Рефераты. Взаимодействие функциональных стилей русского языка

Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций- тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному количеству людей, всем носителям языка и членам данного общества( а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что не так важно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно как правило не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например, партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-

экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для газетно-публицистического стиля можно отнести: неуклонный рост , временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т.п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности, образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи- в публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газетно-публицистчисеского стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразеологические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например, оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п.; они не просто показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого то действия» ( «Эта статья послужила сигналом к дискуссии») и «предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может свершиться» («Поступил еще один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе»).

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слова, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-, ультра и проч. Благодаря средствам массовой информации значительно расширился и продолжает пополняться активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка ( электорат, деноминация и т.п.)

Рассматриваемый функциональный стиль не только привлекает весь запас эмоционально-экспрессиных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные, название литературных произведений и т.п. например, Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре и др. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется так же с помощью прецедентных текстов (знакомых любому среднему члену какого-либо общества), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсов и др.

Художественный стиль

Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи.

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздания действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. (Типизация образов в произведениях).

Мир художественной литературы - это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский замысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим н только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык - систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки,а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи- как социально обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, функционально стили дополняют друг друга. Поэтому в художественной речи яркую роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия. Варианты авторского порядка слов разнообразны и подчинены авторскому замыслу.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор починяет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.

Разговорно-обиходный стиль

Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной , неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а так же в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщение, имеющие официальный характер ( лекция, выступление, ответ на экзамене и проч), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например посторонние лица.

Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т.п. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима.

Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой.

Разговорная речь может затрагивать и другие темы: например, разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте, и т.п., разговор двух людей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях, например поликлиниках, школах и проч.

Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного языка.

Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые так же используют нейтральные средства языка.

В пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку в целом. Но кодифицированный литературный язык и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка.

Как правило, каждый носитель литературного языка владеет этими обеими разновидностями речи.

Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а так же эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязычную ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение.

Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее логическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: общекнижная лексика, термины, иноязычные заимствования, слова высокой стилистической окраски, некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов.

Это объясняется в первую очередь, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях - серьезной и шутливой.

Синтаксические конструкции тоже имеют свои особенности. Для разговорной речи типичны построения с частицами, междометия, построения фразеологического характера.

Разговорной речи свойственны эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Характерно так же использование слов в переносном значении.

Порядок разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная ин формация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются информационным выделением. В целом, порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариантивностью.

Для более наглядной характеристики стилей мы приводим сводную таблицу, в которой указаны основные характеристики стилей русского языка, выделены их особенности в сравнении друг с другом.

Признаки

Синтаксические конструкции, функции

Художественный

1. Цель: создание художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия на воображение и душу читателя.

2. Красочность , конкретно-образное представление жизни

3. Внимание к частному и случайному, субъективность.

4. Образность, широкое использование художественных средств.

1. Распространенные, осложненные или сложные предложения.

2. Функции: образно-познавательная, идейно-эстетическая.

Научный

1. Научное описание, абстрагированное, логико-понятийное, объективное отражение действительности.

2. Точность, ясность, лаконичность, конкретность

3. Широкое использование абстрактной лексики и терминов ( общенаучных, специфических ), узкоспециальная лексика

4. Отсутствие художественно-изобразительных средств, эмоционално - окрашенной лексики.

1. Сложноподчиненные предложения, отсутствие обращений, неполных предложений.

2. Научные работы: статья, доклад, реферат, лекция и проч.

3. Информирование, соотношение, освящение явлений.

Разговорный

1. Устная речь, общение с окружающими людьми

2. Неофициальность, непринужденность, экспрессивность речевого общения, неподготовленность, обиходная лексика

3. Диалог или монолог

4. Эмоционально-экспрессивная лексика, передающая личностное отношение к высказываемому.

1. Простые, неполные предложения, свободный порядок слов в них

2. Функция общения, непосредственная передача информации, в основном в устной форме ( в письменной - записки, письма и проч.)

Официально-деловой

1. Правовые отношения между государством и гражданами

2. Письменная речь , канцеляризмы, отглагольные существительные

3. Документы (заявления, акт, справка, указы, законы, статистический отчет и проч.)

1. Безличный характер речи

2. Клишированные обороты речи с предлогами, строгий и определенный порядок слов в предложении, штампы.

3. Абзацное членение.

Газетно-публицистический

1. Освещает важные проблемы общества

2. Призывность, образность, эмоциональность, возвышенная лексика, общедоступность, оценочные средства выражения

3. Обращение к объекту речи, образ автора

4. Стандартность, клише

1. Простые правильные, четко построенные предложения, риторические вопросы

2. Повторы, синтаксический параллелизм

3. Жанры: заметка, репортаж, отчет, интервью и проч.

4. Функции: информационная, воздействующая

5. Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, торжественно-приподнятые слова

3. Взаимодействие функциональных стилей русского языка

Суммировав все вышесказанное можно сделать вывод. Каждому стилю речи характерны свои особенности, например, для научного стиля присуще использование специальной научной и терминологической лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис. Деловому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств. Главнейшим свойством газетно-публицистического стиля является его информативность и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и богатства национального языка, чтобы создать яркий образ. Понимание особенностей художественного стиля речи помогает более глубокому прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь. Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности; мимики, жестов.

Однако нельзя сказать что функциональные стили речи четко разграничены и не взаимодействуют между собой. Это доказывает вышеуказанные характеристики, которые повторяются в некоторых стилях речи. Зачастую речь совмещает в себе черты разных стилей. Таким образом можно сделать вывод- стилистическое расслоение языка на функциональные стили конкретно, не подвержено изменению в соответствии с целями речи, ситуацией общения, а так же особенностями мировосприятия говорящего.

Заключение

В результате проделанной работы были выполнены поставленные задачи, достигнута общая цель работы. Были определены основные характеристики стилей, приведены примеры, сделаны выводы. В процессе изучения материалов для написания работы, я столкнулась с тем, что не смотря на достаточное количество материалов по теме работы, все они являются в большей степени теоретическими, чем практическими, что обуславливает возможность и необходимость дальнейшего изучения данного вопроса.

Список использованной литературы

1 . И.Б. Голуб, «Русский язык и культура речи»», - М, изд-во «Логос», 2002 г.

2.Д. Т. Сарьянова «Русский язык и культура речи», - НГГУ, 2007.

3. В. И. Максимов, «Русский язык и культура речи», - М, 2002 г

4. Интернет-ресурсы - www. grammatika.ru

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.