А.В. Тюлина начал реставрировать иконы в устроенных у себя мастерских, при этом были открыты многие шедевры древнерусского искусства. Во многом именно благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи, произошло так называемое «открытие иконы» в начале XX века.
Рябушинский экспонировал иконы на выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина» (Петербург, 1911 - 1912 годы). Был инициатором проведения юбилейной выставки в Москве в «Деловом дворе», участвовал в создании её экспозиции и подготовке печатного каталога («Выставка древнерусского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых»).
Рябушинский занимался научным исследованием икон, в журнале «Церковь» в 1908 он опубликовал статьи «Изображение Воскресения Христова», «О реставрации и сохранении древних святых икон». Степан Павлович был избран почётным членом Московского археологического института.
После 1917 года Рябушинский эмигрирует в Милан. Его коллекция в 1918 -1919 годы поступкет в Государственный музейный фонд, в 1924 - 1928 года лучшие иконы были переданы в Третьяковскую галерею (ныне там находятся 54 иконы из его собрания), ГИМ, Оружейную палату, часть в Пермский и Кубанский музеи, некоторые распроданы. В 1924 году Степан Павлович Рябушинский умирает в Милане.
2.4 Николай Павлович Рябушинский (1877 - 1951)
Родился в 1877 году в Москве в семье миллионеров - предпринимателей Рябушинских. Николай Павлович не имел никакой склонности к торгово-промышленным делам, в исторической науке он известен как коллекционер русской и западноевропейской живописи, антиквар. После смерти отца он вышел из состава «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» и, получив свою наследственную долю родительского богатства, с головой погрузился в мир Московском богемы.
Рябушинский связал свою меценатскую деятельность с отечественным изобразительным искусством, с тем его направлением, которое ориентировалось на модные тогда идеи символизма. Он стремился стать организующим центром этого нового направления, поднять его значение и авторитет в художественно - культурной жизни Москвы. Перед глазами у него был пример Сергея Павловича Дягилева, и Рябушинский решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию «Мира искусства» Дягилева, способствуя консолидации молодых художественных сил и популяризации их творчества.
Прежде всего, был организован новый художественный журнал - «Золотое руно». Название было не только красивым, но и символичным: все участники издания должны были сплотиться вокруг общего дела, как отважные аргонавты из древнегреческого мифа. Участвовать в этом проекте Рябушинский пригласил: Сомова, Лансере, Остроумову, Бакста, Бенуа. Кроме них Николая Павловича окружали: Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Петр Уткин, Николая Сапунов, Николай Крымов и Николай Милиоти, Анатолий Арапов, Мартирос Сарьян, Артур Фонвизин. Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сблтизившимися ещё в студенческие годы. Дебютом этой группы стала выставка «Алая роза», состоявшаяся в апреле - июне 1904 года в Саратове.
Взявшись за издание журнала «Золотое руно», Рябушинский по своему обыкновению не жалел средств. Редакция размещалась в снятом им доме на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина. «Золотое руно» имело огромный формат, печаталось золотым шрифтом в две колонки - на русском и французском языках. Журнал блистал качеством иллюстраций. Это было дорогое издание, годовая подписка стоила 15 рублей. Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Николаю Павловичу приходилось большую часть возмещать из собственных средств. К концу 1906 года доход от продажи «Золотого руна» составил 12 тысяч рублей, расходы превысили 80 тысяч.
Вышедший в январе 1906 года первый номер «художественного, литературного и критического журнала» «Золотое руно» был почти целиком посвящен Борисову-Мусатову и Врубелю - двум мастерам, творчеством которых, по словам Рябушинского, определялось кредо издания. В журнале сотрудничали видные деятели литературы и искусства Вячеслав Белый, Мережковский, Гиппиус, Белый, Бальмонт, Философов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузьмин, Сомов, Бакст, Сологуб, Минский.
Многие осуждали издание Рябушинского за претенциозную роскошь. В 1907 году оформление журнала изменилось: меньше стал формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число иллюстраций. Разочаровались в Рябушинском и некоторые близкие к журналу авторы. Еще в 1906 году испытал разочарование в «Золотом руне» Бенуа. А в 1907 году с журналом порвал и Андрей Белый, вслед за ним ушел Валерий Брюсов. Уход нескольких именитых сотрудников не смутил Николая Павловича, на смену им в «Золотое руно» пришли Георгий Чулков, Борис Зайцев, Сергей Городецкий, Иван Бунин. С апреля 1907 года по ноябрь 1908 года критическое обозрение текущей литературы в журнале вел Александр Блок.
Подражая Дягилеву, Рябушинский старался следовать по его стопам не только в издании журнала, но и в организации и устройстве художественных выставок. Первым его опытом на этом поприще была вошедшая в историю русского искусства серебряного века выставка «Голубая роза». Выставка открылась 18 марта 1907 года, была организована целиком на средства Рябушинского, принимавшего активное участие в ее устройстве и оформлении и даже экспонировавшего на ней несколько собственных живописных панно. Эта выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов, Сарьян, Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, Рябушинский, скульпторы Матвеев и Бромирский.
К концу 1909 года издатель «Золотого руна» разорился. Несомненно, не окупающиеся расходы, связанные с журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была не в этом. Отчаянный картежник, Николай Павлович однажды проигрался в пух и прах. После этого Рябушинский по-прежнему вращался в кругах творческой интеллигенции, по-прежнему был причастен ко многим художественным выставкам, но уже не в роли мецената, а в качестве рядового участника экспозиции.
В 1922 году Николай Рябушинский эмигрировал во Францию. Умер он в 1951 году в больнице после операции. Похоронен на Восточном кладбище в Ницце.
Заключение
Над большинством людей нашего поколения довлеет стереотип купеческого сословия, как ограниченного человека, самодура. На самом же деле купеческие семьи давали начало целым династиям успешнейших промышленников, талантливых финансистов, дальновидных политиков, которые оказали значительное влияние на развитие отечественной культуры, многократно усилили её авторитет, а порой и износа открывали для зарубежных граждан.
Семейство Рябушинских не было исключением, заработав своим собственным талантом, умением найти в себе предпринимательскую жилку, интуицией, целеустремленностью, экономической активностью, быстрой реакции на экономическо - хозяйственные катаклизмы, инициативностью и новаторством в хозяйственном процессе, творческому, но в то же время жесткому подходу к достижению своей неизменной цели, они оставили свой след в истории Российского предпринимательства как успешные, добросовестные представители купеческого сословия.
Начиная с Михаила Яковлевича Рябушинского, в детях семьи это рода неизменно воспитывали трудолюбие, выносливость, честность, приучали к работе с самого раннего возраста, стимулировали развитие производительной деятельности в сыновьях, прививали любовь к искусству и культуре.
Естественно не все представители семейства Рябушинских занимались предпринимательской деятельность, многие посвятили своя жизнь научной деятельности, добившись на этом поприще немалых успехов и принесшие немалый вклад в отечественную науку, так например, Дмитрий Павлович, Федор Павлович. Степан Павлович, Дмитрий Павлович оставили свой след в истории как деятели культуры и искусства, оказавшие значительное влияние на развитие и процветание русского коллекционного дела, способствовавшие активной творческой деятельности не имеющих на это средств талантливой молодежи.
Хотя семейство Рябушинских не самые известные с меценатской стезе предприниматели, как, например, Дягилев, Морозовы, Мамонтовы, Строгановы, Щукины, но и их вклад в национальную культуру нельзя недооценивать и обходить стороной их благотворительную деятельность, поскольку нуждающуюся в поддержке национальная культура, получая материальную помощь, имеет возможность продуктивно развиваться, процветать и прославлять Российскую культуру далеко за пределами нашей необъятной Родины.
Список использованных источников
1. Аронов, А. А. Золотой век русского меценатства / А. А. Аронов. - М. : Моск. гос. ун - т, 1995. - 115 с.
2. Борисов, В. П. Дмитрий Павлович Рябушинский / В. П. Борисов // Природа. - 2000. - № 8. - С. 61 - 68.
3. Иванов, В. Предприниматели России Рябушинские. Зачем человеку деньги… Хроника жизни купеческой семьи Рябушинских / В. Иванов. - М. : ТЕРРА - TERRA, 1996. - 447 с.
4. Пакраван, М. Династия в изгнании: семья Рябушинских: история и судьбы / М. Пакраван // Новое время. - 2006. - № 42. - С. 32 - 35.
5. Петров, Ю. А. Династия Рябушинских / Ю. А. Петров. - М. : Русская книга, 1997. - 361 с. - ( России известные имена).
6. Петров Ю. А. Политические деятели России 1917 : библиограф. словарь / Ю. А. Петров. - М. : Русская книга, 1993. - 635 с.
7. Российская государственная библиотека [электронный ресурс]. - Режим доступа : http: // www. krugosvet. ru. / Literature. htm.
8. 1000 лет Русского предпринимательства: из истории купеческих родов / сост. О. Платокова, Ю. Банишлова. - М. : Современник, 1995. - 479 с. - ( Энциклопедия купеческих родов).
Страницы: 1, 2, 3