Рефераты. Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

Разделы фонетики:

1. артикуляционная (устройство речевого аппарата, устройство звуков).

Изучает гласные (характеризуются по ряду, длительности, лабиализации, напряженности), согласные (хар-ся по месту образования, способу, твердости/мягкости, глухости/звонкости, придыхательности). Звук образуется в3 стадии: 1. экскурсия (приготовление) 2. произнесение 3. рекурсия (расслабление). Изучаются явления: редукция (количественная, качественная), аккомодация (взаимное приспособление гл и согл - малый-мяло), ассимиляция, ударение.

2. акустическая(изучает акустические свойства звуков: частота, амплитуда).

Фонология изучает звуковые единицы с точки зрения их функционального значения, звуки языка, а не речи (как в фонетике). Фонология изучает систему отношений звуковых единиц между собой. Цель - создать и описать фонетическую систему языка(важны противопоставления).

Описываются позиции звуков языка, окружение. Также изучаются супрасегментные единицы языка (интонация, контуры, модели). Основная единица изучения - фонема, (фонема и звук - разные понятия. Ф. -психическое явление, звук - акустико-физиологическое)

27. Фонема как основная единица звукового уровня языка. Проблема определения фонемы. Фонема и аллофон.

а) Фонема - основная единица изучения фонологии. Фонема - целиком психичное явление.

фонема - полифункциональная единица языка: 1. различает звуковые оболочки слов и морфем 2. доводит звуки речи до восприятия 3. смыслоразличительная. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы, т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).

б) Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы: Московская (фонема - цепочка аллофонов, фонема рассматривается в составе морфемы). Пражская (фонема -набор дифференциальных признаков, смыслоразличительных и функциональных, в составе слова, важнее дифференциальные признаки), Ленинградская (фонема - класс исходных звуков, в составе словоформы).

28.Фонологическая система языка: организация и принципы описания.

Фонологическая система языка - это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями. Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным признакам. ф/с языка строится как система фонемных оппозиций. Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков - дифференциальных (различия) и интегральных (сходства). Фонемные оппозиции делятся на 2 основных типа:

дизъюнкция (противопоставление по нескольким признакам - д-н).

корреляция (противопоставление по одному признаку - д-т)

(Московская и Пражская школа выделили виды оппозиций: 1. пропорциональные д-т, к-г 2. эквивалентные (по равноценным, равноправным признакам -нижний/средний подъем, передний/задний ряд) 3. градуальные (фонемы противопоставлены по одному признаку, но имеют разные степени проявления) 4. привативная оппозиция (наличие/отсутствие признака) 5. бинарная + интегральные (признаки, не участвующие в аппозиции, присущие определенной фонеме).

29. Реализация фонемы в речи. Виды позиций. Фонема и аллофон.

Фонема является смыслоразличительной единицей. При этом фонема - целиком психичное явление, равно как и аллофон, реализацией их в речи является звук. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности,, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы., т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем. Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

- сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.

- слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое противовопоставление фонем нейтрализуется.

30. Основные принципы фонологического анализа. (Аллофон. Виды дистрибуций).

Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. Чтобы узнать, принадлежат ли конкретные звуки к разным фонемам или же являются аллофонами (разновидностями одной фонемы) нужно поставить их в определенные произносительные условия. Распределение фонем по этим условиям называют дистрибуцией. Существует 3 основных типа дистрибуций:

контрастная.Фонемы находятся водном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно различают слова. В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых: тень-день-пень-лень.

дополнительный вид дистрибуции. Фонемы не встречаются в одной и той же позиции, напр, в испанском языке. Здесь качество звуков зависит от позиции.

3. отношения свободного варьирования. Фонемы находятся в одинаковом окружении заменяют одна другую без изменения смысла слов, что свидетельствует о разных параметрах говорящего (местоположение, особенности речи).

31. Фонетические процессы в речи.

Так как звуки речи произносятся неизолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В результате появляются следующие фонетические процессы:

1. редукция (изменение длительности звуков в безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением: -силовое -количественное(ударный звук произносится более долго) -тоновое(изменение высотытона).

2. аккомодация - взаимное приспособление гласных и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество гласного и наоборот.

3. ассимиляция - качественное уподобление смежных звуков. Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет на последующий) -регрессивной(когда последующий звук влияет на предыдущий).

4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых или подобных звуков получается 2 различных звука. Процесс, противоположный ассимиляции(транвай, вместо трамвай).

32. слово, как основная единица языка.

слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого, языка. В этих определениях акцентируется внимание на единстве всех трех сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков, образующих звуковую оболочку, слова); морфологической (совокупность грамматических и словообразовательных морфем); семантической (совокупность значений - лексических и грамматических). Это единство звуковой формы, морфемного строения и значения слова делает его центральной единицей языка. Как единица языка слово обладает своими характерными признаками, а именно: единооформленностью или цельностью, выделимостью и свободной воспроизводимостью в речи, семантическая валентность (т.е. семантический потенциал слова, проявляющийся в его способности реализоваться в определенных значениях, вступая в те или иные отношения с другими словами); недвуударность (т.е. невозможность слова иметь более одного основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов).

От фонем слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое единство звучания и значения. От морфем оно отличается своей лексико-грамматической отнесенностью. От словосочетаний и фразеологических оборотов слово отличается акцентологически: оно, как правило, недвуударно, от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью.

33. Проблема слова; исторический характер слова.

Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и внутренней формы, его звуковой оболочки и образным способом выражения его значения. Мотивированность слова -сохранение в его семантической структуре связи звучания со значением (подоконник). Содержание слова благодаря мотивированности находит отражение в его внутренней форме. Внутренняя форма слова - это его семантическая и структурная мотивация другим словом, на базе которого оно возникло. Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, звукоподражательными (кукушка), описательными (дворник). Внутреннюю форму имеют 2 класса слов: производные слова, сохраняющие в своей словообразовательной структуре указание на соотнесенность с другими словами или морфемами, от которых они образованы (молочница); слова, употребленные в переносном значении (дуб о глупом челе).

С течением времени слово может утрачивать свою внутреннюю форму, а иногда и приобретать новую. Причины утраты внутренней формы слов разные, могут быть связаны с: -утратой в языке мотивирующего слова или признака, ранее характерного для предмета (город-городить) -фонетическими изменениями, которые претерпело слово в процессе исторического развития языка -процессами заимствования Однако главная причина утраты -избыточность, ненужность его мотивировки с того момента, как оно стало привычным. Воссозданием утраченной внутренней формы слова занимается этимология - наука, изучающая происхождение слов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.