7. Если царевич за мной приедет, Ты объясни ему дорогу. Пусть он меня в степи нагонит.
2. Значение побуждения в сочетании с долженствованием («должно быть так, чтобы...»). Например:
И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит.
3. Значение побуждения в сочетании с допущением, принятием ('согласен с тем, что [что-бы]...?) свойственно преимущественно формам с пусть, пускай:
1. Не надо мне души покорной, Пусть станет дымом, лёгок дым, Взлетев над набережной чёрной, Он будет нежно-голубым.
2. Мне больше ног моих не надо, Пусть превратятся в рыбий хвост!
3. И пусть не узнаю я, где ты, О Муза, его не зови, Да будет живым, невоспетым Моей не узнавший любви.
4. И как жизнь началась, пусть и кончится так. Я сказала, что знаю: аминь!
5. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
6. Я не хочу ни горечи, ни мщенья, Пускай умру с последней белой вьюгой.
7. Все по-твоему будет: пусть! Обету верна своему, Отдала тебе жизнь, но грусть я в могилу с собой возьму.
В первом и втором примерах лирическая героиня согласна с тем, чтобы её душа стала дымом, а ноги превратились в рыбий хвост. Аналогично и в других примерах: в шестом - героиня принимает смерть «с последней белой вьюгой», в седьмом - согласна с тем, чтобы все было так, как решит её собеседник.
На основе этого значения в составе сложного предложения формируется значение уступительности, а в частице пусть (и пускай) развивается значение связующего слова.
1. Принцы только такое всегда говорят, Но я эту запомнила речь. «Пусть струится она сто веков подряд Горностаевой мантией с плеч»
2. Пусть кто-то еще отдыхает на юге И нежится в райском саду.
3. Пусть влюбленных страсти душат, Требуя ответа, Мы же, милый, только души У предела света.
4. Пусть не ты над моими устами Наклонялся, моля о любви,
Пусть не ты золотыми стихами Обессмертил томленья мои…
5. Ты говоришь - моя страна грешна, А я скажу - твоя страна безбожна. Пускай на нас еще лежит вина,- Все искупить и все исправить можно.
6. Пусть он меня и хулит и бесславит, Слышу в словах его сдавленный стон.
7. И пусть не узнаю я, где ты, О Муза, его не зови, Да будет живым, не воспетым Моей не узнавший любви.
Таким образом, в творчестве А. Ахматовой в определенной ситуации или контексте при выражении побуждения формами других наклонений (сослагательным наклонением, изъявительным наклонением), инфинитивом побудительная модальность может осложняться дополнительными модальными оттенками: пожелания, долженствования, допущения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6