Рефераты. Биография Ахмеда Яссауи

Биография Ахмеда Яссауи

План

Введение

1.Биография

1.1 Рождение

1.2 Становление и обретение цели в жизни

1.3 Старость и уход из жизни

2.Роль в истории

2.1 Роль в истории при жизни

2.2 Роль с истории после смерти

2.3 Роль в современном мире

3.Достопримечательности и улицы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Что мы знаем о нашей истории, об истории нашей страны и нашего государства?! В сущности ничего, лишь отголоски каких то рассказов и просмотров документальных фильмов, и краткого школьного курса истории. Но ведь в прошлом нашей страны были те, которые не должны быть забыты, и чья история сейчас пылится в старых книгах на полках библиотек, а должна быть в умах нашей молодежи. Сколько выдающихся деятелей повидала земля Казахстана. Их руками вершилась история, возводились и разрушались города. И пусть уже не найти остатков этих городов или трудов этих деятелей, но помять о них должна быть нетленна. Именно поэтому тема изучения великих людей будет актуальна всегда. И пока мы живем в нашей стране и нашем городе мы будем вспоминать о «вершителях истории», ведь их именами названы университеты, улицы, парки, в их честь воздвигнуты памятники и монументы, и спустя столько времени они все равно в истории нашего города.

Величие человека определяется не размерами его богатства, не властными полномочиями. Всё это изменчиво, как людская судьба. Всё боится времени, и только время боится мыслей, написанных на бумаге. Это слова великого суфистского поэта-мистика Ахмеда Яссауи. Он не боялся времени и поэтому время не тронуло его, ибо он переродился вновь мыслями написанными на бумаге, тем самым подтвердив свое мудрое изречение. Сейчас нам не определить каково было его положение в обществе, ни размеры его богатства, и о его величии мы можем судить лишь по его мыслям. Ходжа Ахмет был действительно великим и мудрым человеком, раз он смог принести самосознание целому народу. И насколько жаль сохранилось так мало книг написанных Ахмедом Яссауи и посвященных ему. Историю этого великого поэта-мистика мы можем изучать лишь по обрывкам легенд и скудной биографии списанной с уст предков.

Невзирая на то что Ахмед Яссауи был проповедником ислама каждый должен знать его историю, ибо мудрость не принадлежит на народам ни религиям, она принадлежит всему человечеству. А мудрость актуальна во все века, и через сотни лет после нас, афоризмы и цитаты из стихов Ахмеда Яссауи будут заставлять молодежь задумываться о смысле жизни и о том насколько правильно они живут.

Задачей моей проектной работы является раскрытие образа Ахмеда Яссауи не только как основоположника суфизма, но и как великого мыслителя, на чьих учениях воспитывались знаменитые философы и поэты более поздних веков. На первый взгляд это весьма трудная задача, потому что слишком мало сохранилось достоверных источников событий жизни Ахмеда Яссауи. Но все же по крупицам из каких то легенд, приданий и летописей, возможно получится воссоздать наиболее яркую историю жизни Ходжи Ахмеда.

В сущности в каждом источнике имеется стандартный набор информации об Ахмеде Яссауи. Но в некоторых книгах встречалось более подробное описание жизни поэта. Большое количество информации которое мне удалось найти принадлежит четырем книгам:

1. Имангалиев Сабит, «Улицы Алматы», г. Алматы, издательство «Алматы» 2001 год, 192 стр.

· Книга имеет ряд положительных моментов: удобное расположение имен, в алфавитном порядке, весьма ускоряет поиск необходимого, фотография нужного человека, краткие сведения об улице и достопримечательностях в честь нужного вам человека.

· Минусом этой книги является очень краткая информация о деятелях.

2. Габитов Турсун Хафизович, «Культурология», г. Алматы, издательство «Раритет» 2008 год, 424 стр.

· Очень удобная в использовании книга, узкоспециализированная, поэтому об отдельно взятом человеке более подробная информация. Легко читается и располагает наиболее достоверной информацией.

3. Авторский коллектив из 16 человек, «История Казахстана. Очерк», г. Алматы, издательство «Дауiр» 1993 год, 416 стр.

· Книга написана авторским коллективом, в котором каждый отдельно взятый человек отвечал за отдельно взятую главу. Поэтому эти главы четко структуированны и имеют достоверную информацию, изложенную в наиболее удобном для читателя виде.

· Незначительным минусом является отсутствие иллюстраций в этой книге. Соответственно читатель не видел лица тех людей, о ком он читал очерки.

4. Ашимбаев Данияр Рахматжанович, «кто есть кто в истории Казахстана?», г. Алматы, издательство «Алматы» 2008 год, 623 стр.

· Данная книга является иллюстрированным энциклопедическим пособием. В ней четкое расположение всех деятелей истории Казахстана в алфавитном порядке, что в свою очередь опять же весьма облегчает поиск необходимой нам личности. К каждому деятелю приведены иллюстрации в виде его портретов, фотографий, а так же памятников в честь этого деятеля.

Структура основы моей работы представлена тремя главами. В свою очередь каждая из глав имеет подглавы.

Первая глава моей работы будет посвящена биографии Ахмеда Яссауи, его рождению, становлению в жизни основными событиями которые происходили в его жизни. Главу биографии я разделил на три основных пункта: рождение, становление и обретение цели в жизни, старость и уход из жизни. Каждая из этих подглав будет охватывать определенный период времени из жизни Яссауи. К примеру «рождение» будет охватывать только время с рождения Ходжи Ахмеда и до его обучения с Арыстанбабом. Наиболее обширной частью главы будет подглава «становление и обретение цели в жизни» она будет включать в себя период с кончины Арыстанбаба и практически до самой смерти Ахмеда Яссауи. Подглава «старость и уход из жизни» будет посвящена тому как провел Ахмед Яссауи свои последние годы и каким образом он решали покинуть этот мир.

Вторая глава посвящена роли Ходжи Ахмеда в истории. Эту главу я разделил так же на три части: роль в истории при жизни, роль после смерти и роль в современном мире. Подглава «Роль в истории при жизни» будет состоять из данных собранных о деятельности Ходжи Ахмеда при его жизни, о последствиях этой деятельности и о том чему была эта деятельность посвящена. Подглава «роль после смерти» охватывает период XIV-XV веков. Эти века ознаменованы кровавыми завоеваниями Тамерлана. Здесь описана роль Ахмеда Яссауи в завоеваниях Тимура и каким образом имя Ходжи Ахмеда было использовано Тамерланом в своих целях. Так же подглава подробно охватывает возведение мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи и событий связанных с ним. Что касается подглавы «роль в современном мире», то она будет посвящена исключительно представлениям современников о Ходже Ахмеде и описывать его роль в современном мире.

Третья глава будет описывать сооружения, возведенные в честь Ахмеда Яссауи, в том числе и улицы названные в честь него. А так же третья глава будет включать в себя описание улицы Яссауи в городе Алматы.

1.Биография

1.1 Рождение

Ходжа Ахмед Яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Сохранилось его произведение "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"). Биографические данные отрывочны. Известна точно дата смерти - 1166 . Что касается даты рождения Ахмеда, то точно она не известна и в каждом источнике пишут по разному. Но есть несколько наиболее распространенных версий: «Родился в 1103 году в Сайраме на территории современного Казахстана»; «Ж.Аймаутов, опираясь на текст 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. (Тогда дата его рождения - 1041 г.)»; «Существуют различные данные о продолжительности жизни Ахмета. По одним данным, он прожил 73 года, по другим - до 85 лет.»

Отец Ахмеда Ибрагим был известным шейхом в Сайраме. Первоначальное образование получил у своего отца. Дальнейшее образование и воспитание ему дал Баха ад-Дин Испиджаби, известный ученый из ханафитского мазхаба. В 7 лет он лишился отца, и мать отдала его на учение Арыстанбабу. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв., по В. Бартольду), в который он, как отражено в "Хикметах", прибыл в 17 лет. Позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссауи вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом, о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сын Арыстанбаба - Мансур.

1.2 Становление и обретение цели в жизни

Существуют различные версии относительно духовного становления Ахмета как личности и его генеалогии. Одна из них - сугубо местная, согласно которой пророк Мухаммед перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат) и продолжит мои дела? Вызвался 300-летний (!) Арыстанбаб, его же именуют Салмени Фарсом, которому и вручается аманат. 500 лет спустя где-то в степи встречается Арыстанбабу 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: "Аксакал, будьте добры, отдать мне мой аманат". Этим мальчиком был Ахмет. Легенда составлена в обычной для суфизма манере, когда тот или иной прославившийся своей известностью суфий связывался непрерывной "цепью" с самым пророком Мухаммедом, чье слово и учение признается переданным имярек через конкретных посредников. Такая связь обозначалась арабским термином "силсиле". У Ходжа Ахмета "силсиле" начинается с Абу Бакра, первого праведного халифа (и жившего после него Салман Фариси, пишется иногда "Парсы" или "аль-Фараси"), около могилы, которого в иракском городе Мадаина имеется мавзолей и мечеть. Салман Фариси слывет одним из основоположников суфизма, заложившим его краеугольные камни. Между ним и Ахметом "силсиле" включает восемь посредников (поколений). Местная легенда спутала Арыстанбаба, жившего в XI-XII вв., с Салманом, жившим в седьмом веке, откуда и появилась цифра в 500 лет. Арыстанбабу уже в XII в. был построен мавзолей, который завершенный вид с достройками приобрел в XIV в. Так же Существует простая, строго достоверная версия, касающаяся ближайших учителей Ясави. Линия идейного происхождения Ясави восходит к известной в истории центральноазиатского суфизма фигуре Абу' аль-Фармази из Туса (умер в 1084 г.). Его учениками были Ахмад ал-Газали (умер в 1126 г.) и Йусуф ал-Хамадани (1049-1140). Первый - младший брат известного в истории философского мистицизма суннитского теолога, законоведа, философа, автора трактата "Воскрешение наук о вере". Полное его имя Абу Йакуб Йусуф ал-Хамадани ал-Бузакджирди. Родом Йусуф из курдской деревни в провинции Хамадани. Его рано потянуло к науке, для изучения которой он перебрался в Багдад, где он достиг блестящих и замеченных всеми успехов. Но он вдруг отказывается от классного руководства, которое ему было доверено, и от всяких теоретических спекуляций. Хамадани возвращается к себе на родину, самостоятельно ведет проповеди в Мерве, Герате, Бухаре. От него ведут свое происхождение две линии - персидская, к Абу ал-Халик ал-Гиждувани и тюркская, к Ахмету Ясави, ставшему прародителем всех тюркских суфиев. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые "баба", распространили учение Ясави в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. В Иране ясавизм был распространен Хаджи Бекташем. Учеником Ясави был Сулейман Бакыргани Хаким Ата (умер в Хорезме в 1186 г.). Ясави определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюрков. Важно было соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием тенгрианско-шаманистским, зороастрийским, чему позже историками присвоили квалификацию "тюркского народного мусульманства". Выдающуюся роль в этом процессе сыграло ясавийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Свидетельство тому - многочисленные культы суфиев-святых, ставшие местами паломничества. К XII веку суфизм был признанным интеллектуальным течением в исламе, особенно результативным именно на периферии исламской уммы. Мало того, такие теоретики, как Сухраварди, полагали, что миссионерская деятельность суфиев должна способствовать единству Халифата. В действительности же получалось так, что неофиты, получившие образование в Бухаре или Багдаде, возвращались потом на Родину и порождали собственные мазхабы. Так случилось и с Ахмедом Ясави, духовным руководителем которого после местного шейха Арслан баба стал виднейший суфийский теолог Йусуф Хамадани. Что касается продвижения по суфийскому пути, Ходжа Ахмед постигал "науку о тайном" в Бухаре. Отсюда он совершил вместе со своим учителем хадж в Мекку. Наряду с этим он посещает Хорасан, Шам, Ирак - регионы, где были традиционные центры исламской культуры и науки. Здесь же процветали старейшие в исламском мире суфийские центры. Поэтому неслучайно в хикметах Ясави высокие отзывы о суфийских мыслителях иранского ареала - Баязиде Бистами, Шибли, Мансуре Халладже и др.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.