Рефераты. Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

Особую роль приобретает интонация в бессоюзных построениях простого и сложного предложения (однородные члены предложения без союзов, обособленные члены предложения, бессоюзные сложные предложения). Приведем примеры:

Успокоенная сестра ушла. - Успокоенная, сестра ушла. Чем эти предложения различаются? Отсутствием или наличием обособления, интонационного выделения компонента «успокоенная». Что это значит? При обособлении, интонационном выделении, меняются синтаксические связи и синтаксическая роль словоформы «успокоенная»: она приобретает двойную связь (с существительным-подлежащим и глаголом-сказуемым) и выполняет функцию полупредикативного члена предложения. Синтаксические различия выражаются интонацией: в первом предложении ИК-1 (одна синтагма), во втором предложении ИК-3, ИК-1 (две синтагмы).

Сдам экзамены, поеду отдыхать (ИК-1, ИК-1). Сдам экзамены - поеду отдыхать (ИК-3, ИК-1). Различия в интонации связаны с различием синтаксических значений: в первом случае - перечисление ситуаций, во втором - условно-следственные отношения (Если сдам экзамены, поеду отдыхать).

Одна и та же ИК может соответствовать разным конструкциям, разным типам высказывания. Например, ИК-1 - повествовательное высказывание, часть простого, часть сложного предложения. ИК-3 - вопросительное высказывание, часть простого предложения (обособление), часть сложного предложения и др.

Мы рассмотрели формальные показатели различных типов. Теперь сопоставим их с существующими классификациями.

1) Морфолого-синтаксические показатели связаны с формами слов - это сами словоформы (синтаксически релевантные) и простые непроизводные предлоги. Собственно синтаксические показатели - все, что выходит за пределы словоформы, т.е. служебные слова - в первую очередь союзы и их различные аналоги, а также порядок слов и интонация.

2) Сегментные и супрасегментные показатели. К первым относятся показатели вербально выраженные (словоформы и служебные слова), ко вторым - порядок слов и интонация.

Глава 1.2. Основные понятия конструктивного синтаксиса

К основным понятиям конструктивного синтаксиса относятся следующие: синтаксические отношения, синтаксические связи, синтаксическая конструкция и структурная схема. Что значит «основные»? Это сквозные понятия, пронизывающие весь конструктивный (формальный) синтаксис, важнейшие для синтаксических единиц в данном аспекте.

§ 1.2.1. Синтаксические отношения. Их типология

Понятие синтаксического отношения. Синтаксическое отношение и синтаксическая связь.

Синтаксические отношения - это важнейшая категория конструктивного аспекта синтаксиса, неразрывно связанная с другой категорией - синтаксические связи. Синтаксические отношения составляют план содержания, синтаксические связи - план выражения. Синтаксические отношения - это обобщенные смысловые отношения: отношения зависимости - независимости, среди вторых - отношения определительные, объектные и др. Все они оформляются синтаксическими связями. Например: северный ветер. Отношение признака к предмету (определительное) оформляется уподоблением формы прилагательного форме существительного, т.е. согласованием (ср.: северного ветра, северному ветру и т.д.). Одно и то же отношение может оформляться разными связями: ветер с севера - отношение такое же (признак к предмету), но оформлено оно другой связью, другим способом - предложно-падежной формой (управлением). Неоформленных синтаксических отношений не существует: всегда есть какое-то средство, выражающее отношение, даже в тех случаях, когда синтаксическое отношение явно не выражено. Например: Я советую вам отдохнуть. Инфинитив «отдохнуть» связан с глаголом «советую» (связь примыкание), вместе с тем инфинитив относится к дополнению «вам», обозначая действие предмета («вам отдохнуть» > чтобы вы отдохнули). На первый взгляд может показаться, что связь между инфинитивом и дополнением не выражена (вам отдохнуть), но и здесь есть средство выражения, только не форма слова, а порядок слов, их контактное расположение.

Таким образом, всегда существует соотношение между синтаксическим отношением и синтаксической связью, но эти понятия надо строго различать как содержание и форму.

Синтаксические отношения имеют много общих и частных проявлений, они довольно разнообразны. Но при этом выделяются определенные общие типы: координативные и субординативные отношения; предикативные отношения, полупредикативные отношения, аппозитивные отношения. Начнем с главной оппозиции синтаксических отношений.

§ 1.2.2. Координативные и субординативные отношения

Координативные отношения можно в целом определить таким образом: два (или более) предмета, признака, ситуации существуют независимо друг от друга и в то же время соотнесены: Мороз и солнце. Тень и тишина. Маленькая, но уютная комната. Пример координативных отношений в сложном предложении: Только в исключительных случаях люди стремятся умереть, и никто в мире не желает состариться (И. Мечников). Здесь выражена аналогичность двух ситуаций, их сосуществование.

Смысловая независимость не всегда означает равноправие. Например, при градационных отношениях равноправия не наблюдается, градация - это различие признаков или ситуаций по степени важности: от большего к меньшему или наоборот - от меньшего к большему. Например: Заплакал не столько от боли, сколько от обиды. Содержание второго компонента «от обиды» представлено как более значимое, но зависимости одного компонента от другого нет, отношения координативные, в основе которых всегда лежит «и-отношение», т.е. одновременное существование или возможность существования двух или нескольких предметов, признаков, ситуаций.

Координативные отношения выражаются сочинительными союзами, аналогами союзов или без союзных средств, только интонацией (Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно бодро, осмысленно, красиво - А. Чехов). Координатиные отношения наблюдаются в сложном предложении и в простом предложении (однородные члены).

Субординативные отношения можно определить так: содержания двух компонентов находятся в отношении зависимости, содержание одного подчинено другому: предмет и признак; действие и предмет, на который это действие направлено; две ситуации, одна из которых подчинена другой. Субординативные отношения наблюдаются во всех синтаксических единицах:

- в словосочетании: новый дом, поехать за город, глубоко сочувствовать;

- в простом предложении: Исчезли юные забавы, / Как сон, как утренний туман (А. Пушкин). Содержание сравнительного оборота подчинено содержанию сказуемого и подлежащего;

- в сложном предложении: Я был счастлив в ту ночь, потому что ночным катером приезжала она - Ю. Казаков (первая ситуация основная, вторая - причина существования первой), Я вас не знаю, и потому вы мне не нравиться не можете - И. Тургенев (первая ситуация основная, вторая - следствие первой).

Средства выражения субординативных отношений - словоформы, предлоги, подчинительные союзы и их аналоги, К-слова (союзные слова), а также различные конкретизаторы при сочинительных союзах, которые выражают отношения причины, следствия, уступки и др.: и потому, и поэтому, и все-таки, а ведь и др.

§ 1.2.3. Координативные и субординативные отношения на разных уровнях абстрактности

Координативные и субординативные отношения - это самое общее противопоставление; и те и другие различаются по степени абстрактности, т.е. имеют частные проявления. Рассмотрим частные проявления синтаксических отношений.

Начнем с отношений субординативных. На первом уровне абстрактности они делятся на 4 вида: определительные (атрибутивные), объектные, обстоятельственные, восполняющие (комплетивные).

Определительные отношения - это отношения признака к предмету, действию или качеству. Например: предмет и признак (в словосочетании или сложном предложении) - долгожданный день, Наступил день, которого долго ждали; действие и признак - весело смеяться, сердито посмотреть; качество и степень его проявления: очень смешной, чрезвычайно интересный.

Объектные отношения: признак (действие) и предмет, на который этот признак распространяется: изучать языки, любоваться закатом, полезный для здоровья. В сложном предложении: Я понимаю, что вы хотите сказать (ср.: Я понимаю ваши намеки).

Обстоятельственные отношения: признак (действие) и внешнее обстоятельство его проявления. Обстоятельство не конкретизирует действие, как это наблюдается при определительных отношениях, а находится вне его. Это отношения места, времени, причины, цели, условия, уступки. Например: приехать ночью, жить в деревне, обидеться из-за пустяка, бледный от страха. В сложном предложении: Я приехал, когда меня уже не ждали (чтобы поступить в университет, потому что очень соскучился, хотя меня никто не ждал).

Восполняющие (комплетивные) отношения - это восполнение информативной недостаточности слова (при таких отношениях нельзя поставить смысловой вопрос). В восполнении нуждаются слова с количественным значением, многие глаголы и другие слова. Например: пятеро мальчишек, кто-то из вас, масса вопросов, метить в начальники, взяться за дело, состоять в чем-то (Задача состоит в следующем).

На втором уровне абстрактности (более низком, когда в синтаксические отношения активно вмешивается лексика) все виды субординативных отношений имеют более частные проявления. Рассмотрим такие проявления на примере определительных отношений. Общее значение - предмет и признак (предмет конкретизируется признаком). В самом общем виде это значение проявляется в сочетании существительного с прилагательным: радостная встреча, теплый день, неожиданное известие (такие же отношения наблюдаем в бессмысленных или искусственных сочетаниях: круглый квадрат, глокая куздра). Если же признак выражается именем существительным в косвенном падеже (или предложно-падежной формой), то отношения конкретизируются:

- субъектно-определительные отношения (признак и его носитель): шум ветра, ясность ума, звон колокола;

- отношения принадлежности (предмет и лицо, которому он принадлежит): комната сына, поэма Пушкина;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.