Рефераты. Этапы и формы борьбы индейцев за свои права

По свидетельству видного деятеля движения американских ин-дейцев В. Делорип, в 70-е годы индейцы применяли следующую естественно развившуюся стратегию. Проблемы ставились во взаимо-связи так, что, если прогресс в области реформ не мог быть достиг-нут в какой-либо определенной области, крушения не наступало, но реформаторские усилия направлялись в какую-нибудь другую область. Таким образом, по некоторым пунктам достигался частич-ный прогресс. Например, проблема, выдвигаемая той или иной паниндеанистской организацией, определялась, скажем, как проблема образования, индейцы же балансировали ее с жилищной проблемой и проблемой экономического развития.

Эта стратегия умеренного реформизма, однако, имеет отрица-тельную сторону. Слишком часто индейцы присоединялись к како-му-либо движению лишь для того, чтобы посмотреть, есть лп воз-можность использовать его ресурсы на благо племени или группы. Часто бывает чрезвычайно трудно определить стоящие перед индей-ской общиной задачи, а паниндеанистские реформистские органи-зации, в частности НКАИ, годами выпускают одни и те же резолю-ции. Например, в течение 14 лет резолюции НКАИ касались поправ-ки к одному из законов.

Именно благодаря деятельности НСИМ на протяжении 60-х го-дов индейское движение стало переходить к активным выступле-ниям -- сначала в форме полунасильственного использования тради-ционных прав на рыбную ловлю, затем к захвату пустующих когда-то отнятых у индейцев земель и построенных на них зданий. Одной из первых таких акций был захват индейцами здания пустующей тюрьмы на о-ве Алькатрас в 1969 г. Эта манифестация привлекла внимание широкой общественности к индейской проблеме и стиму-лировала ряд новых выступлений. В одних случаях индейцы пыта-лись вернуть экспроприированные у них земли, в других -- изгнать поселившихся в пределах резерваций белых, в третьих -- явочным порядком восстановить зафиксированные в договорах права на рыб-ную ловлю, охоту, сбор дикого риса. С появлением подобных крайне левых организаций некоторые реформисты-экстремисты стали тре-бовать выделения отдельных племен и племенных союзов в само-стоятельные государства. Для подобных мероприятий отсутствует не только материальная, но и духовная база, т. к. сегодня смысл паниндеанистскпх требовании сводится главным образом к стрем-лению во всех отношениях достичь уровня благосостояния белых, получить доступ ко всем материальным и культурным ценностям развитого капитализма, сохранив при этом некоторые особенности привычного уклада жизни.

Гау-Уи-Трау видит в проведении в жизнь реформистских на-строений, которые ориентируют только на улучшение материально-правового статуса в рамках существующей общественно-экономиче-ской формации, «слабость всех индейских движений вплоть до на-стоящего времени». «Земельные права важны, существуют и другие несправедливости, с которыми надлежит покончить,-- говорит он, обращаясь к индейскому народу,-- но неужели вы думаете, что именно этот аспект и есть самый важный? Мы можем потратить все наше время и все наши силы в судах и даже добиться победы, но это будет ложная победа»[9,35].

С точки зрения Картера Кэмпа, реформизм -- это анахронизм в индейском движении. «Печально,--пишет он,--что даже некото-рые из наших наиболее выдающихся лидеров до сих пор пребывают в столь сильном заблуждении, что стремятся действовать внутри правительственной системы, очевидно, смертоносной для нашего народа». Реформизм был уместен в свое время, теперь же это на-правление пагубно для будущего индейцев. «Я полагаю, что нам следует отказаться от всей этой риторики о нарушенных договорах, невыполненных обещаниях, загубленных жизнях и зверствах; она сослужила нам службу в период борьбы за права гражданства или когда мы хотели пробудить чувство вины перед коренными амери-канцами и тем повлиять на общественное мнение. Если же мы по-прежнему рассчитываем на реформу внутри самой системы, нам следует объяснить народу Соединенных Штатов незаконность дей-ствий их правительства по отношению к индейцам. Однако, я пола-гаю, теперь со всей очевидностью стало ясно, что система никогда не будет реформирована»[5,80].

С подобными словами обращается к своим соотечественникам Джон Могаук: «Посылая молодых людей учиться в колледжи, пла-нируя индейские образовательные программы, стимулируя функционирование центров по поддержке индейцев, подключая индейцев к избирательным политическим мероприятиям и вводя их в школь-ные комитеты, мы способствуем аккультурации нашего народа, де-лаясь прислужниками этого процесса и укрепляя тем самым поло-жение вещей, при котором нас рассматривают как неполноценных индивидуумов, приспосабливающихся к европейскому образу жиз-ни»[5,93]. Наиболее последовательным папиндеанистам присуще пони-мание и того, что их дело обречено на неудачу, если не будет достигнута солидарность со всеми, кто страдает от гнета американ-ского империализма. Инициатива этой солидарности и первые прак-тические шаги в сторону ее достижения должны исходить от самих индейцев. На них самих лежит ответственность «остановить экспорт капиталистического угнетения во всем мире». «Могучая военная машина, используемая Соединенными Штатами в целях угнетения, создана непосредственно здесь, на землях наших предков. Неужели мы станем в праздности смотреть на то, как она обращается против тех самых людей, чьей интернациональной поддержки мы про-сим?!» -- обращается к своему народу Картер Кэмп[9,84]. Ответом на этот вопрос могут послужить слова Руперта Косто, члена Американ-ского индейского исторического общества: «Если борьба и натиск необходимы индейцу для того, чтобы утвердить свои права и достичь своих целей, то нет сомнений, что он обретет свои уникальные и специфические формы борьбы и натиска»[6,51] .

Индейцы США ищут свои «специфические формы борьбы». В по-следние десятилетия появилось большое количество индейских орга-низаций. Наиболее активная и боевая из них -- ДАИ, она возродила в индейцах этническое самосознание и гордость, привлекла к себе внимание зарубежной общественности, обращаясь с жалобами в меж-дународные организации. Однако американское правительство по-стоянно предпринимает попытки ликвидировать руководство расту-щего и организованного движения.

Судьба Леонарда Пелтиера -- человека, посвятившего свою жизнь борьбе за права индейцев,-- яркий и в то же время трагичный при-мер наглого лицемерия правительства США, которое, поучая другие страны «уважению прав человека», обрушивает жестокие репрессии на всех, кто выступает против вопиющей несправедливости, став-шей нормой в «самом демократическом обществе». Будучи одним из руководителей ДАИ, Л. Пелтиер принимал активное участие в борь-бе против проводимой политики лишения индейцев исконных земель и средств к существованию. Власти США жестоко расправились с «бунтовщиком». По сфабрикованному стандартному обвинению в убийстве Л. Пелтиер был осужден сначала на одно, а затем на два пожизненных заключения. Вскрывшиеся за минувшие годы фак-ты полностью подтверждают, что Пелтиер невиновен, что он стал жертвой преднамеренной судебной расправы, что выдвинутые против него обвинения -- грубая фабрикация охранки. В частности, единственная «свидетельница», выступившая с показаниями против него на суде, отказалась от них, признав, что они были даны под нажимом ФБР. Адвокат Пелтиера заявил, что ФБР в нарушение всех норм правосудия утаило от следствия и суда данные, свиде-тельствующие о невиновности подсудимого. На более чем сомнитель-ный характер собранных ФБР «улик» указали и более 50 амери-канских законодателей, которые подписали петицию с требованием о пересмотре дела Пелтиера. Совершенно очевидно, что суд над индейским лидером -- политическая расправа властен над деятелем, которого они считают особо опасным для существующего в США порядка.

Укрепляясь организационно и идейно, индейские организации сливаются в единый союз для массовых выступлении протеста. В 1974 г. после событий в Вундед-Ни был создан Межнациональный совет по индейским договорам. Базой Межнационального совета является Дви-жение американских индейцев. «Нам нужно быть бдительнее,-- го-ворит директор Межнационального совета по индейским договорам Д. Дэрхем,-- ...необходимо... создать сильную общенациональную ор-ганизацию. подотчетную всему пароду... необходимо заключить стра-тегические союзы с другими меньшинствами, особенно с черными, чиканос и с белыми рабочими»[8,71]. Примером может служить объеди-нение ДАИ, НКАИ и НСИМ в Коалицию коренных жителей. Ви-димо, за такими принципиально новыми союзами будущее индей-ского движения в США.

Заключение

Исторический опыт борьбы коренных американцев дал свои пло-ды. Сегодня характерной чертой политического самосознания ин-дейцев США является их выступление на международных форумах, где все большее внимание уделяется правовым вопросам с тем, что-бы добиться признания договоров с индейцами в качестве междуна-родно-правовых документов, привлечь правительство США к между-народному суду по обвинению в геноциде. С этой целью в сентябре 1982 г. в калифорнийском городе Дэвис под эгидой ДАН был про-веден Первый международный индейский трибунал (экономических последствий внутренней и внешней политики США), который собрал 450 индейских делегатов от 150 племен Северной. Центральной, Южной Америки, включая представителей Филиппин, Японии, Франции, Ирана, стран Африки. На этом форуме были обнародо-ваны документы милитаристской внешней политики Америки.

Сегодня правительство США выделяет достаточно большие средства из бюджета для решения (как понимает это правительство США) проблем “коренного населения Америки” (официальная терминология). Создано БИД - Бюро индейских дел, которое, входя в министерство внутренних дел США, опекает индейцев, решает их проблемы…

И это естественно. Государство должно обеспечивать стабильность и безопасность, а наличие самостоятельных территорий с населением, хотя бы мысленно претендующим на независимость и полный суверенитет, - это бомба замедленного действия… А потому совершенно логичны действия американских властей, направленные на добровольную ассимиляцию индейцев. Нет, никто об этом не говорит вслух, но все это понимают и все условия - от учебы в школе до возможности получения высшего образования и хорошей работы - все это как бы подталкивает молодых обитателей резерваций к личному решению выучиться и уехать из этих мест.

Сложно судить со стороны. Современная цивилизация диктует свои законы, правила, нормы и не факт, что проживание в резервации (как бы ее не называть) лучший вариант для индейцев. В конце концов им самим решать чего они для себя хотят и нет особых ограничений в законодательстве США для сохранения своих обычаев и языка, но никто сейчас не разрешит вернуться к “истокам” в том смысле, что снова племена вернуться на места прежнего обитания и будут независимы и самостоятельны во всем… Это совершенно очевидно, т.к. передел собственности и возврат к прошлому - невозможны! Вот в рамках сегодняшнего общественного и государственного устройства, не мешая никому и ни чему и возможны действия индейцев, направленные на сохранение самобытности, языка, культуры и пр.

Справедливости ради, необходимо отметить, что уровень жизни индейцев в “резервациях”, условия жизни, возможности учебы и работы, медицинская помощь и государственные субсидии - в значительной степени превышают уровень жизни наших российских “коренных народов” Севера и пр.

Сегодня индейцы хорошо организованы и умело пользуются плодами цивилизации. Недавно индейцы Америки объявили о решении открыть собственный сайт в Интернете. Идея сделать электронную страничку была высказана на форуме "Двух Америк", который прошел в Панаме. Об этом сообщил представитель Программы изучения традиций Панамы Онель Ариас.
Пока еще 90% американских индейцев не имеют доступа в интернет. Несмотря на это каждая организация коренного населения Америки будет обязана открыть свою страницу в Сети, сказал Ариас.
В конференции, которая продолжалась неделю, приняли участие представители индейцев Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Канады, Панамы, Перу и США.

Литература

1) Бурстин А. Американцы: демократический опыт.- М.: Просвещение 1993.- 254с.

2) Бурстин А. Американцы: колониальный опыт. М.: Просвещение, 1993.- 301с.

3) Гаджиев К.С. Американский национализм: национальное самосознание и культура. М., 1990

4) Индейцы без томагавков/ Под ред.Стингла М. - М.: Прогресс,1978.-

5) Индейцы Америки/ Под ред.С.А.Токарева - М.: Из - во АН, 1986.- 256с.

6) Исторические судьбы американских индейцев.- М.: Наука, 1985.-360с.

7) Кондрашов С. В Аризоне у индейцев. - М .: Знание, 1998- 162с.

8) Рогов С.М. США на рубеже веков. М.: Наука.- 2000. - 246с.

9) Стельмах В Г. и др., Тропою слез и надежд: (Книга о современных индейцах)/ В.Г. Стельмах, В. А.Тишков, С.В. Чешко.- м.: Мысль, 1990.- 316с.

10) Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992

11) Харц Л. Либеральная традиция в Америки. М., 1992

12) Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.