Рефераты. Европа от средневековья до Второй мировой войны

Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный потенциал, которым располагали в середине XVIII в. университеты Эдинбурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных учёных выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм. Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро -- это всё, что полезно людям.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, объединявшего лучшие умы того времени. Адам Смит - выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. Смит считал, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме. По его мнению, люди воспитывают в себе чувство справедливости и вырабатывают навыки цивилизованного общения, лишь находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя. В своей теории Смит отводил рынку ту же функцию, которую английские просветители отдавали правовому государству или цивилизованному общению, -- функцию социализации эгоизма.

Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Однако в шотландском обществе длительное время сохранялось недоверие к свободной игре рыночных сил.

Потребовалось время, чтобы шотландские просветители избавились от страха перед рыночной стихией. Новое их поколение, вступившее в пору зрелости ближе к концу XVIII в., уже не уповало на поддержку правительства или парламента. Для них образцом гражданского поведения являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельности, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.

Германское Просвещение.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Распространению новых веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами, стремились прославиться меценатством. Почёт, которым была окружена в Германии французская культура, также способствовал проникновению просветительских идей.

Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король Фридрих Великий. Не без старания властей одной из характерных черт

Просвещенный абсолютизм России.

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. -- время правления императрицы Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. "Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, -- писала она еще до воцарения, -- слава страны -- моя собственная слава".

Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения.

ЗАДАНИЕ 3

Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась ?

В первой половине XX столетия человечество пережи-ло две большие войны: первая в основном развернулась в Европе, хотя ее удостоили звания мировой войны, а вто-рая была действительно мировой. Мировые войны XX столетия явились отражением коренных перемен, проис-шедших в мире, одним из последствий самого процесса развития цивилизации. Две войны XX в. приобрели миро-вой масштаб и фактически поставили на грань гибели мировую цивилизацию. Причины мировых войн носят глобальный характер и взаимосвязаны с кризисным coстоянием западной цивилизации, которое фактически про-должалось всю первую половину XX в.

1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война (1939--1945) -- самый крупный вооруженный конфликт в истории человечес-кой цивилизации. В войне приняло участие 64 государ-ства мира, в армии воюющих стран было призвано 110 млн. чел. Театром военных действий стали все океаны, Европа, Азия, Африка и Океания. Война стала действи-тельно мировой. Людские потери в результате войны пора-жают своими масштабами. С учетом все уточняющихся данных о потерях СССР число погибших, составило свы-ше 60 млн. чел. Около половины погибших -- гражданс-кое население.

Причины второй мировой войны -- один из вопросов, наиболее активно изучавшихся и многократно обсуждав-шихся историками. Однако и по сей день нет единственно правильного для всех ответа. В общем, учитывая различ-ные точки зрения, можно сказать, что главная причина второй мировой войны заключалась в скрытом противо-речии между теми государствами, которых более или ме-нее удовлетворяло устройство мира, и теми, кто желал его изменить. Отчасти это было наследием первой мировой войны. Среди европейских государств, желавших измене-ния мирового устройства, лидерство несомненно принад-лежало Германии, где в 1933 г. к власти пришли нацио-нал-социалисты. На Дальнем Востоке аналогичную пози-цию занимала Япония.

По форме вторая мировая война, как и первая, была вой-ной между суверенными государствами. Тем не менее эта война, несомненно, была также борьбой убеждений. Немцы сознательно боролись за принципы и практику национал-со-циализма: расовое превосходство немцев, деградация всех остальных народов и физическое истребление некоторых из них. Противники Германии боролись за уничтожение всего того, что отстаивал нацизм. Начав с цели национального ос-вобождения, они с неизбежностью пришли к идее восстановления демократии. Можно сказать, что вторая мировая вой-на -- это идеологическая война между диктатурой и демо-кратией.

Поэтому, определяя характер второй мировой вой-ны, следует отметить, что все те, кто вел борьбу с национал-социализмом, вели борьбу справедливую и праведную, вне зависимости от того, каков был вклад в победу и мотивы этой борьбы для каждого из его участников. Вторую мировую войну в гораздо большей степени, чем первую, следует считать тотальной войной. Тотальная война -- война с мак-симальным напряжением моральных, экономических, во-енных средств, использованием не только вооруженных сил, но и всех доступных методов политической борьбы с предельной жестокостью, вплоть до уничтожения целых народов.

Хро-нологически вторую мировую войну можно разделить на три больших периода.

Первый период, с 1 сентября 1939 г. до июня 1942 г., -- период расширяющегося масштаба вой-ны при сохранении превосходства сил агрессоров. К лету 1942 г. Германия и ее европейские союзники оккупирова-ли всю Европу, за исключением Великобритании и нейт-ральных стран. Войска вермахта дошли до Волги на восто-ке, контролировали значительную территорию в Север-ной Африке. Народы западноевропейских стран столкну-лись с пресловутым нацистским «новый порядком», а на-селение захваченных территорий Советского Союза ис-пытало на себе все ужасы оккупационной политики тре-тьего рейха. Нападение Германии на СССР положило на-чало формированию антигитлеровской коалиции. В авгу-сте 1941 г. была подписана Атлантическая хартия, ставшая одним из основных документов антигитлеровской коали-ции, провозглашенные в ней демократические принципы легли в основу будущего мира.

Второй период, с июня 1942 г. по январь 1944 г., -- это время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство в силах перехо-дят в руки стран антигитлеровской коалиции. В этот пе-риод в мае 1943 г. итало-германские войска капитулировали в Северной Африке, союзники подписали переми-рие с итальянскими войсками, и правительство Бадольо, контролирующее юг Италии, объявило Германии войну. Летом 1943 г. завершился перелом и на советско германс-ком фронте. Сталинградская и Курская битвы означали окончательный переход инициативы в руки Красной Ар-мии. Переломился и ход битвы за Атлантику. Союзники на конференции в Тегеране в 1943 г. приняли решение об открытии второго фронта в Северной Франции.

Третий период, с января 1944 г. до 2 сентября 1945 г., -- заключи-тельный этап второй мировой войны, в ходе которого до-стигнутое превосходство стран антигитлеровской коали-ции было реализовано в разгроме армий противника, ког-да обозначился кризис правящих режимов государств-аг-рессоров и наступил их крах.

Последствия второй мировой войны -- миллионы жертв, подорванная экономика, -- заставили активизиро-ваться жизнеспособные силы цивилизации. Об этом сви-детельствуют следующие факты создание Организации Объединенных Наций, противостоящей тоталитарным тен-денциям в развитии, имперским амбициям отдельных го-сударств; акты Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, наказавших главарей преступных ре-жимов; широкое антивоенное движение, способствовав-шее принятию международных пактов о запрете оружия массового уничтожения. Победа над фашизмом упрочила позиции демократии, обеспечила путь к медленному выз-доровлению цивилизации.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.