Рефераты. Формирование исторической школы Германии


Согласно учению Лютера, человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни; профессиональное призвание - веление Господа. Таким образом, мирская деятельность рассматривается как исполнение религиозного долга, в отличие от раннего христианства, которое первоначально выступало как религия, враждебная экономической жизни. В основе религиозного учения Кальвина - догмат об избранности к спасению. Согласно этому учению, на человеке, пришедшем в данный мир, уже лежит клеймо - избранности или проклятья, и человек своими делами ничего не в силах изменить. Но он может увидеть божественный знак: экономический успех - знак милости божьей, а неуспех - знак отверженности. Мораль учения Кальвина заключается в сосредоточении энергии верующего на увеличении и накоплении богатства во славу божью. Как кальвинизм, так и лютеранство формируют новые качества человека бережливость и стремление к накоплению (вспомните тезис А.Смита о том, что тот, кто накопляет, является благодетелем нации), аскетизм, всеподавляющее чувство долга.

Вклад М.Вебера состоял в том, что он исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества, подтверждая тезис исторической школы, что функционирование идей - существенная основа экономического роста. Однако в современном капитализме мы не улавливаем данной связи. Вебер отвечает на это следующим образом. Когда капитализм стал господствующим строем, сама система выбирает тех, кто удовлетворяет условиям ее существования. Она производит отбор тех, кто умеет приспособиться и выжить на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены, заработная плата. Не удивительно поэтому, что жажда наживы вытеснила понятие о профессиональном долге, а экономическая деятельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по выражению Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться.

Как видим, у представителей исторической школы религия, культурные и этические нормы выступают не как внешние рамки экономической деятельности, а как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека. Что касается области экономической политики, представители исторической школы были сторонниками жесткой политики протекционизма, что объединяет их с меркантилистами.

Между тем главная заслуга представителей «старой историчес-кой школы» заключается прежде всего в формировании альтернатив-ных классической школе методологических положений, которых впос-ледствии придерживались все авторы последующих этапов соци-ально-исторического направления и которые затем легли в осно-ву методологии социально-институционального направления эко-номической мысли -- американского институционализма.

4. Взгляды Туган-Барановского.

Туган-Барановский, русский ученый-экономист, считал, что политическая экономия разделилась на три направления:

1) товарно-хозяйственный лад, австрийская школа маргинализма, которая изучает функционирование предприятия, фирмы в условиях конкуренции функционирования рынка.

2) социалистический. Представитель этого направления Карл Маркс. Все основные категории политической экономии выводятся с отношения только двоих общественных классов-рабочих и капиталистов, что определяется как главное в системе общественных отношений. На этой основе и строится марксистская концепция закона развития и революционного уничтожения капитализма.

В русле третьего направления,выделенного Туганом-Барановским как такового, который основывался на идее объединения частной собственности и предпринимательства с государственным регулированием, формируется немецкая историческая школа, развиваются в третьей части 19 века разные ее направления: историко-эстетическое (Густав Шмоллер и др.) и социально-политическое (Л.Брентано и др.). Абстрактно-дедуктивному методу классиков эта школа противопоставила описательно-имперический подход в исследовании экономических явлений, отрицание каких-либо экономических законов понятие политэкономии как «национальной экономии». За высказыванием М. Тугана-Барановского, безответственное отношение представителей этой школы к теоретической экономии привело «не к превращению экономической теории..., а к временному охлаждению интереса к экономической теории или даже к полному ее отрицанию».

Аналогичные мысли высказывали и другие ученые-экономисты. Один из многочисленных поклонников классической школы, известный исследователь истории экономических учений и специалист по вопросам денежного хозяйства Александр Михайлович Миклашевский, придавая исключительно большое влияние социально-политическому направлению, считал, что большинство его представителей и последователей «дальше обычной социальной политики… не шли», ничего не делали для развития политической экономии».

Но следует отметить, что такое пренебрежительное, за выражением М.Туган-Барановского, отношение к теоретической экономии постепенно меняется к концу 19 - начало 20 столетия в сторону более глубокого теоретического изучения представителями новой исторической школы, признание или полезности применения рядом с индуктивным абстрактно-дедуктивного метода. Эти черты ученый отметил, в частности, в творчестве таких известных, по его мнению, теоретиков, как Адольф Вагнер и Альберт Шеффле.

Отдельные от марксистских выводы делает из своей теории разделения М.Туган-Барановский. Четко определяя два основных фактора, от которых зависит заработная плата - увеличение продуктивности общественного труда, как фактор экономический и социальная сила рабочего класса, как фактор социальный, ученый считал первый фактор основным. Именно на этой основе увеличения продуктивности общественного труда, объективную предпосылку для которой составляет прежде всего научно-технический прогресс, происходит возрастание национального дохода и размера доли в нем рабочего класса. Это одна из объективных тенденций развития капиталистического хозяйства, на которой ученый заостряет свое внимание.

Что ж до социального фактора - силы рабочего класса, действие его профсоюзных организаций, он определяет конкретный уровень, на котором устанавливается средняя заработная плата. Этот уровень тоже проявляет стойкую тенденцию к повышению. Ученый обращает внимание на то, что такое повышение заработной платы имеет положительное оборотное влияние на повышение продуктивности общественного труда, обеспечивая солидарность интересов рабочих и предпринимателей. Этим определяется значение регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом. Основными субъектами такого регулирования выступают организации предпринимателей, рабочих и государство.

Но к идее солидарности между рабочими и предпринимателями сам Туган-Барановский относился скептически, как к далекой еще от той «гармонии», которую имел в виду Л.Брентано. Этого известного немецкого профессора ученый считал представителем «наиболее прогрессивной группы социал-политиков», защитником стремлений к демократии, сторонником свободного развития общественной самодеятельности, рабочих союзов и др. Отмечая как одно из наиболее весомых убеждений Л.Брентано, что “технический прогресс есть основа социального”, М.Туган-Барановский вместе с тем видел слабость его позиции “в надмерном экономическом и социальном оптимизме». «Классовый антогонизм продавцов и покупателей рабочей силы, - писал по этому поводу М.Туган-Барановский, - коренится в самом естестве наемного труда и поэтому исчезнуть никогда не может”.

5. Методологические особенности исторической школы Германии.

Особенности методологии социально-исторического направле-ния экономической мысли сложились еще на этапе «старой исторической школы». По мнению Н.Д.Кондра-тьева, это обстоятельство свидетельствует о том, что «само фор-мирование исторической школы в противовес классической было фактом огромного значения для развития методологии социаль-ной экономии. То формирование, -- продолжает он, -- происхо-дившее под знаком оппозиции классикам, потребовало по суще-ству... впервые отчетливого и критического осознания самой про-блемы метода экономического исследования».

В самом деле, немецкие авторы, поставив во главу угла проблему метода экономического исследования, по существу выдержали научный спор с классиками и внесли в методологию политичес-кой экономии новые позитивные элементы, которые легли в ос-нову методологических особенностей зародившегося благодаря им социально-исторического направления экономической мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следую-щим трем положениям:

1) учет влияния на экономическое развитие страны, социаль-ной среды, в том числе «человеческого фактора»;

2) выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий;

3) определение места и роли неклассовых критериев в иссле-довании фаз и этапов развития общества.

Первая методологическая особенность исторической школы Гер-мании позволяет раскрыть несостоятельность одной из централь-ных методических позиций классиков, согласно которой в эконо-мической науке приоритетное значение имеют якобы главным образом экономические законы, факторы и категории и их дей-ствие объявляется универсальным и неотвратимым во все време-на и для всех народов (государств). Ведь немецкие авторы, говоря словами Н.Д.Кондратьева, «опираются на факт многообразия и динамичности исторической жизни и отсюда отрицают возмож-ность абстрактных законов политической экономии вообще и за-конов экономического развития в частности», и их заслугой, на его взгляд, является обоснованная аргументация «в пользу отно-сительности законов хозяйственной жизни» и попытка «дать кон-кретные эмпирические законы развития хозяйства».

Итак, представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы химические, физические и т.п.), которые неизменно проявляют себя благодаря стабильному харак-теру вызывающих их действие заранее известных элементов и ком-понентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на не универсальный характер политической экономии и зависимость результативности экономических процессов не только от эконо-мических (базисных), но и от многообразных факторов неэконо-мического (надстроечного) свойства, включая «человеческий фак-тор», т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды. Причем в числе последних чаще всего ими упоминаются:

· национальные особенности и традиции;

· своеобразие исторического развития нации, ее менталитет;

· историческая случайность;

· географические условия страны;

· особенности национальной культуры, психологии, религии и др.

В связи со второй методологической особенностью исторической школы необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т.д., и наоборот. Немецкие авторы этой каузальной парадигме классиков противо-поставили функциональную, и в их трудах значение в процессе эволюции хозяйственной жизни экономических и неэкономичес-ких факторов рассматривается, как правило, во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Правда, ими нередко делается столь значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факто-ров, что их же позиция обернулась практическим насаждением в германском общественном мнении конца XIX -- начала XX в. идей о будто бы уникальном «немецком национальном духе», об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д. К примеру, со-гласно предубеждениям М.Вебера, в его книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) речь идет даже об исключитель-но важной роли в создании цивилизованного общества одного из течений протестантской религии -- кальвинизма.

Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического мето-да. Как известно, у классиков историзм проявляет себя прежде всего через критерий выделения на различных этапах эволюции наро-дов и государств так называемых высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо хозяйственный.

В этой связи Н.Д.Кондратьев, например, пишет, что именно предшественнику исторической школы Ф.Листу принадлежит «первая по времени попытка, если не считать еще более ранних зачатков, дать схему эволюции хозяйственных ступеней народов», в соответствии с которой «человечество последовательно прохо-дит пять ступеней:

а) период дикости, б) пастушеский, в) зем-ледельческий, г) земледельческо-промышленный и д) земледельческо-промышленно-торговый период».

И, сравнивая данную схему еще с одной, он уточняет: «Представитель собственно ис-торической школы Б.Гильдебранд дал иную схему, в основу ко-торой было положено различие в состоянии обмена. Он различал:

натуральное, денежное и кредитное хозяйство»

Благодаря неклассоформационному историзму, как важнейшему инструменту для научных изысканий и обновления экономичес-кой науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому -- не просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих иссле-дований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по мно-гим актуальным социально-экономическим проблемам.

6.Вывод.

Т.о. следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигну-тых в ту пору научных основ экономической теории так и не позво-лила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теорети-ко-методологические упущения классической политической эконо-мии.

Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX--XX ни., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков,а затем социально ориентированные концепции американских институцианалистов.

Литература:

1. Я.С.Ядгаров «История экономических учений».

2. Самуэльсон П. «Экономика».

3. Хейне П. «Экономический образ мышления».

4. Чепурин М.Н. «Курс экономической теории»

5. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.