаться частным делом. Получается, что для того, чтобы сделать благотворительное пожертвование, требуется “благословение” властей. Тем самым, сдерживается поступление частных ресурсов в благотворительный сектор. Осуществляются преимущественно проекты, административно одобренные властями. Снижается мотивация как доноров, так и благотворительных организаций формировать материальную базу и ресурсы благотворительности. Это уменьшает ее и без того скудную материально-техническую и финансовую базу.
Фактически действуют неявные механизмы “принуждения” частных доноров, развивается администрируемая (казенная) и плановая благотворительность.
В системе государственного управления сохраняется приверженность административным и авторитарным формам управления. Не соответствующая современным требованиям подготовка и низкая зарплата чиновников, а также исторически присущее России недоверие граждан к официальным структурам и их представителям не способствуют развитию частных сфер деятельности, включая и благотворительность.
Социально-экономическая ситуация, характеризуемая большой долей населения с низкими доходами и отсутствием среднего класса, определяет относительно низкий потенциал доступных для благотворительности ресурсов.
Отсутствие определенной и стимулирующей политики в отношении благотворительности привело к тому, что для осуществления благотворительной деятельности сложились не очень благоприятные условия.В частности,благотворительные организации и благополучатели, участвующие в благотворительном процессе, несут неоправданно высокие налоговые обязательства перед государством. Это повышает накладные расходы благотворительности, снижает мотивацию потенциальных доноров.
С другой стороны, имеющиеся налоговые льготы часто используется не на благотворительные цели. Льготы начинают эксплуатироваться в коммерческих интересах предпринимателей, что, в свою очередь, заставляет и благотворительные организации приспосабливаться к запросам доноров. Изначальная миссия благотворительных организаций отходит на второй план.
Все это обусловило наличие острой проблемы в развитии благотворительности, которая заключается в том, что объем потенциально доступных для использования в данной сфере ресурсов относительно невелик, но и они вовлекаются не полностью. Большая часть средств, которая могла бы расходоваться на благотворительность, остается невостребованной. Таким образом, следует констатировать, что благотворительность в России развита слабо и наиболее успешные организации, как в бизнесе, так и в благотворительности, функционируют, в основном, на государственных ресурсах. В результате благотворительные организации вместо того, чтобы дополнять государство, превращаются в просителей, а в конечном итоге становятся для общества еще одной обузой. Часто многие фонды создаются, не имея достаточных средств, и вместо благотворительной деятельности заняты их поиском для собственного содержания.
2.2. Взаимоотношения с государством
До сих пор государство фактически административно включало часть благотворительного сектора в механизм осуществления своей социальной политики. Причем это не приводило в повышению эффективности бюджетных расходов, а лишь позволяло обойти ограничения в управлении бюджетными средствами или восполнить скудость бюджетного финансирования.
В первом случае средства переводятся в “карманные” благотворительные организации, где ими можно более гибко управлять. И во многих случаях завышать расценки или объемы выполняемых работ.
Во втором случае государство через благотворительные организации занимается сбором средств из частных источников, которые идут на выполнение государственных обязательств.
В любом случае механизмы сводятся к созданию для отдельных организаций привилегированного положения. Наличие таких организаций сдерживает инициативу и развитие других благотворительных структур. Это приводит к потере ресурсов благотворительного сектора. Государство соперничает с благотворительным сектором за обладание источниками ресурсов.
Государственная социальная политика должна осуществляться через бюджетное финансирование и государственные программы. Государственные обязательства должны соответствовать возможностям бюджетного финансирования и не полагаться на псевдодобровольные пожертвования из частных источников. Благотворительная сфера должна быть в полном объеме оставлена на усмотрение самодеятельного населения, граждане должны самостоятельно решать, в каком объеме и в какой форме заниматься благотворительностью.
Роль государства и местного самоуправления заключается в том, чтобы создать благоприятные условия и нормативные механизмы развития и осуществления благотворительности без непосредственного вмешательства.
Благотворительные услуги должны перестать быть в какой бы то ни было степени услугами, оказываемыми органам власти или должностным лицам. Они должны быть только услугами обществу. Власть не должна административными средствами решать, кто, в каких формах, когда и в каком масштабе должен заниматься благотворительностью. Благотворительность должна быть встроена в рынок, при регулировании благотворительности должны применяться принципы, аналогичные для рыночных структур.
Вмешательство власти разрушает философию благотворительности, фактически приводит к ее исчезновению и мешает ее развитию.
Также осложняет развитие благотворительности отсутствие доступа этих организаций к государственным ресурсам. Включение независимых организаций в систему исполнения государственных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, способствует расширению конкуренции в социальной сфере. Система безусловного бюджетного финансирования должна уступать системе выбора наиболее эффективного исполнителя. В настоящее время организационная слабость благотворительного сектора не позволяет государству рассматривать его в качестве серьезного партнера.
Тем не менее, необходимо ежегодно увеличивать объем бюджетных средств, распределяемых на открытом конкурсе. Четко определенная стратегия расширения конкурсов государственных заказов нацелила бы благотворительные организации на получение финансирования, стимулировала бы их развитие. На первых порах благотворительные организации могли бы получить преимущество по сравнению другими формами частных организаций, чтобы обеспечить государственные инвестиции в развитие именно этого сектора.
Конкурсы государственных заказов нужно в первую очередь организовывать по тем проблемам и в тех отраслях, где недостаточно развита сама государственная система. Вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в ее развитие, целесообразно сориентироваться на негосударственных исполнителей.
Государственные заказы должны применяться в тех сферах, где у государства есть понимание и уверенность в том, как надо решать проблемы, и интерес государства сводится, прежде всего, к поиску эффективного управляющего.
Государство и благотворительные организации могут эффективно взаимодействовать и в тех сферах, где проблемы только обнаружились, и где нет ясности, каким образом их решать. Инициатива благотворительных организаций позволит найти новые механизмы и технологии решения. Здесь эффективно применение грантов. В этом случае интерес государства заключается в том, чтобы был реализован социально значимый проект, который еще не осуществлялся и на который благотворительным организациям трудно найти средства из других источников.
Часть государственных средств следует выделять на проекты, разработанные самими благотворительными организациями, а также на организационное развитие благотворительного сектора.
Финансирование благотворительных проектов должно осуществляться государством только на конкурсной основе.
Государственное финансирование благотворительных организаций должно преследовать цели повышения эффективности бюджетных расходов и встраивание механизмов бюджетного финансирования и благотворительной деятельности в рыночную экономику.
Законодательство, регулирующее бюджетный процесс и бюджетные расходы, должно обеспечивать участие благотворительных организаций в выполнении государственных программ и получении государственных заказов наравне с бюджетными организациями. Выбор исполнителя должен безо всяких привилегий осуществляться на основе эффективности.
Страницы: 1, 2, 3