Преследуемый в течение сотен лет родной язык украинцы теперь услышали в школах, культурных и государственных учреждениях. Украинизация осуществлялась даже за пределами УССР - в местах компактного проживания украинцев.
В отличие от иных национальных республик, где коренизация ограничивалась преимущественно задачами укрепления власти, в Украине она способствовала духовному возрождению. УССР владела таким экономическим и человеческим потенциалом, как все остальные национальные республики вместе взятые. Именно поэтому конкурирующие кланы в Кремле уделяли ей повышенное внимание.
В 1925 г, Эммануила Квиринга, находившегося на посту первого секретаря ЦК КП(б)У, сменил Лазарь Каганович, который принялся по-чиновьичьи усердно воплощать в жизнь официальны курс партии. При нем политика украинизации достигла больших успехов. Своеобразным форпостом усиленной украинизации в 20-х гг. стал наркомат просвещения, которому была подчинена вся культура. Наркомом просвещения в 1924-1927 гг. был Александр Шумский, а после него - Николай Скрыпник.
Последствия украинизации
Результаты украинизации 20-х гг. были действительно весомыми. В результате проведения политики украинизации были достигнуты значительные успехи. Так, было в 1926 году делопроизводство было уже на 65% переведено на украинский язык, на украинском издавалось 60% периодики. Количество украинцев среди служащих государственного аппарата с 1923 по1927 г. возросло с 35 до 54%. Доля коренной национальности среди членов КП(б)У в то же время увеличилась с 23 до 52%. Украинский язык, несмотря на противодействие противников украинизации ("русотяпов"), превратился в основное средство общения, язык официального делопроизводства и образования. В 1929 г. в УССР действовало 80% школ, свыше 60% техникумов и 30% институтов с украинским языком обучения. Расширялась сеть украиноязычной прессы и издательств: свыше половины книг, газет и журналов начали издаваться на украинском языке. К 1930 году соотношение украинских и русских школ составляло 10:1, на украинском велось преподавание в 2/3 технукумов и 1/3 вузов.
Однако в осуществлении этой политики были и трудности. Некоторые руководители партии (во главе со Сталиным) считали, что нельзя предоставлять республикам полной самостоятельности в проведении этой политики, т.к. она стимулирует самосознание нации и может вызвать стремление к реальному суверенитету. Поэтому уже в конце 20-х годов начались серьезные искривления политики коренизации. Генеральный секретарь ЦК КП(б)У Л. Каганович с 1925 года, опираясь на поддержку Сталина, под видом борьбы с национализмом начинает притеснения авторитетных и неугодных ему партийных работников. Первым пострадал бывший нарком образования Шумский. В 1929 году была "разоблачена враждебная "Спілка визволення України", которая реально даже не существовала. ГПУ назвало ее руководителем академика Ефремова, а ее участниками известных украинских профессоров, писателей, учителей, служащих. Проведены были судебные дела "Украинского национального центра", "Блока украинских националистических партий", "Троцкистско-националистического блока". Обвинения, которые были выдвинуты, сводились к уже успевшей стать стандартной формулировке - "буржуазный национализм".
Таким образом, постепенно под давлением Сталина украинизация стала рассматриваться как проявление национализма против которого необходимо бороться. Эту борьбу стали вести местные партийные и государственные органы. Уже в начале 30-х годов начался процесс русификации.
По инициативе Н. Скрыпника национальный язык внедрялся в школах командного состава, в красноармейских частях. Процесс украинизации охватил регионы других республик, где компактно проживали украинцы (Северный Кавказ, Казахстан, Дальний Восток). Здесь также открывались украинские школы, издавались украинские газеты, работало украинское радиовещание. Все это способствовало росту национального сознания украинского народа.
В то же время осуществление политики украинизации сопровождалось созданием благоприятных условий для национальных меньшинств, компактно проживавших на территории Советской Украины. В октябре 1924 г. в ее составе была образована Мол-давская Автономная Республика. Происходил интенсивный процесс национально-территориального районирования: были выделены 13 национальных районов, существовали сотни национальных сельсоветов и поселковых советов, работали сотни школ с немецким, еврейским, болгарским, польским, татарским и другими языками обучения.
Из тактических соображений официальная власть позволила осуществить украинизацию даже в церковной жизни, что было обусловлено деятельностью Украинской автокефальной (независимой) православной церкви (УАПЦ). Официально она возникла в ноябре 1921 г. на Всеукраинском православном соборе в Киеве и возглавлялась митрополитом Василием Лыпкивским. Религиозная служба в ней проходила на украинском языке, церковная организация определялась демократическими изменениями, активным участием мирян в управлении. УАПЦ критически относилась к со-ветской власти и в условиях разворачивания бурной атеистической пропаганды" была официально ликвидирована в 1930 г.
Украинское культурное возрождение
20-е гг. были периодом небывалого подъема украинской культуры и науки. Важным направлением культурного строительства в это время стала ликвидация неграмотности населения. В 1923 г. в Украине было создано общество "Долой неграмотность", которое возглавлял председатель ВУЦИК Г. Петровский. В результате активной просветительской кампании до 1927 г. в республике научились читать и писать 2 млн человек. В конце десятилетия количество неграмотных сократилось с 76 до 43% взрослого населения.
Интенсивно развивалась сеть просветительских заведений. В 1925 г. в УСCP насчитывалось около 18 тыс. школ, 145 технику-мов, 35 институтов, 30 рабфаков. Важным условием успешного развития образования явилась украинизация, открывавшая массам украинцев доступ к знаниям с помощью родного языка. Этот же фак-тор, а также стабилизация социально-экономической жизни во вре-мена нэпа отразились на важных достижениях в научной сфере. Главным научным центром в республике стала Всеукраинская академия наук (ВУАН).
Яркое и неудержимое развитие украинской литературы и искусства в 20-е гг. дало основание исследователям сравнивать его с эпохой Возрождения. Главными особенностями этого времени стало разнообразие литературных направлений, течений, возникновение и распад многих писательских групп.
Начало сворачивания украинизации
Однако параллельно с успехами политики украинизации, национально-культурным развитием украинского народа росло со-противление со стороны "русотяпов". Русифицированная партийно-хозяйственная номенклатура, пользуясь помощью из центра, во второй половине 20-х гг. перешла в наступление на политику украинизации. Под видом борьбы с украинским национализмом, который якобы угрожал монолитному единству ССР, республиканское руководство во главе с Л. Кагановичем, который так молниеносно менял ориентиры, добросовестно выполняя задания центра, начинает новую кампании. Она была направлена на дискредитацию, травлю сторонников украинизации, постепенную ликвидацию политики коренизации.
Симптоматично, что первой жертвой новой сталинской национальной политики стал известный украинский писатель, политический деятель, член большевистской партии с 1919 г. Николай Хвылевый. Ограничение творческой свободы украинской интеллигенции, навешивание идеологических ярлыков "буржуазного национализма" явились первым шагом сталинского режима на пути сворачивания политики украинизации, утверждения командно-административной системы в духовной сфере.
Следующим объектом критики стал А. Шуйский, который в 1954-1926 гг. был наркомом просвещения и отвечал за проведение украинизации. Как один из инициаторов этой политики, он считал, что она осуществляется слишком медленными темпами в результате противодействия русифицированной номенклатуры. А. Шуйский настаивал на необходимости отзыва из Украины Л. Кагановича, проявлявшего склонность к администрированию, бюрократизму и искусственно тормозившего процесс украинизации. В ответ первый секретарь ЦК КП(б)У Л. Каганович организовал кампанию критики наркома просвещения. Февральско-мартовский объединенный пленум ЦК и ЦКК КП(б)У в 1927 г. расценил взгляды А. Шумского как "националистический уклон". Он быв освобожден от должности наркома и выслан за пределы Украины. Лишь один участник пленума - представитель Компартии Западной Украины (КПЗУ) Карл Саврич (Максимович) не поддержал это решение, что дало повод Кагановичу обвинить в "шумскизме" весь ЦК КПЗУ, а партия позднее была ликвидирована исполкомом Коминтерна.
Деятельность Л. Кагановича на посту лидера украинских большевиков была высоко оценена кремлевским руководством. В 1928 г. его отозвали на повышение в Москву. Первым секретарем ЦК КП(б)У стал Станислав Косиор - известный партийный и государственный деятель, один из активных сторонников сталинской политики в Украине. Именно при его непосредственном участии был развернут окончательный этап сворачивания политики украинизации в условиях становления тоталитарной диктатуры. Трагическим финалом украинского национально-культурного возрождения 20-х гг. стало самоубийство в июле 1933 г. Н. Скрыпника - одного из последних сторонников и защитников политики украинизации.
Окончательный отказ от политики украинизации
В начале 30-х гг. централизация общественной жизни не обошла и национально-культурной сферы. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в массовой культуре, в области образования, науки, искусства, сталинский режим постепенно берет курс на сворачивание политики украинизации, которая была объявлена уступкой "националистической контрреволюции". В Украине в 30-х гг. произошел возврат к традиционной имперской, русификаторской политике. Снова господствующим языком государственных учреждений и заведений становился русский, уменьшилось количество украинских школ, украиноязычных газет и журналов, закрывались украинские театры, сократился удельный вес украинских учителей и научных работников. В1937 г. слово "украинизация" внезапно исчезло из официальной лексики. Русификаторские тенденции усилились в 1938 г., когда первым секретарем КП(б)У стал Н. Хрущев. С того времени в украинских школах 6ыло введено обязательное изучение русского языка, а украинский алфавит, грамматика и словарь были максимально приближен нему. Сворачивание украинизации имело трагические последствия для национальной культуры, вызвало не только социально-экономическую, но и духовную ассимиляцию украинского народа, поставив под угрозу сам факт его дальнейшего существование
Разгром национальной творческой интеллигенции
Сворачивание украинизации проявилось, в массовом уничтожении интеллигенции, главной носительницы национально-культурного возрождения 20-х гг. Первым сокрушительным ударом по украинской науке стал процесс над "Союзом освобождения Украины". С конца 20-х гг. началась настоящая травля выдающегося украинского ученого, историка, президента УНР М. Грушевского, который был обвинен в организации "Украинского национального центра" (в 1924 г. М. Грушевский вернулся из эмиграции в Советскую Украину). Чекистский прессинг, психологическое давление ускорили загадочную смерть старого больного академика в Кисловодске в ноябре 1934 г. В те же годы были репрессированы ученые-историки М. Слабченко, В. Пархоменко, М. Горбань, М. Яворский, философ П. Демчук, геолог Н. Свитальский, бывший президент АН УССР биолог В. Вернадский и только что избранный президент республиканской Академии наук А. Богомолец.
Вывод
В целом, украинизация способствовала общему подъему национального самосознания, которое активизировалось среди украинцев во время революции и гражданской войны. Процесс украинизации не только распространял среди народа достижения культуры, но и, по словам О. Субтельного, отождествлял украинскую культуру, которая раньше была чисто народной, с образованием, модернизацией общества и экономики и даже с государством как таковым. Однако впоследствии большинство достижений украинизации сошли на нет под влиянием все большего усиления централизации власти в СССР.
Политика украинизации привела к двум, совершенно непредусмотренным последствиям. Она быстро дошла до пункта, когда национальный вопрос начал стимулировать политику самодеятельности Украины как государства.
Во-первых, содействие украинскому языку и культуре в городах и в партийно-государственном аппарате создало некрестьянские центры поддержки украинских национальных стремлений. С 1926 г. по 1932 г. доля украинцев в индустриальном пролетариате выросла с 41% до 53%. В начале 1933 г., то есть накануне краха украинизации, 88% всех заводских многотиражек в Украине печатались только на украинском языке. Это означало, что национальный вопрос в Украине переростает рамки чисто крестьянского и становится связанным с развитием продуктивных сил республики, её индустриализацией
Во-вторых, украинизация предоставила легитимность национальной самодеятельности украинских коммунистов. Так называемый национальный коммунизм Шумского, Хвылевого, Волобуева, Скрипника составлял лишь часть этой самодеятельности. В то время, когда многие страны Европы не признавали прав национальных меньшинств, даже в Галиции резко возрастала полонизация, появление в Украине украинских книг, школ, институтов создало иллюзию ее эволюции к подлинной национальной государственности. Украинизация убедила многих украинских деятелей, особенно в эмиграции, что советская Украина является последней надеждой создать истинную государственность, поэтому казалась бессмыслицей оппозиция к ней, особенно когда крестьянские волнения начали затухать.
Литература
1. Шульга Н.А. Русская культура в Украине: политико-правовой, социальный и ценностный статус // Диалог украинской и русской культур в Украине. Матер. ІІ-й Межд. научно-практической конференции.-Киев,1998.-214 с.
42 Гирчак Е.Ф. На два фронта в борьбе с национализмом. -- М., Л., 1930. -- С.20.
Страницы: 1, 2