Летом 1960 г. отряд перебрался на свое постоянное место пребывания - Зеленый городок на северо-востоке Московской области, ныне всемирно известный Звездный городок. Но пока формировалась собственная база Центра подготовки космонавтов, местом занятий слушателей-космонавтов оставались залы конструкторских бюро и цеха заводов, лаборатории научных учреждений и авиационные полигоны.Для ускоренной подготовки к первым полетам по предложению С.П.Королева, Е.А. Карпова (начальник ЦПК) и Н.П. Каманина (помощник Главкома ВВС по подготовке космонавтов) в ноябре 1960 г. была сформирована так называемая “ударная” группа космонавтов, в которую вошли В. Быковский, Ю. Гагарин, А. Карташов, Г. Нелюбов, А. Николаев, П. Попович, Г. Титов. 5 апреля 1961 года состоялось их первое знакомство с космодромом. Великое событие неумолимо приближалось. 10 апреля на заседании Государственной комиссии принято решение об утверждении на первый полет в космос Юрия Гагарина. Дублером назначен Герман Титов.Впереди было 12 апреля.
12 апреля 1961 года…
12 апреля 1961 г. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Весенним утром мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль “ВОСТОК” с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. С орбиты он докладывал:
Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол! 000 сут 01 час 48 мин.
Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин.... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный - “Заря”......Наконец технический руководитель полета - им был академик С.П. Королев - скомандовал:- Подъем!Я ответил:- Поехали!Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого...
...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем.
- Красота-то какая! - снова, не удержавшись, воскликнул я......Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить:- Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее......Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского......В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма!...
...9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение:
- Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно......В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение:- Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо...
...Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему......В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время...
...Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз......Высота полета все время уменьшалась.Десять тысяч метров... Девять тысяч... Восемь... Семь...Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку......В 10 часов 55 минут “Восток”... благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза “Ленинский путь”, юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки......Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу......- Неужели из космоса? - не совсем уверенно спросила женщина.- Представьте себе, да, - сказал я...
Награды
Золотая медаль имени К.Э.Циолковского (АН СССР), медаль де Лаво (ФАИ), золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений. Большая золотая медаль и диплом ФАИ, премия Галабера по астронавтике за 1962 за выдающиеся заслуги в изучении космоса (1963), золотая и серебряная медали астрономической обсерватории и планетария г.Стара-Загора (Болгария), медаль Колумба (Италия), золотой знак ЦК Компартии Финляндии (1961), медаль Коммунара 18 марта 1871 года (Франция, 1963), золотая медаль города Пю-то (Франция, 1963), золотая медаль города Сен-Дени (Франция), медаль в честь провозглашения Ю.А.Гагарина первым почетным членом объединенного профсоюза сталелитейщиков Англии и Ирландии (г.Манчестер. 1961), знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» (посмертно, 1970), медаль С.П.Королева ФАС СССР (посмертно, 1972), медаль С.П.Королева ученого совета предприятия ОКБ-1 (1967), нагрудный знак и диплом «За активную пропаганду достижений космонавтики, идей К.Э.Циолковского» Государственного музея истории космонавтики им.К.Э.Циолковского (посмертно, 1974), медаль «За активную работу по пропаганде идей К.Э.Циолковского и космонавтики» (посмертно, 1974), знак «Почетному строителю Комсомольска-на-Амуре 1932-1957» (1962), Диплом ВДНХ СССР за разработку и внедрение техники
Почетные награды:
Позывной:«Кедр».Сен.1965-апр.1967-проходил готовкукполетувкачествекомандираактивногоКК«Союз»(7К-ОК)всоставе2-гоэкипажа.23апр.1967-былдублером командираКК«Союз-1»В.Комарова.С 16 июн. 1960 - член КПСС.Делегат - XXII (1961) и XXIII (1966) съездов КПСС.1962-1968 - депутат Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов.С 1962 - член ЦК ВЛКСМ (Избирался на XIV (1962)иXV(май1966)съездахВЛКСМ).Президент Общества советско-кубинскойдружбы(с1964).Почетныйчлен бщества Финляндия-СоветскийСоюз.Член Президиума Федерации водногоспортаСССР(с1964).Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики Университета г.Лакнау(Индия,с1961).Почетный вождь старинного племени Кпелле (Либерия, избран в 1962). Герой Советского Союза (14 апр. 1961), Летчик-космонавт СССР (14 апр.1961). Почетный радист (1962), Заслуженный мастер спорта СССР (по бегу, 1961). Нбр. 1955 - курсант,22фев.1956-курсант-сержант,5нбр.1957-лейтенант,6нбр. 1957-ст.лейтенант, 12 апр. 1961 - майор (досрочно внеочередное), 12 июн. 1962 - подполковник (досрочно), 6 нбр. 1963 - полковник (досрочно). медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1961), орден Ленина (1961), медаль «За освоение целинных земель» (1961) и 4 юбилейные медали. Награды научных и общественных организаций:
медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда НРБ и орден Георгия Димитрова (1961), медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда ЧССР (1961), орден Крест Грюнвальда I степени (1961, ПНР), орден «Плайя Хирон» (1961, Куба), орден «За заслуги в области воздухоплавания (1961, Бразилия), орден Государственного Знамени ВНР (1961), орден «Ожерелье Нила» (1962, ОАР), орден, знак и Большая лента Африканской Звезды к ордену «Свет во тьме» (1962, Либерия), Герой Труда ДРВ (1962), орден Звезды 2-го класса (Индонезия, 1961), орден Карла Маркса (1963, ГДР).
(1967).
Почетный гражданин городов:
Калуга (1961), Люберцы (посмертно, 1987), Новочеркасск, Сумгаит, Смоленск, Винница. Новозыбково и Новозыбковского района Брянской области (1966), Севастополь, Саратов (1967), Ленинск (ныне Байконур, посмертно, 1977) - все СССР, а также София, Перник(1966). Бургас(1966) - все НРБ, Афины (Греция), Фамагуста, Лимасол (Кипр), Сен-Дени, Пюто (1963, Франция), Тренчианска-Теплице, Мартин (1961, ЧССР).
Ю.Гагарин получил на вечное хранение золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (1962, Египет
Именем Ю.А..Гагарина названы: г.Гагарин (бывший г.Гжатск) и Гагаринский р-н (бывший Гжатский р-н) Смоленской обл. Его имя присвоено созданному в г. Гагарине мемориальному музею. Краснознаменной Военно-воздушной академии в пос.Монино, ЦПК ВВС и пионерской дружине средней школы Звездного городка. Его имя носят научно-исследовательские суда. школы и техникумы, Якутская областная типография.
Бронзовый бюст Ю.А.Гагарина установлен в г.Москве на Аллее Героев космоса. Памятник в Звездном городке (открыт в 1971. скульптор Б. Дюжев, архитектор А.Заварзин). Бронзовый бюст пятнадцатилетнего Ю.А.Гагарина установлен на 2-й площадке космодрома Байконур. Установлены памятники в г.Москве (на площади Гагарина), г.Гагарине, г.Ленинске (ныне Байконур, 1984, скульптор О.Посоцкий) на площади его имени, г.Софии, на ТЭЦ им. Ю.А.Гагарина в г.Вишонте в Венгрии (1973)
Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета №1772.
Дата и причина смерти:
27 марта 1968 погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-испытателем, полковником В.С.Серегиным во время тренировочного полета. Самолет разбился вблизи д.Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы неустановлена.Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в г.Москве.15 апр.1968 - исключен из списков офицерского состава ВС СССР как погибший при исполнении служебных обязанностей.
Биография
Детство юного крестьянского паренька Юры Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленьщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.
После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Затем его переименовали в город им. Гагарина.
В пятнадцать лет Юра поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове. По прошествии многих лет Юрий вспоминал: “ С Саратовом связано появления у меня … неудержимой тяги в небо, тяги к полетам ”.
После Саратовского аэроклуба, первой “небесной” страницы в биографии Гагарина, увлечение военным делом привело в Военное авиационное училище в Оренбурге. После его окончания он служил в военной авиации, - летал на краснозвездных сверхсвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины.
Будущий космонавт был смелым, решительным находчивым. И ещё он был заботливым и веселым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.
В 1960 г. Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил, выдержкой. Был отлично подготовлен физически, был внимателен к товарищам. Помогал им, а те в свою очередь ему. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 г. в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали!».
Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.
Ликованию людей не было конца, они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.
После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны, и всюду люди были покорены его обаятельной улыбкой, умом, простотой.
Проложив в космос дорогу другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда - и на Земле и в космосе.
Заключение
Делом всей своей жизни С.П. Королев считал создание техники и средств для освоения человеком космического пространства. Королев создает космический корабль "Восток", который положил начало пилотируемой космонавтике. Полет Юрия Гагарина в космос является эпохальным, историческим. Он показал возможность нашего государства, его ученых, инженеров и рабочих создавать уникальную технику для успешных полетов человека в космос. Полеты наших космонавтов, а также полеты беспилотных автоматических спутников сделали нашу страну "великой космической державой".
Из 50 мировых достижений в космонавтике 27 принадлежат нашей стране. Сегодня свыше 130 государств Земли участвуют в космических программах в интересах своих стран. Свыше 35 типов космических аппаратов созданы в странах, участвующих в освоении космического пространства в интересах науки, народного хозяйства и национальной безопасности.
Пилотируемая космонавтика прошла большой путь от одиночных и групповых полетов на кораблях "Восток", "Восход", "Союз" до многоцелевых орбитальных станций "Салют" и "Мир". Получены уникальные научные медицинские и биологические результаты, освоены технологии длительного пребывания человека в условиях невесомости и замкнутого пространства.
Выполненные работы и полученные результаты позволили по-новому рассмотреть и принять программу развития космонавтики в XXI в. Орбитальная станция рассматривается как одно из основных звеньев новой космической инфраструктуры, которая обеспечит ее длительное применение вплоть до морального старения. Необоснованная политика отказа от собственной орбитальной станции, ориентация на МКС не решают проблем нашей национальной космонавтики и от достижений "передовой космической державы" мы скатываемся в разряд слаборазвитых. Это четкая позиция Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, созданная в марте 1991 г. с целью сохранения и дальнейшего развития нового направления космической деятельности человека в сложный период перестройки, сосредоточила в своем составе все ведущие силы страны по этой отрасли знаний. В ее составе свыше 1300 членов. Из них только членов РАН и других российских и международных академий более 70 человек. Все ведущие главные и генеральные конструкторы объединены в Совете главных конструкторов, ветераны - в Совете старейшин и ветеранов космонавтики; активно работают аналитический центр и другие структурные подразделения академии, в том числе и медико-биологических проблем в интересах пилотируемой космонавтики.
Академия по контрактам с Российским авиационно-космическим агентством и другими заинтересованными организациями и, кроме того, по собственной инициативе за десять лег провела большую работу по поддержанию в рабочем состоянии существующей и во многом уже выработавшей свой гарантийный ресурс российской космической группировки связи и навигации. Одной из важных работ академии мы считаем проведение независимой экспертизы и выдачу заключений на предложения и проекты комплексов и систем, а также на проекты программ развития российской космонавтики в первые десятилетия XXI в. Академия выдала заключение на важнейшую перспективную систему "Энергия - Буран" и на орбитальную станцию "Мир". Мы настаивали и настаиваем на продолжении этих работ, как величайших достижений отечественной космонавтики. Провели экспертизу и выдали заключение на систему государственного единого времени России и на Центр дальней космической связи на основе дальнего радиокомплекса МЭИ в Медвежьих озерах (Московская обл.) и Колязине и другие проекты - всего более 30 заключений.
В целях вовлечения членов академии к решению задач промышленных и научных организаций созданы и успешно работают региональные отделения академии и научные центры. Среди них такие крупные структуры, как Поволжское с центром в Самаре, Северо-Западное (Санкт-Петербург), Южное (Днепропетровск, Украина), научные центры им. С.П. Королева, им. М.В. Хруничева, им. С.А. Лавочкина. Плодотворно действуют также научные центры при головном ЦНИИ МО и в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, а также научные центры в Казахстане, Грузии, Молдове, Румынии, Германии.
В интересах пропагандирования новых достижений в науке и технике академия издает труды и сборники, в том числе журнал "Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики", сборник "Космос и человек" н другие научные издания. Члены академии публикуют свои работы в журналах "Транспорт" и "Человек, Земля, Вселенная". Академия проводит и участвует в работе российских и международных конференций, научных чтениях и симпозиумах по важнейшим направлениям космонавтики.
Члены академии прилагают много усилий для просвещения широких слоев населения, и прежде всего молодежи. Они выступают с популярными лекциями, публикуют статьи в периодической печати, руководят и помогают работе кружков научно-технического творчества в области космонавтики.
Обеспокоенные за судьбу и безопасность нашей Родины, ее будущее, члены академии прилагают усилия, чтобы с честью выполнить свой долг, как это делали С.П. Королев и Ю.А. Гагарин.
Литература:
1) "Дорога в космос" (1962),
2) "Вижу Землю" (1976),
3) соавтор книги "Психология и космос" (1971).
4) журнал "Аэрокосмический курьер" N1 (2001 г.)
Страницы: 1, 2