Рефераты. Американо-германские отношения в 1919-1923 гг. Репарационный вопрос

На следующий день после этой недвусмысленной речи Гильфериха, 24 июня 1922 года был убит Вильгельм Ратенау. Организаторами убийства стали члены монархической группировки «Консул», вероятнее всего, направляемые Стиннесом и Гильферихом [25].

Надо сказать, что, на наш взгляд, убийство Ратенау отвечало не только внутренним кругам германского правого милитаризма, но и интересам французского президента Пуанкаре. Доказательством этого тезиса можно считать деятельность Пуанкаре в ближайшие месяцы. Квинтэссенцией политического курса Франции этого периода является подготовленный по поручению Пуанкаре главой финансового комитета парламента Франции Дариаком секретный доклад, где высказывались мысли об опасности оставления Рура в составе возрождающейся Германии и вынашивались идеи либо передачи Рура под контроль Франции за незначительную компенсацию, либо создания своеобразного буферного рурского государства между Францией и Веймарской республикой. Из доклада Дариака Пуанкаре почерпнул идею так называемых «продуктивных залогов», заключавшуюся в том, что, если Германия неспособна выплачивать репарации деньгами, то пусть она выплачивает их натурой.

В апреле 1922 года фиксируется активный выход на политическую арену США. Выход этот связан с так называемым планом Моргана, разработанного группой американских финансистов во главе с Морганом. Основным требованием плана Моргана было сокращение суммы репарационных платежей и фиксирования их точной цифры. При соблюдении этого условия финансисты обязались предоставить Германии международный заем в 1 миллиард долларов. Обеспечением этого займа должны были служить доходы германских железных дорог и таможни. По сути, план Моргана представлял собой предвосхищение плана Дауэса. Однако в мае проект был провален французским делегатами международной репарационной комиссии, решительно протестовавшими против сокращения суммы выплат [11, c.29].

7-14 августа 1922 года в Лондоне состоялась очередная конференция, посвященная решению репарационного вопроса, на которой . На ней Франция выдвинула семь пунктов требований: контроль над ввозными и вывозными лицензиями, осуществляемый межсоюзной комиссией по ввозу и вывозу в Эмсе; установление таможенной границы на Рейне со включением Рурской области; введение особых пошлин на вывоз из Рурской области; контроль над государственными рудниками и лесам в занятых областях; предоставление победителям 60% участия в химической промышленности занятых областей; 26-процентная вывозная пошлина в счёт репараций; передача победителям германских таможенных пошлин. Эти предложения, явно направленные на еще большее ослабление Германии и установление на континенте французской гегемонии, вызвали недовольство английской делегации, выдвинувшей в ответ свою программу из 10 пунктов, в целом полностью противоречившей сути французских предложений. Конференция в Лондоне завершилась безрезультатно (Ллойд Джордж, закрывая переговоры, грустно пошутил: «что же, согласимся хотя бы в том, что мы не можем прийти к согласию!») [25].

Что касается США, то перед угрозой оккупации Рура Францией Штаты пошли на сближение с Великобританией, не собираясь допускать установления гегемонии Франции в Европе и европейской экономике. В свою очередь, британцы также довольно охотно зондировали почву в США насчет заключения соглашения по Германии.

На руку Франции вскоре сыграли политические перемены в стане ее соперников. Так, неудача в ближневосточных делах привела к отставке Ллойд Джорджа. Его преемник Бонар Лоу занимал менее четкую позицию в рурском вопросе, да и просто уступал по личным качествам Ллойд Джорджу. После ноты о продлении моратория от 14 ноября 1922 года Стиннес инспирировал свержение правительства Вирта, к власти в Германии пришло правительство Куно, занявшее резко антифранцузскую позицию и попытавшееся начать неумелую игру на франко-британских противоречиях. А после отклонения репарационной комиссией предложения о предоставлении Германии моратория в декабре 1922 года Стиннес выступил с откровенно вызывающей речью об отказе крупной германской промышленности выплачивать репарации в условиях оккупации Рура. Пуанаре мгновенно отреагировал тем, что потребовал от репарационной комиссии признания факта саботажа выплат и применения к Германии соответствующей статьи Версальского договора. В Париж срочно отправились Лоу и министр иностранных дел лорд Керзон. Неожиданная поддержка Франции была оказана недавно пришедшим к власти в Италии Муссолини, рассчитывавшим на крупномасштабные поставки французской железной руды.

2 января в Париже началась международная конференция с участием репарационной комиссии. США были представлены на конференции наблюдателем. Надо отметить пассивную роль, которую США играли в обсуждении, ограничившись дежурным призывом к европейским странам сохранять мир и стремиться к достижению согласия. Вероятнее всего, такая политика американцев была связана с тем, что США не были до конца уверены в установлении дружественных отношений с Великобританией и опасались открыто идти на разрыв с Францией. Хотя внутри страны многие призывали именно к этому - например, известно предложение сенатора-демократа Робинсона активнее включиться в обсуждение европейских проблем [11, c.38], в частности, Робинсон предлагал лично президенту Гардингу отправить от своего имени делегатов в Париж. Тем не менее, предложение не было поддержано Конгрессом. А в Париже тем временем Пуанкаре отвергал все предложения Керзона и Лоу. 9 января репарационная комиссия подавляющим большинством голосов приняла решение о применении к Германии санкций за несоблюдение условий Версальской конференции [11, c.41].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая мировая война привела к колоссальным изменениям в расстановке сил в мировой политике. Такие великие еще недавно государства, как Германия, Австро-Венгрия, Россия не только лишились своих прежних имперских статусов, не только пережили значительные внутриполитические изменения, но и, в силу поражения в войне, вынуждены были временно откатиться за пределы основного политического пула. При этом и тогда, и теперь было понятно, что с уготованной ролью стран третьего мира эти государства никак не согласятся. И посему проблема постепенного возвращения Германии к цивилизованному политическому процессу, с одновременным четким указанием на невозможность занятия ею позиции мирового лидера, стала одной из основных проблем конца 10-х - начала 20-х гг. ХХ века.

Однако политические круги некоторых стран, в особенности, Британии и Франции, в силу разных причин продолжали проводить откровенно шовинистическую политику по отношении к побежденной Германии. Иной была позиция США, которые были максимально заинтересованы в скорейшем возникновении на европейском континенте серьезного противовеса растущему политическому влиянию Франции и экономическому - Британии. Кроме того, как видно из текста курсовой, Германия рассматривалась американскими правительственными кругами также как своеобразный заслон против «красной угрозы» - Советской России. Потому на первом этапе - в период обсуждения условий Версальского мирного договора - мы можем однозначно выделять позицию США как позицию максимального способствования скорейшему возрождению Германии.

Поражение американской дипломатии в борьбе за формулирование окончательных условий Версальского мирного договора вкупе с давлением традиционной для Америки группировки изоляционистов привело к поражению на президентских выборах Вудро Вильсона. Это обусловило то, что на втором этапе в изучаемом нами периоде США однозначно встали на проповедуемую правительством Гардинга платформу изоляционистов и по возможности не вмешивались в репарационный вопрос, ограничиваясь малозначащими выступлениями внутри страны, а также заявлениями специальных советников при репарационном комитете Лиги наций, которые все равно изначально находились в меньшинстве и не имели шансов повлиять на принятие решений данной структуры. Именно в этот период давление Британии и, особенно, Франции на Веймарскую республику становится настолько значительным, что в самой Германии начинают пользоваться недюжинной популярностью речи таких деятелей, как Стиннес, о необходимости отказа от выполнения условий Версаля. Разумеется, отсюда уже недалеко было до усиления позиций правых милитаристских группировок, одной из которых была мало еще кому известная НСДАП. Иными словами, именно в отсутствии нормального политического диалога в этот период между США с одной стороны и лидерами Западной Европы - с другой, я вижу причину будущего сползания Германии на нацистские рельсы.

Апогеем деятельности Британии и Франции по принуждению Германии к выполнению условий Версальского мира стала оккупация части Рура и угроза оккупировать его полностью, осуществленная в 1923 году. В период перед рурским кризисом американская дипломатия по-прежнему ограничивалась пропагандистскими заявлениями, хотя и пыталась реально воздействовать на принятие тех или иных решений на Западе. Важно отметить, что в Конгрессе в этот момент появляются течения, требующие усиления позиций США в репарационном вопросе (к примеру, предложение Робинсона). Однако в целом США не предприняли решающих усилий, и требование Франции о применении военной силы по отношению к Германии прошло большинством голосов.

БИБЛИОГРАФИЯ.

ИСТОЧНИКИ:

1. Веймарская Конституция. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://de.wikisource.org/wiki/Verfassung_des_Deutschen_Reiches_(1919). - Дата доступа: 16.12.2009.

2. Версальский мирный договор от 28 июня 1919 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://on-island.net/History/VersPact/VerPact.djvu - Дата доступа: 01.12.2009

3. Ллойд Джордж, Д. Правда о мирных договорах. В 2-х томах: Перевод с английского. Т. 2 / Ллойд Джордж Д.; Под ред.: Волков Ф.Д., Никонов А.Д. - М.: Иностр. лит., 1957. - 556 c.

4. Ллойд Джордж, Д. Речи, произнесенные во время войны./Д.Ллойд Джордж. - М.:АСТ, 2003 - 208 с.

5. Программа Вудро Вильсона «14 пунктов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/14points.htm - Дата доступа: 25.11.2009

6. Устав Лиги Наций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/14points.htm - Дата доступа: 25.11.2009

ИССЛЕДОВАНИЯ:

7. Баев, В.Г. Германское государство в межвоенный период 1919-1933 гг./В.Г.Баев - Тамбов, 2001. - 331 с.

8. Горлов, С.А. Совершенно секретно: Москва - Берлин 1920-1933./С.А.Горлов. - М.:АСТ, 1999 - 223 с.

9. Драбкин, Я.С. Становление Веймарской республики./Я.С.Драбкин. - М:Наука, 1978 - 270 с.

10. Индукаева, Н.С. От войны к миру. Политика США в германском вопросе в 1918-1921 гг./Н.С.Индукаева. - Томск: Издательство Томского университета, 1977 - 160 с.

11. Индукаева, Н.С. Политика США в отношении Германии в 1922-1925 гг./Н.С.Индукаева. - Томск: Издательство Томского университета, 1986 - 144 с.

12. Космач, В.А. Германия в 1918-1919: рождение республики./В.А.Космач. - Витебск, ВГУ, 2008 - 121 с.

13. Космач, В.А. Внешняя культурная политика Веймарской Германии в политической жизни страны и на международной арене (1919-1932)./В.А.Космач. - Витебск, ВГУ, 2006 - 144 с.

14. Красильникова, Т.Е. Лига наций и Веймарская республика: тенденции развития отношений и политические противоречия (1919-1933)(автореферат диссертации)./Т.Е.Красильникова. - М, 2006 - 24 с.

15. Николаева, Г. Три кило денег./Г.Николаева//Секретные материалы 20 века. - 2009. - №24(280) - с.20-21

16. Постников, Н.Л. Американо-германские отношения в 1923-1929./Н.Л.Постников. - М, 1983. - 285 с.

17. Тардье, А. Мир./А.Тардье. - М., 1944 - 210 с.

18. Травин, Д. Как немцы боролись со своей гиперинфляцией./Д.Травин//День. - 2003. - 18 августа. - С.7.

19. Трухов, Г.М. Германский вопрос на Лондонской репарационной конференции 1924 г./Г.М.Трухов. - Мн.:БГУ, 1959 - 101 с.

20. Уткин, А.И. Дипломатия Вудро Вильсона./А.И.Уткин. - М.:Международные отношения; 1989. - 320 с.

21. Шацилло В.К. Президент В.Вильсон: от посредничества к войне./В.К.Шацилло // Новая и новейшая история. - 1993 - N 6 - с.36

22. Bracher, Funke, Jakobsen. Die Weimarer Republik, 1918-1933./ Bracher, Funke, Jakobsen. - Mьnich, 2005 - 1022 с.

23. Hildebrand. Das vergangene Reich: deutsche AuЯenpolitik von Bismarck bis Hitler./ Hildebrand. - Mьnich, 2008 - 959 с.

ПОСОБИЯ:

24. Индукаева, Н.С. История международных отношений 1918-1945 гг. Учебное пособие./Н.С.Индукаева. - Томск, издательство Томского университета, 2003 - 113 с.

25. История дипломатии. Под ред. В. П. Потемкина, т. 1--3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.diphis.ru. - Дата доступа: 17.01.2010.

26. Системная история международных отношений. Под ред. проф. Богатурова А.Д. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/21099/. - Дата доступа: 01.02.2010.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.