Рефераты. Армия Петра I

Армия Петра I

28

План

  • Введение 2
  • 1. Необходимость создания регулярной армии 4
  • 2. Начало образования регулярной армии 4
  • 3. Система управления армией 7
  • 4. Формирование военного законодательства. Воинский устав 9
  • 5. Становление российского флота 13
  • 6. Морской Устав 22
  • Заключение. 25
  • Список литературы: 29

Введение

Реформы Петра 1, проведенные на феодально-крепостнической основе, были продиктованы стремлением преодолеть отсталость страны и тем самым обеспечить ей национальную независимость, экономическое и культурное развитие, обороноспособность. Создана была крупная для своего времени промышленность в лице казенных и купеческих мануфактур в металлургическом, полотняном, суконном и шелковом производстве. Значительно выросли мелкотоварное производство, внутренняя и внешняя торговля. Была создана регулярная армия, одержавшая победу в Северной войне со Швецией. Существенные перемены произошли в социальном строе общества, преимущественно среди феодально-зависимого податного населения.

Превращение России в чиновничье-дворянскую монархию было в основном завершено в первой четверти XVIII в. Существенным признаком этого были изменения в составе и структуре государственного аппарата - замена приказов коллегиями. Боярской думы Сенатом, подчинение церкви государству (Синод), создание регулярной армии, военно-морского флота и полиции. Сохранение и дальнейшее усиление крепостничества на длительное время обеспечили политическое господство дворянства как социальной опоры абсолютизма. Дворянство было господствующей силой и в системе нового местного управления - в губерниях и провинциях. Создание на местах наряду с гражданской военной администрации путем размещения в провинции войск использовалось в качестве средства борьбы с народными движениями. Восстание К. Булавина, Астраханское восстание, побеги крестьян и их восстания в разных частях страны сыграли видную роль в умножении усилий правительства, направленных на укрепление государственного аппарата. Страх перед народными движениями толкал купцов-капиталистов и промышленников на сближение с дворянством и на союз с самодержавием.

В итоге преобразований Петра 1 Русское государство превратилось в обширную империю. Глава государства - монарх - рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти. Последняя осуществлялась зависимым от него аппаратом. В законодательстве появляется идея о надклассовости самодержавия, о государстве как наиболее справедливой организации, призванной в равной мере обеспечивать жизнь всех подданных ради “общего блага” и “всенародной пользы”. Впервые тезис о “всеобщем благе” мы находим в указе 1702 года о приглашении иностранных специалистов на русскую службу, с тех пор он не сходил со страниц указов.

Законодательство всячески проповедовало мысль о том, что монарху якобы в равной мере близки интересы дворян, крестьян и жителей городов. В действительности благо было только на стороне господствующего класса. Конечно, абсолютизму приходилось считаться в какой-то мере с запросами крестьян и посадских людей. Но уступки его были вынужденными. Так, милосердия о народах государств своих, Петр 1 в 1713 году издает указ о пресечении неправды и грабительства при сборе государственных податей, признавая, что многие всяких чинов люди, а наипаче крестьяне приходят в разорение и бедность. Такая “забота” о народе диктовалось соображениями экономическими. Крестьянин, лишенный средств производства или даже обедневший, становился непригодным для феодальной эксплуатации. Буганов В. Петр Великий и его время. -М., 1988, с. 237

С вопросом об общем благе тесно связан вопрос о “государственной пользе”, под которой подразумевались фискальные интересы казны и то, что укрепляло силу и престиж государства. Так формировалась официальная идеология абсолютизма, получившая отражение в законодательстве. В Воинском уставе форма Русского государства определялась как неограниченная монархия: Его величество есть самовластный монарх, и тут же пояснялось, в чем состоит его самовластие: который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять. Дословно эта мысль повторена в Морском уставе 1720 года. В Духовном регламенте подчеркнуто подчинение подданных власти монарха по повелению бога: Монархова власть есть самодержавная, которым повиноватись сам бог за совесть повелевает. Российское законодательство Х -ХХ веков.т. 4./ред. Маньков А. Г. -М., 1986., с. 20

Оборотной стороной таких установлений и деклараций были законы, предписывающие жестокие наказания не только за действия, но и за мысли, направленные против царя и государства. Вслед за Уложением 1649 года и продолжая линию его главы 11, уставы и регламенты считали выступления против существующего строя тягчайшими преступлениями. Постулаты об “общем благе”, которое связано с неограниченной монархией, и частые разъяснения в законах его смысла и назначения имели целью идеологически воздействовать на массы, опираясь при этом на веру крестьян и посадских людей в “хорошего царя” и поддерживая ее. Однако, невзирая на “веру”, народ многократно восставал.

В законотворчестве Петр 1 принимал самое активное участие. Многие нормативные акты написаны им самим или при его участии и по его инициативе.

1. Необходимость создания регулярной армии

Русская армия, созданная в ходе реформы в условиях изнурительной Северной войны, одержала многочисленные победы над сильным противником. Старым вооруженным силам, доставшимся Петру в наследство от Московского государства в начале царствования, такие задачи оказались не под силу, что наглядно было продемонстрировано еще во время крымских походов, а затем неудачей под Нарвой в начале войны.

Вооруженные силы Русского государства имели в XVII веке структуру, которая была характерна и для более раннего времени: дворянская конница, городское (городовая рать) и сельское (посоха) ополчение, а также стрелецкое войско, появившееся при Иване Грозном. Поместная и поселенная система содержания войск, когда после окончания боевых действий дворяне возвращались в поместья, а стрельцы и посоха -- к занятиям ремеслом и сельским хозяйством, не способствовала повышению боеспособности вооруженных сил. Законодательство Петра.//Преображенский А. -М., 1997, с. 133

Традиционным было приглашение на русскую службу иноземцев, причем уже с конца XVI века этот процесс значительно усиливается. Это давало возможность познакомиться ближе с западными военными порядками, постепенно усвоить их положительный опыт. Со второй половины XVII века по образцу западных формирований уже из русских создаются так называемые полки иноземного строя -- пешие и конные, командирами и офицерами которых были приглашенные на русскую службу иностранцы. Наибольшее предпочтение при найме оказывалось англичанам и голландцам, ибо с этими странами у России были давние торговые отношения. Но все же большую часть войска составляла поместная конница, вооруженная разномастно и большей частью неудовлетворительно.

Время все более настоятельно требовало создания профессиональных вооруженных сил нового типа. Надо было оторвать ратника от земли или ремесла, сделать военную службу единственным источником его существования. Буганов В. Петр Великий и его время. -М., 1988, с. 237

2. Начало образования регулярной армии

Начало образованию регулярной армии нового типа положили четыре полка: Лефортов и Гордона, Преображенский и Семеновский, насчитывавшие вместе чуть более 20 тысяч человек. Созданные и обученные в соответствии с западными нормами, они стали костяком и кузницей кадров для новой русской армии. После разгрома стрелецкого восстания эти формирования явились почти единственной боевой силой, на которую царь мог в полной мере полагаться. Многие выходцы из них стали затем офицерами других частей регулярной русской армии.

Осенью 1699 года были реформированы стрелецкие полки в Москве, а ряду сподвижников Петра было поручено сформировать три дивизии по девять полков в каждой, набор в которые осуществлялся из даточных людей со всего государства, а также из "охочих" людей Москвы. В течение зимы 1699/1700 годов новобранцы доставлялись в Преображенское, где лично Петр со списком в руках определял годность каждого и сам распределял их в полки, командовать которыми были назначены иноземцы, начальствовавшие раньше в полках "иноземного строя". Офицерами назначались или наемники, находившиеся в распоряжении Иноземного приказа, или семеновцы и преображенцы, прошедшие неплохую подготовку еще в потешных полках. Времени на обучение новонабранных частей практически не оказалось (всего около трех месяцев), результатом чего явилось сокрушительное поражение под Нарвой. Петр сделал правильные выводы из этого поражения. Решено было более деятельно приступить к созданию новой регулярной армии, тем более ситуация благоприятствовала тому, поскольку Карл XII, считая русскую армию окончательно разгромленной, обратил свои главные силы против Августа II. Баггер Х. Реформы Петра. -М., 1985, с. 500

С 1699 года изменяется принцип комплектования. Постепенно вводится рекрутская система набора. В военном отношении она была для своего времени прогрессивной, хотя легла тяжелым бременем на плечи простого люда. Условия существования рекрутов были невыносимо суровыми, что приводило к высокой смертности и массовым побегам.

К концу первого десятилетия XVIII века действующая полевая армия состояла из 54 пехотных полков (в их числе гвардейские -- Семеновский и Преображенский) и 34 полков кавалерии. Границы и города охраняли так называемые гарнизонные полки -- 2 драгунских и 40 пехотных, которые были образованы частично из бывших полков "иноземного строя", а частично из стрельцов2.

Что касается численности и распределения личного состава внутри каждого рода войск, то ситуация здесь изменялась с течением времени. Пехота делилась на два вида -- гренадеров и фузилеров. К 1710 году помимо двух гвардейских полков сформировали 5 гренадерских и 47 фузилерных. После победы под Полтавой решено было иметь только 42 полка полевой пехоты: 2 гвардейских, 5 гренадерских и 35 фузилерных. Остальные полевые полки подлежали расформированию. Изменялись штаты полков. До 1704 года полк имел 10 фузилерных рот и лишь некоторые -- 9 фузилерных и 1 гренадерскую. С 1704 года все полки имели 8 фузилерных и 1 гренадерскую роты. С 1708 года после объединения всех гренадерских рот в особые полки в полевых полках осталось по 8 рот, сводившихся в 2 батальона. Лишь Семеновский, Преображенский и Ингерманландский полки имели трехбатальонный состав (12 рот). По штатам 1711 года численность пехотного полка составила 1487 человек. По штатам 1720 года численность осталась почти прежней (1488 человек), но несколько изменилось соотношение строевых и нестроевых чинов в полку. Такое положение характерно для основного состава русской пехоты, если не брать в расчет некоторые особые формирования.

В кавалерии шел аналогичный процесс. В 1702 году было сформировано 10 драгунских полков, в 1705-м -- лейб-регимент (первый гвардейский кавалерийский полк). По штатам 1711 года определялось иметь 33 драгунских полка, не считая лейб-реги-мента, штат которых насчитывал 10 рот (всего в полку 1328 человек). По штатам 1720 года в кавалерии осталось 33 драгунских полка и лейб-регимент. Среди 33 полевых полков 3 были гренадерскими и 30 фуэилерны-ми. Численность полка составила 1253 человека. В 1721 году лейб-регимент был преобразован в рядовой драгунский полк. Законодательство Петра.//Преображенский А. -М., 1997, с. 134

Первой регулярной частью артиллерии стала бомбардирская рота Преображенского полка. В 1701 году был сформирован особый артиллерийский полк, состоящий из пушкарских рот и четырех бомбардирских команд, имевший также понтонную и инженерную роты и приданных чинов. Твердый штат полка определился в 1712 году. Теперь он состоял из одной бомбардирской и четырех канонирских рот, понтонной и инженерной команд и полковых чинов. По штатам 1723 года структура осталась прежней, но число людей увеличилось. Вся артиллерия делилась на полковую, полевую и осадную. Полковая входила в состав полевой, но была придана непосредственно полкам.

В это же время осуществляется унификация вооружения всех родов войск, вводится единая военная форма. Завершается переход к линейной тактике, которая в России имела специфические черты2.

Благодаря таким преобразованиям Петру в короткий срок удалось создать мобильную, четко организованную и хорошо вооруженную регулярную армию. Такая система, несмотря на небольшие изменения, была крайне громоздкой и неудобной, особенно на уровне местного территориального управления. Все это требовало самого радикального переустройства. Буганов В. Петр Великий и его время. -М., 1988, с. 239

3. Система управления армией

В связи с созданием Сената в 1711 году система управления армией изменилась. Сенат занялся комплектованием армии. При нем был образован Комиссариат, который ведал финансированием и всеми вопросами снабжения армии. Во главе Комиссариата встал Я. Долгорукий, назначенный на должность генерал-кригско-миссара. Артиллерией по-прежнему занимался Приказ артиллерии, получивший в 1712 году особый штат2. В связи с переводом правительственных учреждений из Москвы в Петербург Приказ артиллерии разделили на московский Артиллерийский приказ, переименованный в 1720 году в Артиллерийскую канцелярию, а в 1722 году в Артиллерийскую контору, и петербургскую часть, названную Артиллерийской канцелярией, а с 1722 года -- Главной артиллерийской канцелярией.

С введением в 1718 году коллегиальной системы управления была создана Военная коллегия, занимавшаяся всеми военными вопросами. В ее прерогативу входило и общее наблюдение за деятельностью Артиллерийской канцелярии, подчинявшейся непосредственно генерал-фелыщейх-мейстеру. В Москве Военная коллегия имела артиллерийскую, мундирную и счетную конторы.

Одновременно с центральным военным управлением изменились и органы местного управления, что было связано с формированием губерний. На губернаторов возлагали шведскую. Северная война явилась серьезным испытанием, показавшим правомерность проведенных реформ. Петровская военная система оказалась очень устойчивой и просуществовала до конца XV1I1 столетия.

Коснемся теперь вопроса о развитии системы управления российскими вооруженными силами. Она во многом определяется государственным устройством России.

В допетровское время не существовало отдельного приказа, который ведал бы всеми вооруженными силами Московского государства, и не было лица, осуществлявшего общее командование войсками. Военными вопросами занимались Разряд, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный и ряд других приказов. Военными делами занимались на северо-западе -- Новгородская четверть, на северо-востоке -- Казанский приказ и т.д. Иррегулярные казачьи войска были в ведении Сибирского, Малороссийского и Посольского приказов. Баггер Х. Реформы Петра. -М., 1985, с. 500

В 1700 году был учрежден Стрелецкий приказ, а Иноземный и Рейтарский были объединены в Особый приказ, в котором сосредоточилось высшее управление хозяйственными и судебными вопросами вооруженных сил. Кроме того, к концу XVII столетия относятся попытки территориально разделить государство на несколько разрядов и полков, отдаленно напоминающих военно-территориальные округа.

В 1701 году Особый приказ преобразовали в Приказ военных дел, во главе которого был поставлен Т. Стрешнев. Обеспечением войск оружием, обмундированием и деньгами занимался генерал-комиссар. Продовольствием и фуражом ведал созданный в 1700 году Провиантский приказ.

С 1711 года в обязанность губернаторам вменили проверку хода рекрутских наборов и смотр рекрутов на предмет годности к боевой службе. По изданной Инструкции или наказу воеводам органы местной власти были подчинены непосредственно Сенату и его коллегиям. Кроме того, местные власти занимались обороной и содержанием крепостей, расквартированием и снабжением войск, т.е. были исполнительными органами Сената и Военной коллегии. Законодательство Петра.//Преображенский А. -М., 1997, с. 137

Что касается оперативного управления армией, то в основу этой системы был положен полк как высшая тактическая единица во главе с полковником и штабом. Полки сводились в дивизии, существовали еще и бригады, не имевшие собственного штаба. Командующие дивизиями и бригадами имели личную канцелярию и осуществляли управление своими соединениями через адъютантов.

Во главе армии должен был стоять генералиссимус, но на деле она управлялась генерал-фельдмаршалом или при его отсутствии генерал-аншефом, непосредственно подчиненным Петру. Управление войсками во время войны осуществлял генеральный штаб, при котором находилась военно-походная канцелярия.

Отдельными родами войск командовали генерал-от-инфантерии, генерал-от-кавалерии и генерал-фельд-цейхмейстер, собиравшиеся на Военный совет, обсуждавший различные оперативные вопросы. Военный совет был совещательным органом, не отменявшим единоначалие в армии.

Указ Петра I предписывал никому не присваивать офицерский чин без предварительной службы в рядовом составе гвардии, не осуществлять производства через чин и выбирать на вакансии баллотированием из двух-трех кандидатов. Со временем все больший вес приобретали не только боевой опыт и выслуга, но и знания в той или иной области военного дела. Был закреплен приоритет личной выслуги дворянина перед знатностью его происхождения. От офицеров требовались инициатива, творческое отношение к уставам, чуткое отношение к подчиненным.

4. Формирование военного законодательства. Воинский устав

Преобразование армии потребовало огромной работы по формированию отечественного военного законодательства. Нельзя не отметить тот факт, что Россия уже обладала солидными накоплениями в этой области.

Еще во времена Бориса Годунова в России был осуществлен перевод сборника военных законов Священной Римской империи, который в русском переводе получил название "Воинская книга".

С начала XVII века работа над переводом иностранных военных сочинений приобретает уже достаточно широкий размах. Замечательный полководец М. Скопин-Шуйский, изучивший опыт шведского генерала Де-лагарди, знакомил своих воинов с последними новшествами военного дела. Этому же способствовали наемные иноземные офицеры, а также наши послы и агенты, посылаемые за границу. В начале XVII века появляется очень важный документ -- так называемый "Устав ратных, пушечных и других дел", который был составлен в 1607 году и дополнен в 1621 году дьяком О. Михайловым. Устав познакомил русских с иноземными военно-уголовными законами. Устав содержал понятия об общей организации войск, наиболее подробно были разработаны в нем артиллерийские вопросы (500 статей из 663). В 1647 году был выпущен первый печатный Устав "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей", служивший руководством для обучения строевой службе. Устав 1647 года представлял собой в основном перевод военных законов Священной Римской империи, составленных в 1615 году. Надо сказать, что правила построения боевых порядков, изложенные в нем, устарели к моменту выхода книги в России. В Европе к тому времени уже развивались более прогрессивные тактические принципы. Военных дел касались главы VII, VIII, XXIII и XXIV Соборного Уложения 1649 года. Буганов В. Петр Великий и его время. -М., 1988, с. 237

В Посольском приказе перевели еще ряд военных документов. Вот некоторые из них: "Книга рукописного права или устав воинский Голландской земли", "Воинская книга о всякой стрельбе и огненных хитростях", "О приуготовлении вещей, к войне надобных", "Фундаменты или максимы фортификации", "Новый фундамент умышлением артиллерии". Все эти документы появились в виде рукописей. К сожалению, в переводах допускались неточности, кроме того, многие сведения доходили из-за границы через множество рук со значительными изменениями. Критическое осмысление военного опыта западноевропейских стран было в связи с этим затруднено.

В таком виде Петр 1 получил в наследство от Московского государства зачатки военного законодательства. Большую роль сыграло личное ознакомление Петра с военным управлением в европейских странах во время зарубежных поездок. Вернувшись в Россию, Петр приступает к работе по реорганизации отечественного военного законодательства. На первых порах большую помощь оказал ему сын выходца из Пруссии А. Вейде, поступивший сержантом в Преображенский полк. В 1696 году А. Вейде был послан в Венгрию и другие земли для знакомства с военным устройством имперских вооруженных сил. А. Вейде совершил ряд поездок и в другие страны. Результатом явился подготовленный к 1698 году Воинский устав. Кроме того, в 1699 году А. Вейде было поручено составить "Воинский наказ как содерживаться" и "Артикул, какое кому наказание за вины", что тот и сделал. Одновременно Я. Брюсу было поручено составить "Краткое описание законов (или правил) Шкодских, Английских и Французских". В Уставе А. Вейде определены должности всех чинов русской армии и изложены некоторые правила строевого обучения. В целом Устав носит компилятивный характер. В нем имеются прямые заимствования из немецкого Устава, а также из Устава 1647 года. Известно также существование "статей", подготовленных А. Головиным и И. Пат-кулем, об устройстве армии. В 1700 году вводится "Краткое обыкновенное учение пеших полков", а в 1701 --"Краткое положение... при учении драгунского строю" для ускоренного обучения вновь сформированных пехотных и кавалерийских полков Военные уставы Петра Великого / Сост. П. П. Епшранов. М.. 1946, с. 49

.

В 1702 году работа над составлением военных законов была поручена А. Виниусу, который сделал перевод с ряда иностранных документов. В том же, 1702, году в войсках Б. Шереметева действовало "Уложение или право воинского поведения генералом, средним и меньшим чином и рядовым солдатом". Это Уложение содержит описание целого ряда наказаний. Здесь впервые упоминается наказание шпицрутенами, впоследствии столь популярное в России. Валишевский К. Петр Великий. -М., 1993, с. 74

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.