Рефераты. Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферии империи складывался с поразительной быстротой мощный племенной союз сюнну (гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против сюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшая им поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ. Чтобы обезопасить северную границу империи, Цинь Шихуанди приказал возвести гигантское фортификационное сооружение - так называемую Великую Китайскую стену, соединив и значительно расширив звенья крепостных оборонительных укреплений, ранее сооруженных отдельными царствами вдоль их северных границ для защиты от вторжений кочевников. Одновременно были снесены внутри страны стены между прежними царствами. Цинь Шихуанди предпринял завоевания в Южном Китае и Северо-Восточном Вьетнаме, ценой огромных потерь его армиям удалось добиться подчинения древневьетнамских государств Намвьет и Аулак. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что не могло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших эти различия, и на самой судьбе его династии [20, 305].

Таким образом, большие преимущества, которыми обладало царство Цинь, с одной стороны, и сложившиеся внутри страны условия для объединения - с другой, дали возможность Цинь покончить с феодальной раздробленностью, существовавшей в течение 800 лет, и создать абсолютистское феодальное государство с централизованной властью.

2 Методы управления и реформы Шихуанди в империи Цинь

Завершив завоевание всей страны, после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей [11, 146]. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной -- вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету [10, 451]. Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями.

«Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием, властью. Закон - это то, чего сообща придерживаются правитель и сановники. Доверие - это то, что сообща устанавливают правитель и сановники. Власть - это то, чем распоряжается лишь один правитель» - так Шан Ян видел роль закона в управлении государством [19, 171].

2.1 Система административно - государственного управления

Для управления огромной страной с учетом существующего опыта была создана сложная система власти, в которой боролись центростремительные (страна управлялась из единого центра; сила личности Цинь Шихуана; возможность контроля всех уровней общества) и центробежные (отсутствие единства в машине управления, изоляция императора центральным аппаратом) тенденции. Один человек от своего имени не может управлять огромной страной, делать это он может лишь как представитель группы или класса. В империи Цинь родился «император - бюрократия», который выступил как «государство-эксплуататор» и стал на века определяющим качество китайской политики фактором [16, 28].

Государственный аппарат возглавлял сам император, имевший неограниченную власть. Ближайшими помощниками были два первых советника (чэнсяна). В их функции входило осуществление всех указаний императора и руководство работой административных органов [18, 46]. Чэнсяны помогали сыну неба управлять всеми делами [1, 4; 5, 61].

Весь аппарат разделялся на органы центрального и местного управления. Центральные органы подразделялись на ведомства: военное, судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов, ведомство по охране императора и верховная прокуратура [18, 47].

2.2 Территориальное деление

Для создания местных органов управления вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли «цзюньшоу» (губернаторы). Области делились на уезды - «сянь» во главе с «сяньлинами», а уезды - на волости («сян») и более мелкие единицы -«тины». В каждом «тине» было по 10 общин - «ли» [18, 54].

Бюрократия занималась повседневным осуществлением политических функций. Чиновники не пахали, не сеяли, но процветали, изымая часть прибавочного продукта общества в виде доли от налогов, согласно рангу, и «черных доходов» коррупции. Осуществление политических функций стало основой самосознания бюрократии, которое формировалось с одной стороны под влиянием выгод принадлежности к классу бюрократии (почет, материальное довольствие, привилегии), с другой, под давлением жесткой системы, создававшим круговую поруку: В случае нарушения приказа наказанию подвергался не только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в свое время порекомендовал его на эту должность. В этих условиях, конечно, старались рекомендовать «своих», принимать решения в свою пользу, покрывать нарушения. Ибо «чиновник видевший /или/ знавший /о преступлении/, но не сообщивший об этом властям подвергался тому же наказанию, /что и преступник/» [18, 53].

Все многочисленные чиновники, вплоть до самых высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще всего натурой, в виде определенного и зависевшего от должности и ранга количества зерна. Лишь считанные представители 19-20-го рангов имели право на кормления, т. е. на взимание налогов с крестьян определенной пожалованной им в условное владение территории, но при этом административной власти в рамках этой территории они не имели, их права там ограничивались взиманием налогового сбора. Строго централизована и хорошо организована была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, будь то гигантские строительные работы, обязанность снабжать армию, возить продовольствие и снаряжение, участвовать в общественных работах на местах и т. п.

2.3 Управление в судебной и идеологической системе

Глобальные нововведения императора вызвали сильнейшее недовольство, выразителями которого стали конфуцианцы, желавшие к тому же взять под свой контроль систему образования. Тогда против них выступил первый министр Ли Сы с памфлетом "они (конфуцианцы) восхваляют древность, чтобы порочить современность".

Став хозяином империи, Цинь Ши хуанди следовал постулатам легистов. Он запретил учение Конфуция и преследовал конфуцианство, потому что оно со своей ориентацией на прошлое препятствовало его преобразованиям [18, 161]. Раздосадованный сопротивлением конфуцианцев, Цинь Ши-хуанди в гневе приказал сжечь все конфуцианские сочинения и закопать живьем 460 виднейших конфуцианцев. Но и это не помогло [8, 176].

Легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи, превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления [16, 26].

Судебное ведомство представлял окружной судья, он же являлся начальником всех тюрем округа. От верховной прокуратуры в округ направлялся цзяньюйши, контролировавший работу всех чиновников округа, включая самого начальника округа [16, 56].

По примеру Шан Яна Цинь Шихуанди ввел карательную систему, предусматривавшую как массовый вид наказания порабощение государством всех членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой системой взаимной ответственности, круг которой расширился настолько, что каре одновременно подвергались целые группы сел. Преступления, которые представлялись властям особо тяжелыми, карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трех поколениях [18, 154]. Введенные при Цинь Ши Хуанди, по примеру Шан Яна, чрезвычайно жестокие меры сурово карали за малейшие поступки. Многие преступления наказывались мучиельными казнями: отрезанием носа, разрубанием колен, вырыванием ребер. Обезглавливание было наиболее легким видом смертной казни. Существовали такие виды казни, как разрубание пополам, разрывание колесницами, зарытие заживо, разрубание по частям и другие более жестокие и омерзительные виды умерщвления.

2.4 Унификация письменности

При Цинь Шихуанди была унифицированы китайская письменность. До династии Цинь в различных княжествах имелись свои письмена. Из-за этого существовало препятствие в культурном обмене. После объединения под властью Цинь «сяочжуань» (один из видов китайского древнего письма) стала общепринятой письменностью. Развитие китайского иероглифа было узаконено, создана общеимперская упрощенная система письма, введен категориальный принцип разграничения и объединения иероглифов на группы по смысловым ключевым элементам, и утверждены стили письма, в том числе, и современное написание (ли шу).

Единая письменность давала возможность для развития делового общения населения различных округов и уездов страны, стимулируя их дальнейшее сближение [18, 153].

В 213 г. до н. э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.

2.5 Аграрная реформа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.