Рефераты. Библиотека Конгресса

Управление всеми подразделениями, работающими на страну, сконцентрировано в Дирекции национальных служб.

Ведущая роль Библиотеки в библиотечной системе страны реализуется также посредством участия ее директора ex officio в числе членов Национальной комиссии США по библиотекам и информатике. Комиссия, учрежденная в 1970 г., представляет собой независимое учреждение в рамках исполнительной власти, которое разрабатывает общие планы удовлетворения потребностей страны в библиотечно-информационном обслуживании, планы координации деятельности библиотек и информационных учреждений, готовит рекомендации президенту и Конгрессу по вопросам национальной библиотечно-информационной политики.

4. БИБЛИОТЕКА И КОНГРЕСС США

В силу самого статуса главным приоритетом Библиотеки является научное и информационное обслуживание Конгресса США. Это выражается как в первоочередном учете интересов и потребностей высшего законодательного органа, так и в том, что в Библиотеке действует Исследовательская служба Конгресса (Congressional Research Servise) - одно из самых крупных ее подразделений. В составе Исследовательской службы на 1998 г. Было 714 сотрудников, 10 отделов, в том числе экономический отдел Ю отделы американского права и политики, окружающей среды и природных ресурсов, иностранных дел и национальной обороны и др.

В штате Исследовательской службы - специалисты многих отраслей знания, которые работают исключительно и непосредственно на Конгресс. В основе их деятельности - принципы объективности, своевременности и конфиденциальности. Существенное место в обслуживании занимает предоставление библиографических справок и документов, доступа к различным массивам информации; конгрессмены могут получать необходимую информацию в любое время суток через страницу Службы WWW.

Однако главные ее силы сосредоточены на информационной поддержке законодательного процесса, которая осуществляется в форме подготовки аналитических материалов (отчетов об исследованиях, справок), рефератов, переводов, индивидуальных инструкций конгрессменам и их сотрудникам. Всего в 1998 г. Служба удовлетворила 560 тыс. запросов Конгресса. В частности, были подготовлены аналитические материалы в помощь слушаниям в Конгрессе по различным вопросам биологии и медицины (клонирования животных, СПИДа, кардиологических и раковых заболеваний и др.); в помощь подготовке решений по вопросам финансирования военных операций в Боснии и Ираке, расширения НАТО, испытаний ядерного оружия в Индии и Пакистане и др.

Во время сессий Конгресса в Библиотеке работает «горячая линия», по которой конгрессмены могут получать срочную правовую информацию.

Между Библиотекой и Конгрессом существуют тесные связи: директор и другие руководящие работники регулярно выступают в палатах Конгресса и в Объединенном комитете по Библиотеке, обсуждая бюджет и дополнительные ассигнования, отдельные проекты и программы. Конгрессмены - частые гости в Библиотеке; они участвуют в различных ее мероприятиях, для вновь избранных членов Конгресса Библиотека проводит брифинги по методике поиска информации и услугам, предоставляемым Исследовательской службой Конгресса.

Важным событием стало подписание президентом Б. Клинтоном в здании Библиотеки феврале 1996 г. Закона о телекоммуникациях.

Организацией повседневных контактов между Библиотекой и Конгрессом занимается Бюро по связям с Конгрессом.

5. БИБЛИОТЕКА И РЕГИСТРАЦИЯ

АВТОРСКИХ ПРАВ

Библиотека Конгресса - единственная в мире национальная библиотека, осуществляющая регистрацию авторских прав. Эту функцию она выполняет уже почти 130 лет. Действующее в составе Бюро по авторским правам проводит регистрацию всех произведений, создаваемых американскими писателями, учеными, журналистами, художниками, музыкантами, кинорежиссерами и др.

Каждый автор, желающий зарегистрировать свои права на конкретное произведение, обращается в Бюро по авторским правам с заявкой, передает 2 экземпляра произведения и оплачивает регистрацию (до середины 1999 г - 20 долларов, а с 1 июля 1999 г . - 30 долларов). Работа регистрируется, и заявителю выдается сертификат регистрации.

Книги представляются в Бюро в печатной форме, музыкальные и театральные произведения - рукописи. Регистрируется также авторское право на географические карты, рисунки, журнальную рекламу, обложки для звукозаписей, скульптуры, рисунки кружев, куклы и др.

Полученные публикации Бюро по авторским правам предлагает затем Библиотеке. Материалы, которые Библиотекой не взяты, Бюро хранит в течение 5 лет для удовлетворения возможных запросов юридического характера.

О размахе работ по регистрации авторских прав свидетельствуют следующие цифры: в 1998 г. Поступило 645 тыс. заявок на регистрацию, зарегистрировано около 560 тыс. работ. Доходы от регистрации и различных форм обслуживания на основе имеющихся в Бюро данных составили 15 703 тыс. долларов . В фонды Библиотеки и для целей обмена переданы публикации, оцениваемые в 25 700 тыс. долларов.

В настоящее время Бюро по авторским правам - одно из важнейших подразделений Библиотеки, центр исследовательской , практической и консультационной работы по вопросам авторского права в стране. Перспективы совершенствования работы Бюро связаны с разрабатываемой автоматизированной системой электронной регистрации и депонирования (CORDS).

В 1995 г. в Конгрессе был поставлен вопрос об отделении Бюро по авторским правам от Библиотеки. Руководство последней активно возражало, аргументируя тем, что доставка в Библиотеку произведений для регистрации авторских прав гарантирует полноту отечественного комплектования. Кроме того, Библиотека ежегодно получает значительные суммы за регистрацию авторских прав и различные формы обслуживания на основе накапливаемых данных. В настоящее время этот вопрос окончательно решен в пользу Библиотеки: новый «Закон об авторском праве электронного тысячелетия», принятый 28 октября 1998 г. , не только подтвердил, но и расширил роль Библиотеки в сфере авторского права, она определена ведущим органом по разработке и осуществлению политики защиты авторских прав.

6. ФОНДЫ

Главное богатство Библиотеки Конгресса - ее уникальные по объему и содержанию фонды. На 1998 г. она насчитывали 115 505 695 единиц на 460 языках мира, на множестве различных носителей. Библиотек хранит более 26 млн. книг (включая 5 700, выпущенных до 1500г.), 13 млн. гравюр, фотографий, плакатов, 4 млн. карт, 2 млн. аудиовизуальных материалов, более 700 тыс. кинофильмов 4 млн. нот, 48 млн. страниц личных документов и рукописей, сотни тысяч научных и правительственных документов.

Ежедневно библиотека получает около 30 тыс. единиц, оставляет в фонде 6-7 тыс, за год фонды пополняются почти на 2 млн. единиц.

Комплектование осуществляется за счет материалов, представляемых в Библиотеку для регистрации авторского права, путем покупки, обмена, за счет дарения.

Главный принцип комплектования Библиотеки - универсальность - был изначально сформулирован президентов США Томасом Джефферсоном: передавая в 1814 г. Библиотеке свою личную коллекцию книг, он отметил, что «нет такого предмета, к которому члену Конгресса не пришлось бы обратиться». Библиотека до настоящего времени собирает материалы по всем отраслям знания и созидательной деятельности человек. Исключение составляет литература по вопросам сельскохозяйственной техники и клинической медицины, которой комплектуются соответственно Национальная сельскохозяйственная библиотека и Национальная медицинская библиотека.

Как подчеркнул директор Библиотеки Джеймс Биллингтон, значение сбора, хранения и использования универсальной коллекции человеческих знаний в настоящее время еще более возрастает, поскольку расширяется массив публикаций в различных формах, усложняются информационные потребности Конгресса и правительства, которые нуждаются в информационной поддержке в условиях конкурентной международной среды. В этих условиях органы власти и американский народ не могут зависеть от политики комплектования и приоритетов других институтов, не несущих национальной ответственности за сохранение и предоставление доступа к своим фондам.

Принцип универсальности фондов является составной частью мисси Библиотеки Конгресса. Однако Библиотека по-разному подходит к сбору отечественных и зарубежных материалов: в отношении отечественных публикаций она стремится к возможно большей полноте (хотя и здесь существует определенный отбор), в иностранном комплектовании - к приобретению наиболее важных публикаций с целью создания «всемирной универсальной коллекции человеческих знаний».

Принципы отбора сформулированы в специальном документе - «Критерии отбора» («Canons of selection»), принятом в 1940 г. и затем регулярно обновлявшемся. В нем предусмотрено, что Библиотека Конгресса должна обладать следующими материалами (в любой форме):

v Приоритет 1 - «все библиотечные материалы, необходимые Конгрессу и должностным лицам правительства США для выполнения их обязанностей»;

v Приоритет 2 - «все книги и другие материалы, отражающие жизнь и достижения народа соединенных Штатов»;

v Приоритет 3 - «документы, относящиеся к прошлому и настоящему других обществ, и представительные коллекции материалов тех государств и народов, опыт которых имеет непосредственное значение для народа США».

Указанные общие принципы конкретизируются в «заявлениях о политике комплектования» по отдельным отраслям и типам документов. Так, в 1998 г. были разработаны заявления о политике комплектования публикаций о спорте и досуге, переработаны «заявления» по экономике и бизнесу, литературе и языку, библиографии и библиотековедению, антропологии и ряд других.

После регистрации авторского права для включения в фонды обычно отбирается немногим более половины полученных материалов: отсеивается большинство книг в тонких обложках, учебники для начальной и средней школ (кроме учебников по истории США), частично учебники для колледжей и неопубликованные ноты, карты, торговые справочники компаний, рекламные издания, публикации, выпущенные их авторами (за исключением материалов по генеалогии и местной истории), некоторые другие материалы.

В последнее время проводится политика сокращения объема текущих отечественных поступлений: в результате целенаправленных действий Библиотеки (разъяснении федеральным агентствам принципов отбора, уточнения соглашений об обмене) уменьшилось количество многочисленных материалов, поступающих от федеральных учреждений, сократилось получение дублетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.