15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат
Выполнила:
студентка IV курса ФФ ОЗО
Иванилова Т. Н.
Каждый стиль появляется в свое время -- тогда, когда в обществе созрели условия для его формирова-ния, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных стра-нах.
Так, в средние века, в эпоху феодализма, «ученым языком» всей Западной Европы была латынь -- международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с дру-гой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходи-мые для выражения научных положений, мыслей.
Первый научный журнал был издан только 5 янва-ря 1655 г. при Французской академии («Журнал уче-ных»). В настоящее время в мире выпускается более 50 тысяч научных журналов.
Начало формирования языка русской науки отно-сится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на рус-ском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди раз-личных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, П. И. Рычков, И. И. Лепехин и другие.
Основная задача научного стиля -- предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информа-цию. А это наилучшим образом достигается без ис-пользования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер ис-следования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как кол-лективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разносто-роннее влияние на литературный язык.
Терминология -- это ядро научного стиля, послед-ний, самый внутренний круг, ведущий, наиболее су-щественный признак языка науки. Можно сказать, что термин воплощает в себе основные особенности научного стиля и предельно соответствует задачам науч-ного общения. Что же такое термин?
Это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина ле-жит научно построенная дефиниция.
2. Русский литературный язык второй половиныXVIII века.
XVIII век -- время расцвета русской культуры, науки и лите-ратуры. В 1725 г. открылась Академия Наук с гимназией и универ-ситетом. С 1727 г. начинают выходить «Санкт-Петербургские ве-домости» с «Примечаниями», где печатаются научные сочинения. В Академии работают В. К. Тредиаковский, В. Е. Адодуров, М. В. Ло-моносов, ботаник и этнограф С. П. Крашенинников, физики Г. В. Крафт и Р. В. Рихман, крупнейший математик XVIII в. Л. Эйлер и др. В 1755 г. открывается Московский университет с гимназией, в 1757 г. -- Академия художеств.
Важную роль в развитии общественно-политической и философ-ской мысли в России сыграли просветители XVIII в.: М. В. Ломо-носов, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, Н. И. Новиков, оказавшие влияние на формиро-вание воззрений А. Н. Радищева.-Интенсивно развивается во второй половине XVIII в. журналистика, появляются частные журналы: «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759), «Полезное увесе-ление» М. М. Хераскова (1760--1762) и др., сатирические журналы 1769--1774 гг.: «Всякая всячина» (1769--:Т770), «Смесь», «Трутень» Н. И. Новикова, «Адская почта» и др.11 Б е р к о в П. Н. История русской журналистики XVIII в.--М.; Л., 1952.
XVIII в. -- время расцвета в России барочной и классицисти-ческой архитектуры, развития национальной живописи и музыки, создания постоянного русского театра со своим репертуаром.
XVIII в. -- это яркий период в развитии русской литературы.
В XVIII в. осваивается античное наследие (русские читатели были знакомы с произведениями Цицерона, Сенеки, Апулея, Пла-тона, Лукиана и др.), переводятся произведения Мольера и Буало, Тассо, Расина, Мильтона, Фонтенеля, Вольтера, Корнеля и других западноевропейских писателей.
Возникает новая русская литература, связанная с традициями древнерусской литературы, особенно -- литературы XVII в., и с за-падной литературой классицизма -- появляются произведения А. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломо-носова, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. Ф. Богдановича, М. М. Хераскова и других писателей.
XVIII век -- время постепенного сложения единой литературно-языковой нормы на национальной основе: «устранения двуязычия и нивелирования противопоставленных типов письменного языка», утверждение системы «трех штилей», связанной с определенными жанрами письменности, «сосуществованием и взаимодействием различных норм (узусов) языкового употребления»22 Словарь русского языка XVIII в. Проект.-- Л., 1977.-- С. 7.
при строгости системы «трех штилей».
3. Роль Ломоносова в формировании русского языка.
Великой исторической заслугой Ломоносова было преобразование русского языка. Ломоносов первый стал научно изучать русский язык во всем его многообразии. Он изучал вопросы грамматики и стихосложения, разрабатывал основы риторики и стилистики и закладывал основы русской научной терминологии для самых различных наук, от хи-мии и физики до горного дела и мореплавания. Петровские реформы внесли в русскую жизнь множество новых понятий и наводнили язык вар-варизмами (иноземными словами), которыми без разбору начиняли свою речь представители господ-ствующих классов.
Тяжеловесный синтаксис, следующий иностран-ным формам речи, в котором плохо усвоенные, нескладные и неуклюжие иностранные слова при-чудливо сочетались с обветшалыми церковносла-вянскими речениями, пестрота и разнобой в право-писании, отсутствие каких-либо твердых правил грамматики -- все это становилось серьезной по-мехой для дальнейшего развития русской культуры и требовало решительного и неотложного упорядо-чения. На долю Ломоносова выпала поистине гигантская работа, сделавшая его подлинным со-здателем русского поэтического языка и языка рус-ской науки.
Страницы: 1, 2