Рефераты. Историческая личность: Хрущев Н.C.

Инцидент случился накануне новой встречи в верхах, назначенной на 16 мая в Париже. Советское правительство более двух лет требовало такой встречи. В тот момент, когда все уже собрались во французской столице, Н. С. Хрущев потребовал, чтобы перед началом переговоров американский президент принес извинения. Поэтому переговоры не могли быть даже начаты. Уже согласованный ответный визит, который Эйзенхауэр как первый американский президент должен был нанести в СССР, был отменен.

Обстановка обострилась. СССР был окружен цепью из 250 американских баз. Однако новые факторы давали ему возможность пре одолеть этот барьер и поразить далекого противника. Дело в том, что после берлинского кризиса в СССР была испытана водородная бомба, которая была эквивалентна 2500 бомбам, сброшенным на Хиросиму.

4. ОТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ.

Вторая половина 50-х - первая половина 60-х годов характеризовалась улучшением отношений Советского Союза с различными странами: Турцией, Ираном, Японией, с которой в 1956 г.

была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений, тог да же велись двусторонние переговоры с Англией, Францией. В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры., экономики, обмена делегациями ученых, деятелями культуры и др. Произошла нормализация отношений с Югославией.

4.1 БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС.

Одной из многих проблем, стоявших перед СССР во внешней политике, была задача стабилизации ситуации в послевоенной Европе. Необходимо было юридически закрепить ситуацию, сложившуюся после второй мировой войны.

Главной же европейской проблемой оставался "германский" вопрос. Советский Союз выступал за подписание мирного договора, который не был заключен за столько лет после войны, однако речь шла о договора не с Германией, которой больше не существовало, а с обоими немецкими государствами.

Предложение, выдвинутое коллективно странами Варшавского Договора в мае 1958 года, было отвергнуто США и их союзника ми, выступившими против любого официального признания ГДР.

Формально их политика была направлена на старый вариант объединения, то есть под главенством ФРГ. Это влекло за собой и непризнание блоком НАТО новых земель, принадлежавших Польше после окончания войны, между реками Одер и Нейсе.

Несговорчивость двух различных блоков привела в результате к серьезному кризису 1961 года в Германии. Согласно потсдамским мирным соглашениям, Берлин, как и вся Германия, был разделен на три оккупационные зоны: СССР, США и Англии. СССР отдал свою зону ГДР в 1949 г., которая после этого стала сто лицей социалистической Германии, а США и Англии образовали из своих зон Западный Берлин, территорию, фактически подвластную ФРГ. Территорию Западного Берлина западные государства использовали как базу для работы спецслужб. В то же время многие не согласные с порядками в Восточной Германии рассматривали Западный Берлин в качестве транзитного пункта для пере езда на Запад, а те, кто остался в стране, - в качестве удобного места для контактов с представителями политических сил Запада. Правительства СССР и ГДР считали Западный Берлин "рассадником империализма", и делали все возможное для ограничения его отрицательного воздействия на немецкой земле.

Весной-летом 1961 г. в ГДР произошло обострение политического кризиса, вызванное тем, что значительная часть населения страны, прежде всего молодежь в крупных городах, стала открыто выступать за изменение политического строя страны.

С территории Западного Берлина Западом проводилась активная политика оказания широкой финансовой, материальной и организационной помощи недовольным. Перед правительством ГДР со всей очевидностью встал вопрос об отделении Западного Берлина от его остальной части. Для прекращения контактов между "внутренней и внешней контрреволюцией" была возведена знаменитая стена из бетонных плит. После этого попасть из Западного в Восточный Берлин стало возможным только через контроль но-пропускные пункты.

Конечно, создание Берлинской стены привело не к укреплению международных отношений, а отрицательно сказались на их развитии в Европе и во всем мире. Налаживание отношений было отложена еще на несколько лет.

4.2 КАРИБСКИЙ КРИЗИС.

Вслед за "берлинским кризисом" последовал еще один, на фоне которого события "берлинского кризиса" казались не столь серьезными. Он получил название "карибского", или, как его называют в странах Запада, "ракетного кризиса". Этот кризис поставил мир на грань мировой катастрофы, так как СССР и США, как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны.

1 января 1959 года на Кубе произошла революция, в результате которой был свергнут тиранический режим Батисты, поддерживаемого США. К власти пришли сторонники Фиделя Кастро, нас троенные антиамерикански. США развернули массированную пропагандистскую и подрывную войну против Кубы, планировалось даже нанесение бомбовых ударов по стратегическим пунктам страны. Но все ограничилось несколькими вылазками американских наемников, с успехом отраженные кубинской армией. В конце концов, правительство Кубы было вынуждено искать защиты у других стран. Такой страной стал СССР.

Правительство СССР увидело в данной проблеме возможность расширить социалистический лагерь и построить свой форпост прямо у берегов США. В этих условиях СССР в 1962 г. принял решение разместить на острове ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. В течение нескольких месяцев рухнула американская система безопасности, создававшаяся США весь XX век. Она была основана на том, что неприятельские войска не смогут поразить своим оружием территорию Америки.

Теперь же появилась военная база СССР у самых берегов США.

Белый дом потребовал убрать с Кубы уже установленные ракеты и вернуть военные корабли, которые везли новые ракеты. В противном случае он угрожал нанести ракетно-бомбовые удары по ним, за чем неизбежно последовала бы полномасштабная война между двумя странами. В последний момент (22-27 октября 1962 г.) лишь благодаря прямым переговорам по трансатлантическому телефону между президентом США Джоном Кеннеди и лидером Советского Союза Н. Хрущевым, удалось предотвратить ядерный катаклизм. СССР вывез ядерные ракеты с Кубы, вернул корабли в свои порты. Взамен США пообещал не организовывать прямые вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты средне го радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленными на СССР.

Карибский кризис был кульминацией обострения отношений государств периода "холодной войны". После этого стал происходить медленный и непостоянный процесс улучшения отношений между странами социализма и капитализма.

Таким образом, дойдя до края пропасти, оба противника отступили. Для США и СССР атомная война была неприемлемым средством продолжения политики. Поэтому не удивительно, что после кубинского кризиса возобновился диалог двух стран. Между Москвой и Вашингтоном была открыта линия прямой связи, позволившая главам двух правительств немедленно вступать в контакт в чрезвычайных случаях. Между Хрущевым и Кеннеди была установлена определенная степень сотрудничества, но период относительного спокойствия продолжался недолго, так как вскоре американский президент был убит.

5. ОТНОШЕНИЯ С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ.

В отношениях СССР с социалистическими странами также было не все гладко. После осуждения после XX съезда КПСС сталинизма, процесс пересмотра позиций вызвал в правящих компартиях Европы политические разногласия. Пытаясь уменьшить количество власти, которая могла быть сосредоточена в одних руках, в каждой из стран Восточной Европы разделили высшие партийные, правительственные и государственные посты. Все это явилось результатами политической борьбы. Самые трагические формы она приняла в Венгрии.

5.1 КРИЗИС В ВЕНГРИИ.

Политика СССР в восточноевропейских социалистических странах оставалась практически такой же жесткой, как и ранее.

Хотя под влиянием "оттепели" братские страны получили несколько большую политическую самостоятельность, попытки выхода за рамки дозволенной "либеризации" резко пресекались. Подлинной национальной трагедией явилось вооруженное подавление восстаний в Венгрии в 1956 г. и в ГДР в 1961 г., хотя антисоветские выступления более мелкого масштаба имели место и в других странах, прежде всего в Польше (1956 г. волнения в Познани) .

В сентябре-октябре 1956 г. правительство Венгрии, поддержанное широкими слоями народа и армии, пыталось выйти из жесткой зависимости от СССР, восстановить демократию в "западном" варианте. Оно заявило о своем выходе из Организации Варшавского Договора и прекращении союзнических отношений с СССР. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и практически оказалась вне закона. "Октябрьская революция", как сейчас в Венгрии называют события 1956 г., была подавлена при помощи советских войск, как находившихся в стране, так и введенных из СССР. Были восстановлены власть компартии и все союзнические обязательства Венгерской Народной Республики (4 ноября 1956 г. Будапешт был оккупирован советскими войсками, погибло около 20 тыс. венгров) . Прямое использование советских войск для разрешения социально-экономического кризиса в суверенном государстве было крайней формой вмешательства во внутренние дела страны (хотя и США, ФРГ и другие западные государства активно поддерживали "революционеров") . Наряду с разоблачением сталинизма на XX съезде КПСС венгерские события 1956 г. привели к падению авторитета СССР на международной арене, в том числе популярности коммунистических идей в мире и ослаблению мирового коммунистического движения.

* * * Одним из самых важных событий 1955 года явилось примирение СССР с Югославией. Советское руководство пришло к заключению, что югославский режим не стал "реставрированным капитализмом", а что Югославия следует к социализму своим путем.

Большая заслуга в восстановлении отношений с этой страной принадлежала Хрущеву, который прибыл в Белград с визитом и подписал соглашение о взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела ни по каким мотивам. Это было первое признание многообразия путей к социализму, провозглашенного на XX съезде КПСС.

Во время событий 1956 года внутри социалистической системы обрисовались три полюса: Москва, Пекин и Белград. Хрущев пытался действовать вместе с обеими столицами. Трудности в общении состояли, прежде всего, в полярности взглядов на события в Венгрии. Югославы были противниками вмешательства в дела венгров. Китайцы - наоборот, считали, что надо решительно вмешаться и "навести порядок". Сближение позиций СССР и Китая привело к критике югославского руководства, из-за которого снова возникла кризисная ситуация.

Важную роль в консолидации коммунистов мира сыграло международное Совещание коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве. Поводом для него стало празднование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. На совещание прибыли делегации всех 64 коммунистических и рабочих партий. Оно было созвано, чтобы найти общий путь выхода из кризиса, последовавшего за XX съездом. Совещание проходило в два этапа. На первом этапе присутствовали 12 правящих партий, а на втором этапе - были все. На нем был принят Манифест мира. Главная роль на совещании принадлежала советским и китайским представителям.

К сожалению, совещание оказалось попыткой заменить старые международные организации общим форумом, на котором можно было бы давать политические указания, имеющие ценность для каждой партии. Как показал опыт, эта затея не имела успеха.

В конце 50-х-начале 60-х годов снова возникли сложные проблемы во взаимоотношениях СССР с Китаем и Албанией. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма, резко выступив против осуждения культа личности в Советском Союзе, эти две страны в начале 60-х годов практически прекратили отношения с СССР. Реальное обострение началось в 1960 г., а уже в 1961 г. были практически прерваны от ношения между Албанией и СССР. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку "великого китайского народа".

Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после второй мировой войны. Разногласия между двумя великими державами были вызваны тем, что Китай уже больше не хотел мириться с ролью младшего брата в социалистической семье и стремился оттеснить с господствующих позиций Советский Союз. Естественно, что руководство СССР не могло согласиться с этим, что и вызывало постоянно растущую напряженность.

6. ОТНОШЕНИЯ СССР С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ.

По мере того, как утихала прямая конфронтация между СССР и США, нарастала скрытая борьба между ними в странах "треть его мира". В 50-е годы многие азиатские колониальные страны получили независимость, в начале 60-х годов этот процесс стал происходить в африканских странах. Как СССР, так и США пытались иметь в правительствах этих стран "своих людей", направлять их внешне- и внутриполитические курсы. При этом обоим сторонам оказывалась как экономическая, так и военная помощь.

Во второй половине 50-х годов в "третьем мире" были две главные "горячие точки": Юго-Восточная Азия и Ближний Восток.

Практически во всех странах этих регионов шла вооруженная борьба, возглавляемая коммунистами, против правительств. Особенно интенсивно она велась на Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, а также в Бирме. Коммунистов активно поддерживали СССр и Китай. Первоначально они действовали вместе, за тем противоборствуя друг с другом.

На рубеже 50-60-х годов создалась ситуация, когда коммунистические движения в ряде стран были близки к захвату власти. Лишь массированная помощь со стороны США, Англии и других стран позволили правящим режимам стабилизировать положение.

СССР стремился наладить дипломатические отношения с некоторыми развивающимися странами, с тем чтобы "оторвать" их от "империалистического лагеря". Наиболее прочные связи установились у Советского Союза с Индией и Индонезией. Довольно успешно развивались отношения с Бирмой, Камбоджей, Непалом.

Установление прочных дипломатических и экономических от ношений с развивающимися странами использовалось Советским Союзом зачастую с тем, чтобы ослабить в них влияние бывших колониальных держав и создать тем самым благоприятную обстановку для прихода к власти прокоммунистических правительств.

Именно в это время в советском политическом словаре стало по являться словосочетание "развивающиеся страны социалистической ориентации". Во второй половине 50-х-начале 60-х годов к этим странам СССР относил Индию и Индонезию.

Если поддержка Индийской Республике со стороны Советского Союза выражалась в экономической и военной помощи (СССР постепенно становиться основным поставщиком военной техники) , то отношения с Индонезией приобретали элементы политического сотрудничества. Наиболее успешным оно было во второй половине 50-х годов, когда СССР и Китай действовали совместно. Одним из проявлений подобного подхода была программа социалистических преобразований в Индонезии и активнейшая поддержка ее правительством повстанческих движений в соседних государствах (прежде всего в Малайзии) , которые ориентировались на западные страны. Если в Индии умеренный и прагматический курс при носил плоды (в частности, СССР занял позицию нейтралитета во время индокитайского вооруженного конфликта в Гималаях в 1962 г.) , то более открытый индонезийский эксперимент завершился неудачей, когда в результате военного государственного пере ворота в Индонезии в 1965 г. было смещено правительство Сукарно.

Военная и дипломатическая помощь СССР была определяющим фактором в достижении мирных соглашений по Вьетнаму в 1954 г.

Результатом этих соглашений было появление социалистической Демократической Республики Вьетнам.

Не менее сложные процессы происходили и на Ближнем Востоке. В конце 40-х начале 50-х годов большинство арабских стран освободились от колониальной зависимости; в некоторых из них, как, например, в Египте в 1952 г., к власти пришли военные с националистическими программами. С 1948 г. в регионе существовало государство Израиль, созданное согласно решениям ООН, за которые голосовали США и СССР. Откровенно проамериканский курс израильского правительства и антизападная политика ряда арабских стран были одной из основ конфликта.

Другой не менее важной причиной был еврейский и арабский национализм, который толкал соседние народы к непреодолимой вражде.

СССР поддерживал арабские страны как в политическом, экономическом, так и в военном плане, особенно крупную помощь получила Объединенная Арабская Республика (строительство Асуанской плотины) . Открыто помощь СССР Египту была оказана в 1956 г. во время агрессии против Египта Англии, Франции и Израиля (причина и повод национализация Египтом Суэцкого канала) . СССР не только полностью вооружил и обучил египетскую армию, но и в самый критический момент сделал заявление о готовности послать в Египет добровольцев, что поставило бы Советский Союз в прямую конфронтацию со странами-агрессорами. В связи с тем, что США проявили колебания, не желая усиливать противоборство с СССР в данный конкретный момент, Англия, Франция и Израиль вывели из Египта свои войска.

Война 1956 г. значительно укрепила позиции СССР на Ближнем Востоке. С этого времени влияние Советского Союза в странах "третьего мира" стало возрастать.

Войной, также повысившей авторитет СССР в арабском мире, была война за независимость алжирского народа. С 1954 г. по 1962 г. СССР был, по существу, единственным действенным союзником алжирского народа. После получения Алжиром независимости (французские войска были выведены, несмотря на военную по беду) СССР стал одним из наиболее близких союзников Алжирской Народной Республики.

1960 год был годом обретения независимости семнадцатью африканскими странами, но СССР оказался практически не готовым к активным действиям на Африканском континенте. Влияние Советского Союза ограничивалось политическими декларациями и признанием новых независимых государств.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Оценивая внешнеполитическую деятельность Н. С. Хрущева, трудно придерживаться какой-то одно позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями.

В целом к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Главной заслугой Хрущева было то, что он сумел растопить лед "холодной войны", не дал разгореться смертельному костру ядерной войны. Противостоящие системы во главе СССР и США вышли из крупных, чреватых прямой военной конфронтацией конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинули мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевший также важное экологическое значение: августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Несмотря на то, что после ухода Хрущева от власти внешняя политика СССР снова сдвинулась в сторону ужесточения, его усилия по сохранению мира на Земле надолго остались в памяти жителей планеты.БИБЛИОГРАФИЯ:

1. "История России с древности до наших времен" под ред. Зуева, М, 1996 г.

2. "История России. Пособие для старшеклассников и абитуриентов" Моряков В. И., Федоров В. А., МГУ, 1996 г.

3. "Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии" Составитель Ю. В. Аксютин. М, 1989 г

4. "История Советского Союза" Хосгинч Д., М, 1993 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.