В 1909 г. он довольно выразительно обозначил поворот революционных методов борьбы к творческо-культурной работе, нацеленной прежде всего на просвещение, воспитание национального сознания. Ярким примером тому служат слова самого А.Луцкевича, напечатанные в «Нашей Ниве» за 1911 год: «Мы, белорусы мысли которых выражаются в газете «Нашей Ниве» должны были придерживаться простой и высокой мечты: возрождение нашего народа и края твердо с гордостью отстаивать свои человеческие и гражданские права. Мы должны смотреть через головы разных современных «героев» на 10-30 лет вперед в свое будущее» [11,С.4].
Это значит, что своей целью белорусской народ должен поставить возрождение своей самобытности, культуры, развитие национального сознания. Понятное дело, что редакция «Нашей Нивы» прекрасно понимала, что эта программа была довольно ограниченной. В одной из редакционных статей (1910.№2. 7 декабря) говорится, что в тяжелые времена, которые тогда переживала Россия, многие люди опускали руки. «А мы говорим, - говорится в статье, - не откладывайте большой гражданской работы на завтра. Не опускайте рук сегодня, народ который не умеет ковать свое счастье сегодня, не имеет права на лучшую долю завтра». [16,с.429].
Первоочередной и главной задачей «Нашей Нивы» в тех условиях была борьба за всестороннее национально-культурное возрождение белорусского народа, за признание самого факта его существования. Следовательно, исходя из того, что основой всей национальной культуры является язык народа: «Нам, в первую очередь нужно возродить свой язык. Только возродив родной язык мы сможем поставить на твердую основу наше национальное движение» [16,с.430].
А.Луцкевич, говоря про белоруса, отмечает, что он «не только потерял свою национальную принадлежность но и осмысление своего личного качества как» [11, с.4]. Он отмечает, что многие белорусы представляют себя либо поляками, либо русскими, что невозможно для настоящего сознательного белоруса. Кстати, такая проблема существует и в современности, когда народ, теряющий свой язык, перестает отождествлять себя со своей нацией. Когда патриотизм, как таковой отсутствует, из-за незнания своей истории, из-за национального самосознания и т.д. Многие проблемы н. XX в. повторяются сегодня, и потому необходимо обратится к истории этого периода, чтобы иметь представление, как возрождался народ, сознание которого было порабощено в течение более столетия. Для того, чтобы выйти из этой ситуации А.Луцкевич предлагает следующее, необходимо «расширение и развитие национального сознания у белорусов, а вместе с этим развивать экономическую силу народа … расширять мысль о национализации всех форм народного образования, открыть частные и общественные школы, библиотеки, курсы» [11,с.4].
Как видно, ситуация в н. XX века была куда как более сложная, чем в н. XIX века, через сто лет от изучаемого времени.
Последняя статья А.Луцкевича в «Нашей Ниве», которую я хотел бы рассмотреть называется «Вечная пропасть». В ней он опять же возвращается к проблеме национального возрождения, которое невозможно, как он думает «до тех пор, пока все нации - и крестьяне - земледельцы, и рабочие не смогут внести своей части в общенародное наследие … совместная общественная работа ради общей пользы, вот школа, которая научит народ, как создать лучшую жизнь, как освободится от беды и построить сильный экономический фундамент».[43,с.4]. Именно представлял себе А.Луцкевич белорусское движение и возрождение нации, по крайней мере, так он его представлял в официальной печати.
Что касается положения Беларуси в составе российской империи, то Луцкевич ясно это показывает в своей работе под псевдонимом: Антон Навина. В 1910 году в С.-Петербурге выходит книга «Формы национального движения в современных государствах» [44,с.22], где опубликованы многочисленные статьи о белорусах А.Навины. В этих статьях указывается, что во многих слоях общества распространена идея «самоуправления для белорусского края».
В принципе, за период 1906-1915 гг., А.Луцкевич основную свою деятельность посвятил прежде всего работе в редакции «Наша Нива», что дало весьма и весьма плодотворные результаты. Что касается работы в других местах, кроме «Нашей Нивы», то она не принесла столь блестящих результатов. Естественно не стоит преувеличивать роль «Нашей Нивы» в возрождении самосознания белорусов. Как отмечает С.Х.Александрович: «Не само печатное слово, не сама газета делает возрождение восьмимиллионного народа, потому, что ей это не под силу». [6,с.С.209]. Газета выполняла руководящую, стимулирующую роль, и надо сказать стимулировала она не плохо, в чем во многом заслуга А.Луцкевича.
Подводя итог данного периода деятельности А.Луцкевича, можно сказать, что являясь центром управления БСГ, да и вообще национального движения, редакция вела легальную работу, что позволило воспитать будущую политическую и интеллектуальную элиту, а также сохранить уже имеющиеся кадры для того, чтобы впоследствии, в благоприятной ситуации воспользоваться трудами, проделанными в течении этих лет.
Еще одним интересным фактом «Нашенивского периода» является деятельность масонских лож но территории Беларуси. Сташкевич в своей работе отмечает, что А.Луцкевич был одним из организаторов первой ложи, которая была основана в 1910 г. в Вильне [22,с.107]. Также в 1911 г. возникла масонская ложа «Литва», в октябре 1914 г. - «Беларусь».
Масонские ложи в начале 1-ой мировой войны объединились в «Великий Восток Литвы» [14,с.18]. Они доказывали существование одной политической нации и обозначили единую «литовскую» нацию. В последствии это выразилось в идее возобновления ВКЛ, что, как известно не дало никаких результатов.
Начало Первой Мировой войны положило начало новому этапу в белорусском национальном движении. Также его начало связано и с закрытием «Нашей Нивы», что произошло 7 августа, 1915 года, в связи с приближением фронта. Именно 1915 год можно считать годом окончания «нашенивского периода» в белорусском движении и началом движения к национальной государственности.
2.3 Роль А.Луцкевича в развитии Белорусского национального движения в 1915 - 1919 гг
Приближение Первой Мировой войны обострило национальный вопрос не только в России. Но именно для этой страны он стал наиболее актуальным в годы войны.
Как же относиться к войне? В основном все партии поддержали царское правительство. Что же касается Беларуси, то на ее территории продолжали свою деятельность партии, образованные ранее. Как известно, весь период от революции 1905 - 1907 гг. и до начала Первой Мировой войны, белорусская общественно-политическая мысль дальше развивала «выработанный Громадой принцип федерации свободной Беларуси» [46,с.4]. Как вспоминает Я.Лесик, «образовав автономию на Беларуси, мы станем настоящими хозяевами на своей земле и получим полную возможность повернуть все обиды нашего края в пользу нашего народа, на свои национальные нужды» [47,с.258]. БСГ не отходила от своей программы и не теряла надежды на получение Беларусью автономии в составе демократической, федеративной России. Первая мировая война стала своеобразным катализатором, который ускорил процесс формирования идей государственности Беларуси. Эти мысли стали все более актуальны для Беларуси, особенно во время немецкой оккупации, в которой она оказалась уже в конце 1915 года. Уже в начале 1916 г. в своем письме к А.Луцкевичу, В.Ластовский пишет: «в борьбе с польским и московским закрепощением в нашем крае, единственная наша дорога правильная - это радикальная народная программа» [48,с.432]. Но все же вернемся к 1914 году и рассмотрим все по порядку.
После начала войны вполне естественным стала усиленная цезура. И уже было не удивительно, стали появляться «на страницах «Нашей Нивы» белые пятна» [45,с.77]. И к августу 1915 года она была закрыта. Но, тем не менее, А.Луцкевич продолжал свою общественную и политическую деятельность. Так еще до закрытия «Нашей Нивы» в апреле 1915 года он был одним из инициаторов и активным участником, созданной в апреле 1915 г. в Вильно организации - «Белорусское товарищество потерпевших от войны» [49,с.24]. Эта организация объединила вокруг себя как католиков, так и православных. Фактически ее деятельность проходила за счет учредителей и добровольных пожертвований, помощь от царского правительства для такой организации была довольно мизерной и «составляла всего только 360 рублей» [49,с.24].
Ситуация резко изменилась осенью 1915 года, когда немецкими войсками была занята часть Беларуси по линии Двинск - Барановичи - Пинск, также как и Вильно. В этой ситуации Иван и Антон Луцкевичи из фактически остатков обществ, которые сохранились в Вильно на тот момент, создали «Белорусскую социал-демократическую рабочую Громаду (БСДрГ), которая официально объявила себя филиалом БСГ» [14,с.18]. Она продолжала свою деятельность. Естественно, что Луцкевичи создали свою фракцию в Громаде исходя, прежде всего, не только из идейных намерений. Они учитывали тот фактор, что в немецкой армии служило много социал-демократов, которые входили в администрацию оккупированной части Беларуси. Возможно, как утверждает один из крупнейших специалистов, занимающихся этой проблемой А.Сидаревич, белорусские «социал-демократы, - в том числе и А.Луцкевич, который возглавил БНК, о котором будет сказано далее и Белорусское общество помощи пострадавшим от войны, - надеялись, что им будет легче разговаривать с немецкими оккупантами» [35,с.29]. Как вспоминает Витан-Дубейковская, А.Луцкевич еще до прихода немцев, предвидя эту ситуацию, говорил: «Как придут немцы, надо это время использовать для белорусского дела, а немцы ничего в этом не понимают, здесь придется их информировать» [50,с.34].
О чем же хотел информировать А.Луцкевич немецкие власти? Он прекрасно понимал невозможность создания отдельного государства в зоне оккупации, под которой находилась четверть белорусских земель, немцев необходимо было убедить в целесообразности создания «новой самостоятельной государственной единице ВКЛ» [51,с.20]. Как известно, эта идея имела место и ранее в масонских ложах; еще до начала Первой Мировой войны. Тем более она была актуальна, т.к. немецкие оккупационные власти недооценивали белорусского движения. Ярким примером тому служит записка германского заместителя по белорусским делам дона Бекерита главнокомандующему Восточной немецкой армии: «Белорусы никогда не высказывали стремления до государственной самостоятельности …. Некоторые стремления сепаративные, которые развивают несколько археологов и литераторов в Вильно, надо зачислить к местным делам, не имеющих политического значения» [52,с.137].
Все это дало А.Луцкевичу основание для того, чтобы начать более активные действия по формированию вышеизложенной цели возрождения ВКЛ. Так, вместе с группой литовских, польских и еврейских однодумцев, он решил возродить эти идеи, тем более, что к ней положительно относились немцы. «19 декабря 1915 года была издана на четырех языках декларация об основании «конфедерации Великого Княжества Литовского»» [33,с.80]. Универсал (см. Приложение №3) призывал все организации объединиться во имя единой цели, создания ВКЛ «на благо родной Беларуси» [4,с.88].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12