В 1962 году нефть по нефтепроводу поступила в Чехословакию, в сентябре 1963 года - в Венгрию, в ноябре 1963 года - в Польшу и, наконец, в декабре того же года - в ГДР. Полностью нефтепровод был введен в действие в октябре 1964 года. Трасса нефтепровода пересекала горные массивы и судоходные реки Волгу, Днепр, Дунай и Тиссу. Сначала по нефтепроводу перекачивали нефти месторождений Татарии и Куйбышевской области.
В седьмой пятилетке, в 1964 году, был сдан в эксплуатацию последний участок нефтепровода Туймазы - Иркутск. Завершено строительство продуктопровода Пенза - Брянск, протяженностью 750 км, диаметром 530 мм. С 1961 по 1965 год было завершено строительство небольших по протяженности нефтепроводов: Горький - Рязань, Озек-Суат - Грозный (вторая нитка), Каменный Лог - Пермь, Альметьевск - Куйбышев, Рязань - Москва и других.
К концу седьмой пятилетки начинается разработка месторождений Западной Сибири. В 1965 году там было добыто около 1 млн тонн нефти. Отсутствие транспортных путей доставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы было самой большой проблемой в освоении этого региона. Единственный путь - по рекам Обь и Иртыш, навигационный период которых длится менее 6 месяцев. Поэтому наряду с увеличением нефтедобычи планировалось и строительство трубопроводов как наиболее экономичных и технически совершенных способов доставки нефти. Уже в конце 1965 года был завершен первый сибирский нефтепровод Шаим - Тюмень, протяженностью 410 км, диаметром 530...720 мм.
С 1961 года растет добыча нефти в Казахстане. К 1965 году в промышленную эксплуатацию вступили месторождения Узень и Жетыбай. В том же году начинается строительство нефтепровода Узень - Шевченко, протяженностью 142 км, который был сдан в эксплуатацию в апреле 1966 года. Далее, на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, нефть доставляли пока по железной дороге. Всего за 1961-1965 годы построили около 11000 км, и к концу 1965 года общая протяженность трубопроводов составила 28,5 тысячи километров.
В восьмой пятилетке начинается строительство нефтепровода Узень - Гурьев - Куйбышев для перекачки высоковязкой нефти месторождений Казахстана. Ман-гышлакскую высокопарафинистую нефть (температура застывания 30...32 °С) перекачивали по трубопроводу диаметром 1020 мм с подогревом. Для подогрева было построено 18 станций. Своевременный пуск в эксплуатацию этого нефтепровода позволил увеличить добычу нефти более чем в 10 раз и к 1975 году довести ее до 20 млн тонн. В 1970 году закончили строительство третьей нитки нефтепровода Альметьевск - Горький, диаметром 820 мм и протяженностью 580 км. От Горького проложили трубопровод до Ярославля и дальше, в Кириши.
В эти годы протяженность нефтепровода «Дружба» увеличивается еще на 2000 км, основной диаметр труб 1020 мм. Его общая протяженность приближается к 8000 км за счет ввода параллельных ниток. К концу 1970 года по нефтепроводу «Дружба» перекачивали нефти Татарии, Башкирии, Удмуртии, Мангышлака, Куйбышевской области и Западной Сибири. В Западной Сибири тоже появилось два новых нефтепровода. Нефтепровод Усть-Ба-лык - Омск, протяженностью более 950 км, диаметром 1020 мм, приняли в эксплуатацию в 1967 году. Через Обь и Иртыш были проложены водные переходы. Из-за отсутствия дорог трубы на стройку подвозили транспортной авиацией. Нефтепровод Нижневартовск - Усть-Ба-лык, протяженностью 250 км, диаметром 720 мм, по условиям прокладки не уступал первому. Трасса этого нефтепровода проходила через болота, большие и малые реки, ручьи и овраги. Сложным был переход протяженностью 1,8 км через реку Обь.
К концу 1970 года три сибирских нефтепровода обеспечили доставку к основным трассам и нефтеперерабатывающим заводам более 30 млн тонн нефти. Общая протяженность трубопроводов с учетом построенных в восьмой пятилетке составила 38,5 тысячи километров. В 1971-1975 годах строительство нефтепроводов продолжалось с еще большей интенсивностью. В эти годы построили около 19000 км трубопроводов. Это наибольший показатель за все пятилетки. Наиболее заметным было строительство нефтепровода Усть-Балык - Уфа - Альметьевск, протяженностью 2100 км, диаметром 1020...1220 мм, введенного в эксплуатацию в мае 1973 года. Строительство его продолжалось 18 месяцев. Впервые использовали поточный метод ведения работ, впоследствии ставший обязательным. Именно по этому трубопроводу тюменская нефть пришла в европейскую часть страны и далее в Новороссийский порт по введенному в эксплуатацию в эти же годы нефтепроводу Куйбышев - Тихорецкая - Новороссийск, протяженностью около 1550 км, диаметром 1020...1220 мм. В 1973 году Западная Сибирь выходит на первое место по объему добычи нефти в СССР, но добычу продолжают наращивать. Поэтому в 1974 году начинается строительство еще одного сибирского нефтепровода Нижневартовск - Куйбышев, протяженностью 2150 км, диаметром 1220 мм. Участок протяженностью 1180 км завершили уже к концу 1975 года и соединили перемычкой с нефтепроводом Усть-Балык - Альметьевск.
В Сибири построили трубопровод Александровское -Анжеро-Судженск, протяженностью 817 км, диаметром 1220 мм, продлив его до Иркутска.
В августе 1973 года на севере СССР введен в эксплуатацию нефтепровод Уса - Ухта, диаметром 377 мм. В 1975 году этот нефтепровод продолжили до Ярославля и Москвы, и общая его протяженность составила 1850 км. Продолжает развиваться и нефтепровод «Дружба». С пуском второй очереди его протяженность доходит до 10000 км. В 1976-1980 годах задача увеличения сети магистральных нефтепроводов была одной из главных. Только строительство новых и расширение старых нефтепроводов помогло бы освоить многочисленные нефтяные месторождения. В 1976 году завершилось строительство нефтепровода Нижневартовск - Куйбышев. Тогда же строится нефтепровод, проходящий по так называемому северному коридору, Сургут - Полоцк, протяженностью 3250 км, диаметром 1020 мм. Строительство велось поэтапно, с 1977 по 1981 год. Было возведено 32 перекачивающие станции, выполнено около 1450 переходов через естественные и искусственные препятствия, преодолено более 400 км болот. В июне 1976 года ввели в эксплуатацию нефтепровод Хол-могоры - Сургут, диаметром 820 мм и протяженностью 250 км. Нефть с удаленных холмогорских промыслов по этому нефтепроводу была введена в общую нефтепровод-ную систему.
В 1980-1985 годах трубопроводная сеть страны увеличилась на 10,6 тысячи километров нефтепроводов и 5,8 тысячи километров продуктопроводов. В 1983 году сдан в эксплуатацию нефтепровод Павлодар - Чимкент, протяженностью 1600 км и диаметром 820 мм, и нефтепровод Грозный - Баку, протяженностью 600 км и диаметром 720 мм, участок нового нефтепровода Холмогоры - Клин, протяженностью 519 км и диаметром 1120 мм.
Начавшаяся двенадцатая пятилетка оказалась неоконченной, не были выполнены и планы строительства нефтепроводов. С 1985 по 1990 год лишь достраивали введенные в эксплуатацию в предыдущей пятилетке нефтепроводы, прежде всего насосные станции. К 1987 году в СССР было построено и введено в действие 94 тысячи километров магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. Управление ими осуществляло Главное управление по транспорту и поставкам нефти (Главтранснефть). В него входило 16 управлений, которые к 1990 году обслуживали свыше 70 тысяч километров магистральных нефтепроводов. Кроме того, в Главтранснефть входили Управление пусконаладочных работ, Дирекция по строительству нефтепроводов, отряд подводных работ и другие подразделения. Главтранснефть осуществляла также поставки нефти за рубеж.
К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит российской нефти. Происходит полная реорганизация нефтяной промышленности и в России. Главтранснефть преобразуется в акционерную компанию «Транснефть». К тому времени акционерная компания «Транснефть» эксплуатировала 49,6 тысячи километров магистральных нефтепроводов диаметром от 400...1220 мм, 404 насосные станции, 934 резервуара общей вместимостью 13,2 млн м3. Эксплуатацию системы нефтепроводов осуществляли 11 акционерных обществ магистральных нефтепроводов. С 1992 года Компания оказывает услуги по транспорту нефти по тарифам, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти. Введение тарифов обеспечило стабильную работу в меняющихся экономических условиях. При этом все производители нефти имеют равные права на транспорт своей нефти по магистральным нефтепроводам. Однако загрузка магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» в это время составляла 45 % от проектной.
1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России
Закончился XX век. При постоянно меняющейся политической и экономической ситуации в стране система нефтепроводов АК «Транснефть» обеспечивает стабильную перекачку нефти в необходимых для экономики России объемах.
Обеспечение экологической безопасности Балтийской трубопроводной системы
ОАО «Транснефть» уделяет особое внимание обеспечению наиболее высокого уровня экологической безопасности объектов БТС на всех этапах реализации проекта- от формирования инвестиционного замысла до строительства и эксплуатации промышленных объектов.
Проект БТС затрагивает не только интересы России, но и ряда европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей. Это обстоятельство определило необходимость учёта экологических норм и стандартов всех заинтересованных государств, несмотря на их существенные различия и проблему выбора соответствующих стандартов.
При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жёсткие экологические нормативы, будь то российские, европейские или международные. Такой подход является достаточно простым и понятным, в принципе разрешающим правовую проблему соответствия различных экологических стандартов и обеспечивающий наиболее полное удовлетворение запросов общества в области охраны окружающей среды.
В разработке проекта , наряду с российскими специалистами , активное участие принимали западные фирмы из Германии, Финляндии, Дании , Голландии, США и Великобритании, при частичном финансировании проекта Мировым банком и Европейским союзом через программу ТАСИС.
В тоже время, приоритет был отдан российским нормам, поскольку природоохранное законодательство России предъявляет, как правило, более жёсткие требования по сравнению с аналогичными требованиями международных экологических организаций и Европейского Союза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5