Также немаловажную роль при изучении эволюции политико-религиозных отношений в XIX в. играют нормативно-правовые акты турецких падишахов [хатт-и хумаюны] и выдержки из программ ряда движений и обществ Новых Османов и младотурок.
Также одним из главных наряду с конституцией 1982 г. источников является Программа Белой Партии, ранее доступная на сайте партии в англоязычной версии. Благодаря этой программе можно сделать выводы касательно настроений политической элиты Турции, настроенной на данном историческом этапе на создание новой конституции по копенгагенским критериям.
В основу данного исследования положен структуралистский подход [Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс], в рамках которого применяется системно-структурный метод: создание рабочей модели [структуры], состоящей из фактов и установленных между ними связей, изучаемой в динамике или в статике. Структура в данном подходе - это система устойчивых внутренних отношений, определяющих существующие признаки объекта.
Принятая нами периодизация эволюции политико-религиозных отношений соответствует концепции разной длительности исторического времени ведущего историка XX в. Фернана Броделя, согласно которой "историческое время" делится на три слоя:
(1) Константа основных элементов общественного бытия.
(2) Экономическая и социальная действительность циклического характера.
(3) Хронологическое определение событий.
Согласно данной концепции каждый последующий слой времени имеет более короткую длительность.
Также в данном исследовании применяется ценностный подход, подразумевающий отношение исследователя к изучаемым объекту и предмету. Таким образом, используется концепция аксиологического субъективизма А. Штерна: "только слепой догматик может упорно верить будто историческое знание является отображением истины".
Использованные в данной работе методы делятся на общенаучные и специально-исторические. Общенаучные методы - это индукция и дедукция, анализ и синтез. Специально-исторические методы - это историко-генетический [метод последовательного распределения свойств, функций и изменений исторической реальности, направленный на анализ генезиса тех или иных явлений или процессов], ретроспективный [метод "от настоящего - к прошлому", создание этапов становления и формирования явления], синхронный [метод выявления взаимосвязи одновременно происходящих явлений] и диахронный ["метод периодизации", выделение качественных особенностей процесса во времени, моментов образования новых этапов, периодов, определение общего направления развития] и метод аналогии [компаративный метод - метод закономерностей и проведения исторический параллелей].
Работа состоит из трёх глав, каждая из которых состоит из двух параграфов; введения, заключения, списка источников и литературы, приложения и списка сокращений. Деление на главы обуславливается принятой в данном исследовании периодизацией политико-религиозных отношений, делящей их на три этапа или парадигмы - традиционалистско-мусульманскую (1517 - 1918 гг.), республиканскую [западноевропейскую] (1920-е - 2001 гг.) и копенгагенскую [умеренно-исламистскую] (2001 г. - настоящее время). Подобное деление обосновывается следующими хронологическими факторами:
(1) 1517 г. - принятие падишахом Османской империи титула халифа всех мусульман
(2) 1920-е гг. - гражданская война и начало республиканских преобразований Ататюрка
(3) 2001 г. - создание Белой Партии - фундамента умеренного исламизма.
(1) Турция - особое государство, "оторванное" от своей цивилизации, что обусловлено комплексом причин, прежде всего геополитического характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4