Рефераты. Речь и этикет

Таким образом, чтобы младшие школьники осознали понятие «речевая культура», необходимо их познакомить с понятием «речь» в полном ее объеме, т. е. со всеми ее разновидностями.

1.3. РЕЧЬ И ЯЗЫК

Общая характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку. Речь как язык в действии, в употреблении и язык как система знаков, средств общения в совокупности образуют феномен языка.

Уроки развития речи начинаются с выяснения вопроса, что такое речь, какова ее роль в жизни человека. Можно использо-вать следующий методический прием: попросить детей выйти на перемену и пообщаться -- поделиться впечатлениями о прочитанной книге, просмотренном кинофильме, о проведенном выходном дне; организовать с ребятами новую игру, но... при одном условии: не открывая рта и не произнося слов.

После перемены дети сами сделают вывод о том, что общение, игра, дружная работа невозможны без речи, что она -- важнейший способ человеческого общения.

Что же такое речь?

-- Вы, конечно, слышали и не раз сами произносили слова «русский язык», «русская речь». Это одно и то же или нет? Задумывались ли вы над тем, различаются эти понятия или нет? Если да, то чем?

Дети высказывают свои предположения и аргументируют их. Обобщая ответы, учитель говорит:

-- Правильно, речь -- это звуки, слова, предложения, высказывания. Речью вы пользовались и до прихода в школу. А вот с языком вы знакомитесь на уроках. Язык -- это средство общения. Названные средства хранятся у каждого человека в голове, как в кладовой на полках. Ведь когда вы были маленькими, вы не умели говорить, а учились сначала произносить звуки, подражая маме и папе, затем научились произносить слова и познакомились с тем, что они обозначают, затем стали конструировать из слов простые предложения, а сейчас вы говорите сложными высказываниями. Значит, как только вы воспользовались какой-то языковой единицей, она стала речью. Речь -- это «язык в работе», в действии, в употреблении.

На втором занятии необходимо вместе с детьми выделить условия успешности речевого общения. Таких условий несколько:

-- наличие предмета речи;

-- запас языковых средств;

-- умение точно формулировать мысль;

-- взаимопонимание;

-- уважение партнеров по общению и т. п.

Противопоставляя язык и речь, учитель имеет в виду, что последняя включается во все виды деятельности человека и оформляется звучанием или графически. Речь создается для других и должна быть понятной, точной, ясной, правильной, разнообразной, уместной и т. п. Многие из этих качеств можно показать детям с помощью следующих текстов и заданий к ним:

Послушайте или прочитайте текст и ответьте на вопросы:

а) О чем думал ослик Иа-Иа?

б) Почему же он перестал понимать сам себя?

в) Понял бы его собеседник, если бы ослик произносил это вслух?

Старый ослик Иа-Иа стоял один-одинешенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?»- и неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он, собственно, думает.

(A. A. Мили)

Вывод: чтобы речь была способом общения людей или даже одного человека с самим собой, у нее должна быть тема. Такими темами могут быть предметы окружающей нас жизни, явления природы и общественной жизни.

Прочитайте или послушайте текст. Почему он так называется? О каком качестве речи говорится в нем? Помогите мальчику быстрее добраться до места: точно и кратко объясните маршрут.

Пойди туда, не знаю куда...

Разговор этот записан совершенно точно. Вымышлены только имена мальчиков. Просто я не знал, как их зовут, и потому пришлось назвать ребят Сережей и Костей.

Сережа. Значит, вот сядешь на трамвай и поедешь не в сторону площади Революции, а как раз наоборот. Понял? У глазной больницы не сходи и на Маяковской тоже не сходи. Ясно? А как на Васильевскую проедешь, так на следующей вытряхивайся. Запомнил?

Костя. Вроде запомнил.

Сережа. Ну вот, значит, так. Как сойдешь, сразу увидишь магазин «Пионер». Только он тебе не нужен. А рядом еще большой магазин «Мужская одежда» на другом углу, но этот тебе тоже не нужен. Ты переходи улицу на обратную сторону и или начал. Понял?

Костя. Ну-ну, давай дальше.

Сережа. А дальше, значит, такое дело. Не доходя до магазина «Динамо», будет этот самый «Дом детской книги». В нем четыре двери, Найди вывеску «Детская библиотека» и заходи. Я там тебя буду ждать...

Не знаю, нашел ли Костя Сережу. Не уверен. А вы, ребята, как

думаете?

(По А. Маркуше)

Вывод: для успешности речевого общения каждому из собеседников необходимо уметь точно формулировать свою мысль.

Прочитайте или послушайте текст. Почему собеседник не понял Петю? Что не позволило Пете донести свои впечатления до собеседника?

Недавно мой сосед по квартире, пятиклассник Петя, вернулся из кино. Глаза его возбужденно блестели.

-- Что, хорошая была картина? -- спросил я.

2.ЭТИКЕТ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РЕЧИ.

Этикет речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, ''понимающего понимания''.

-настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия является не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства -мимика, улыбка, взгляд,

Таким образом, речевая этика-это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, научно-культурных традициях.

Этические нормы воплощают в специальных этических речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словофермами, так и словами непознаменательных частей речи (частица, междометие).

Главный этический принцип речевого общения-соблюдения паритетности-находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжение разговора.

1.Приветствие. Обращение.

Приветствие обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т.п. Важную роль играет так же ситуация общения.

Обращение выполняет контактоустановливающую функцию, является интимизации, поэтому на протяжение всей речевой ситуации обращение следуют произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.

В фатическом общение, в речи близких людей, в разговорах с детьми обращение часто сопровождаются или заменяется перифразами, эпитетами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Оленька, зайчик мой, киса, милочка и т. д.

Особенно это характерно для речи женщин и людей особого склада, а также для эмоциональной речи.

Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям.

2.Этикетные формулы.

В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений.

Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принять употребить прямую, буквальную форму, например, извини (те), прости (те).

Существуют этикетные формулы поздравления: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись.

3.Эвфемизация речи.

Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние-все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.

Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отравлений, например, он покинул нас, скончался, ушел из жизни.

Смягчающими приемами ведения разговора является так же косвенное информирование, иллюзии, намеки, которые дают понять адресату истинные причины подобной формы высказывания.

В традициях русского речевого этикета запрещаются о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном ''наблюдаемом'' дейктическом пространстве речевой ситуации ''Я-ТЫ (ВЫ)- ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС'. Так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения.

4. Перебивание. Встречные реплики.

Вежливое поведение в речевом общение предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок ''по ходу'' речи партнера. По наблюдениям исследователей, перебивы характерны для мужчин, более корректны в разговоре женщины. Кроме того, перебивание собеседника-это сигнал некооперативной стратегии. Такого рода перебивы встречаются при потери коммукативной заинтерессованности.

Культурные и социальные нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.

5.ВЫ-общение и ТЫ -общение.

В русском языке широко распространено ВЫ-общение в неофицальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показывается употреблением вежливого ''ВЫ'' кроме того, ВЫ - общение свидетельствует об уважении участников диалога так, ВЫ - общение характерно для давних подруг, питающих друг другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще ВЫ - общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдаются среди женщин. Мужчины разных социальных слоев чаще склонны к ТЫ - общению. Среди необразованных и мало - культурных мужчин ТЫ - общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях ВЫ - общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания ТЫ - общения. Это является дейструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт. Принять считать, что ТЫ - общение всегда являются проявлением душевного согласия и духовной близости, и что переход на ТЫ - общение является попыткой интимизаций отношений; ср. пушкинские строки:

''Пусть ВЫ сердечным ТЫ она, обмолвясь, заменила…''

Однако при ТЫ - общении часть теряется ощущение уникальной личности и феноменальности межличностных отношений, ср. в. ''Хрестоматии'' переписку Ю.Н. Лотмана и Б.Ф.. Егорова.

Паритетные отношения как главная соответствующая общения не отменяют возможности выбора ВЫ - общения и ТЫ - общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций в различных ситуациях могут употреблять местоимение ''вы и ты'' в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести речевую ситуацию элементы ритуального общения (сл.: А Вам, Виталий Иванович, не положить салатику?).

2.1. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимнодоброжелательными.

Речевой этикет противостоит грубости. А грубость, хамство мешают жизни, работе.

Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогают словесно выразить речевой этикет. Он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения.

В отличном от узко понимаемого «салонного» этикета, философско-этическое его толкование сводится к системе всех запретов и разрешений, в том числе и речевых, существующих в данном обществе, в данной среде.

Этикет употребляет наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких, с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа «старший - младший - равный». Вот, например, на улице меня останавливает милиционер - я нарушила правила перехода. Милиционер - молодой человек, я значительно старше, к тому же женщина, к тому же преподаватель ВУЗа, ученый. Однако, здесь, на этом «переходе», «хозяин положения», безусловно, милиционер. Он вежливо, но строго обращается ко мне:

Гражданка! - и явно «выговаривает».

А у меня не возникает желания возразить, я чувствую себя виноватой и готова подчиниться его требованиям. Этикетным знаком для меня выступает, безусловно, одежда милиционера - его служебная форма и его место на мостовой.

Этикетным признаком могла служить и прическа. Вспоминаем русскую народную песню, в которой поется: «Рано мою косоньку на две расплетать …». Девушка, носившая одну косу, именно, как признак девичества, могла себе позволить такие формы поведения, которые были невозможны для замужней женщины - расплели ее косу на две. Этикетный признак прически соответствует новым нормам ее поведения. Рассказывают, что до сих кое -где в мордовских деревнях сохранился обычай - пробор по среде головы делает лишь замужняя женщина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие - 4-е издание.: Флинта: Наука,2001.496с

2.Формановская И.И. Вы сказали: «здравствуйте» (Речевой этикет в нашем общение) изд.2-е.-М.: Знание,1987.-160

3.Русский язык и культура речи: Учебник (под ред.проф. В.И.Максимова.-М:

Гардарики,2000.-413с

4.Культура русской речи. Учебник для вузов /Под ред.проф.П.К.Траудиновой и проф. Е.Н/Ширяева. -М.: издательство НОРМА (издательская группа НОРМА - ИНФРА. М),2000-560с

5.Формановская И.И. Речевой этикет и культура общения: Науч/-попул.-М.: Высш. шк., 1989-159с

6.Культура русской речи. Учебник д/вузов, под. ред. Л.К.Глаудиновой и проф. Е.Н.Ширяева.- М.:Изд.гр. НОРМА -ИНФРА. М., 1998.-560с

7.Головин Б.Н Основы культуры речи: Учеб. Пособие. -М.: Высш. школа, 1980-330с

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.