Рефераты. Болгария переходного периода 1990-2006 гг.

Болгария переходного периода 1990-2006 гг.

Болгария переходного периода 1990 -- 2006 гг.

План

1. Политическая жизнь Болгарии

2. Экономическое развитие постсоциалистической Болгарии

3. Внешняя политика республики Болгария

4. Культура Болгарии

1. Политическая жизнь Болгарии

Отставка Т. Живкова позволила в ноябре 1989 г. вывести из руководства БКП представителей так называемого "консервативного" крыла. Сам Т. Живков в декабре был исключен из партии, а затем подвергнут судебному преследованию.

На состоявшемся в декабре 1989 г. пленуме обновленный ЦК БКП подтвердил свою приверженность "социалистическому выбору". Рассматривая вместе с тем необходимость перемен в качестве насущной общественной потребности, ЦК постановил разработать новый избирательный закон, провести не позднее мая 1990 г. парламентские выборы, создать законодательную базу для осуществления реформ в области экономики и т.д.

Одновременно в декабре 1989 г. возникшие оппозиционные партии (БЗНС "Н. Петков", Болгарская социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) и движения ("Экогласность" и др.) объединились в Союз демократических сил (СДС). Выступая с антикоммунистических позиций, СДС поставил вопрос о роли и месте БКП в общественно-политической системе страны. Под давлением оппозиции Народное собрание в январе 1990 г. отменило положение ст. 1 конституции, провозглашавшее БКП "руководящей силой в обществе и государстве".

Проблемы разделения партийных и государственных структур, проведения парламентских выборов на многопартийной основе, созыва Великого народного собрания явились предметом обсуждения Национального круглого стола (январь-март 1990 г.).

Идея созыва Национального круглого стола родилась в ходе событий, развернувшихеся вокруг принятого в декабре 1989 г. постановления о восстановлении гражданских прав мусульманского населения Болгарии. Его противники провели многочисленные акции протеста, кульминационной точкой которых стал организованный 7 января 1990 г. митинг в Софии. СДС на демонстрации 14 января осудил проявления национализма и шовинизма и использовал момент для выдвижения ряда политических требований. Во избежание усиления конфронтации председатель Народного собрания С. Тодоров предложил сформировать из представителей БКП, СДС, а также религиозных групп и турецкого меньшинства Общенародный комитет национального примирения. Тем самым были заложены необходимые основы для начала работы Национального круглого стола.

Национальный круглый стол, в котором приняли участие представленные в парламенте БКП и БЗНС, оппозиционный СДС, а также профсоюзные и др. организации, стал определенного рода надпарламентским органом. Он подготовил условия для созыва Великого народного собрания с целью принятия новой конституции. По договоренности, достигнутой между его участниками, парламентские выборы в были назначены на июнь 1990 г. До этого момента БКП оставалась правящей партией. В принципе, оная была не против разделить власть, а вместе с ней и ответственность с другими общественно-политическими силами. На внеочередном XIV съезде БКП (30 января--2 февраля 1990 г.) прозвучало предложение образовать "правительство национального согласия, способное вывести страну из кризиса". Но поскольку данное предложение было отклонено не только оппонентом компартии - СДС, но и ее традиционным партнером - БЗНС, пришлось сформировать однопартийный кабинет во главе с Андреем Лукановым.

Предвыборная борьба развернулась, главным образом, между двумя ведущими политическими силами: БКП, которая в соответствии с результатами общепартийного референдума в апреле 1990 г. была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП), и СДС.

Хотя к декабрю 1990 г. число членов БСП сократилась наполовину, тем не менее, она продолжала оставаться наиболее крупной партией. При выработке своей предвыборной платформы ею была принята во внимание проявлявшаяся в общественных настроениях двойственность: стремление к радикальным переменам и одновременно - к сохранению стабильности. Социалисты попытались представить себя как силу, не только начавшую демократические преобразования в обществе, но и единственно способную довести их до конца, обеспечивая при этом максимальную защиту социальных интересов населения. При этом, однако, стратегические цели и отдельные аспекты будущей политики конкретно не определялись. Предвыборная платформа СДС, наоборот, являлась программой действий. Ею предусматривалось утверждение в Болгарии рыночной экономики, демократического парламентаризма, правового государства, гарантирующего гражданские свободы. Тактические линии БСП и СДС в проведении избирательной кампании также существенно различались. Первая демонстрировала умеренность и терпимость, воздерживаясь от резких нападок на оппозицию, тогда так второй действовал агрессивно-наступательно.

В результате выборов из 400 мест в Великом народном собрании БСП получила 211, СДС - 144, БЗНС - 16. Кроме того, 23 депутата прошли от временно зарегистрированного Движения за права и свободы (ДПС), выражавшего интересы мусульманского, прежде всего турецкого, населения Болгарии. Процесс регистрации ДПС завершился лишь в 1992 г., когда Конституционный суд признал, что эта организация действительно не построена на расовой, религиозной или этнической основе, как того требует закон.

Оппозиция, не желая признать поражения, немедленно перешла в наступление. Лидер СДС Желю Желев охарактеризовал выборы как "свободные, но не честные". 12 июня 1990 г. студенты высших учебных заведений Софии объявили трехдневную "оккупационную" забастовку в ректорате Софийского университета, требуя предать гласности факты манипуляций и фальсификаций при проведении выборов, а также разбили в центре столицы палаточный городок, названный "городом истины".

Главный свой удар оппозиция направила на исполняющего функции президента Петра Младенова. Он был обвинен в подстрекательстве в декабре 1989 г. к применению силы против демонстрантов. Попытки П. Младенова оправдаться ни к чему не привели. В июле 1990 г. он оставил пост президента страны, и Великое народное собрание избрало главой государства Ж. Желева. Таким образом, СДС, используя приемы плебисцитной демократии, удалось компенсировать свое поражение на парламентских выборах.

Однако напряжение в обществе, источником которого являлось противостояние между противниками БСП и ее сторонниками, не ослабевало.

Осенью 1990 г. на первый план вышли экономические проблемы. За первое полугодие 1990 г. объем производства сократился на 10% по сравнению с 1989 г., инфляция достигла 108%, значительно возросла безработица. В сентябре была введена карточная система распределения основных продуктов питания. Негативно на положении страны отразился кризис в Персидском заливе. Следуя решениям ООН, Болгария приостановила отношения с Ираком и в результате в 1990 г. недополучила 600 тыс. тонн нефти. В марте 1990 г. Болгария прекратила выплату своего внешнего долга, а в июне и процентов по нему. В то же самое время разработанный правительством А. Луканова при содействии специалистов из США и Международного валютного фонда проект программы реформ не был принят ни СДС, ни БЗНС. В сентябре 1990 г. премьер-министр А. Луканов признал, что страна находится на грани экономической катастрофы.

В ноябре 1990 г. СДС выступил с предложением в Великом народном собрании выразить вотум недоверия кабинету А. Луканова. Не получив поддержки, фракция СДС покинула парламент. После этого в борьбу вступил профсоюз "Подкрепа". Им была объявлена всеобщая забастовка. 29 ноября А. Луканов вынужден был подать в отставку.

БСП в целях нормализации обстановки в стране пошла на взаимодействие с СДС в рамках коалиционного правительства, которое возглавил беспартийный Димитр Попов. Оппозиция получила четыре наиболее важных с точки зрения формирования экономической политики портфеля.

В итоге сложился паритет сил между БСП и СДС. Данное равновесие определило компромиссный характер принятой в июле 1991 г. новой конституции. Болгария, согласно конституции 1991 г., является парламентской республикой, базирующейся на таких основных принципах как гарантия прав и свобод граждан, социально-политический плюрализм и рыночная экономика. БСП не устраивало отсутствие в основном законе формулировки, определяющей Болгарию как "социальное" государство, а СДС -- недостаточный объем полномочий президента.

Утвердив конституцию, Великое народное собрание выполнило свое предназначение. Парламентские и местные выборы были назначены на осень 1991 г.

В феврале 1991 г. Болгария приступила к проведению рда реформ в сфере экономики. Они основывались на теории рыночного хозяйства с ее главными принципами -- многообразием форм собственности, свободой предпринимательской деятельности, демонополизацией и свободной конкуренцией.

Правительство подготовило законопроекты, предусматривавшие "деколлективизацию" сельского хозяйства и приватизацию мелких предприятий. Оно отказалось от контроля за ценами, доходами и валютными курсами, изменило условия кредитования на рыночные. Но поскольку у предприятий не было времени для основательной подготовки к новым условиям хозяйственной деятельности, принятые меры имели для них шоковые последствия.

Предпринятые кабинетом Д. Попова шаги обеспечили ему поддержку со стороны Евросоюза, предоставившего стране помощь в размере 13 млн. долларов на дальнейшее проведение реформ.

В октябре 1991 г. состоялись парламентские выборы. В них приняло участие 38 партий. Но только три из них сумели преодолеть 4% избирательный порог и провести своих депутатов в Народное собрание: СДС - 110, БСП - 106 и ДПС - 24.

В ноябре 1991 г. было образовано правительство СДС во главе с Филиппом Димитровым. При сложившемся соотношении сил в парламенте оно могло функционировать только опираясь на поддержку фракции ДПС. В январе 1992 г. в стране прошли президентские выборы, победу на которых одержал Ж. Желев.

Несмотря на то, что власть в стране сконцентрировалась в руках СДС, политической стабилизации достичь не удалось. В основном это было связано с начатой правительством кампанией по "декоммунизации". Из государственного аппарата и других управленческих структур удалялись бывшие партийные функционеры и сотрудники госбезопасности. В ноябре 1992 г. группа депутатов от СДС внесла в парламент законопроект о запрете БСП, но он не был принят.

Наиболее острым оказался вопрос о сотрудничестве общественных и политических деятелей с органами госбезопасности. Под ударом оказались не только функционеры БСП, но и СДС, а также ДПС.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.