II.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вспомогательный материа-л речи: А. Определения; Б. Сравнения; В. Примеры; Г. Ссылки на авторитеты; Д. Статистические данны-е; Е. Наглядные пособия.
Иногда между перечисленными видами данных нет точ-ной границы. Пример, серьезный или шутливый, может при-нять форму определения: «Государственный деятель - это по-литик, но уже умерший». Статистика придет на помощь при сравнениях. Авторитетное мнение будет представлено в форме определения, примера или статистической справки. Наглядное пособие заменит устное изложение одного из остальных пяти видов вспомогательных данных. При всех условиях необходи-мо иметь представление об их достоинствах и применении.
Назначение их разнообразно и зависит от темы, аудитории и цели оратора. Некоторые темы по своему характеру требуют многочисленных примеров, другие - обращения к авторите-там, третьи - приведения статистических данных. Одним слу-шателям необходимы определения, примеры, ссылки на авто-ритеты, другие не нуждаются в этом.
В общем, назначение вспомогательного материала в инфор-мационной речи - придавать изложению ясность и поддержи-вать интерес слушателя; в речи агитационного характера он уже играет роль доказательств, а в иных случаях склоняет аудито-рию к желательному настроению или действию. Но в каждой речи большинство вспомогательных средств, если не все, мо-жет оказаться весьма полезным.
А. Определения
«Что вы этим хотите сказать?» - такой вопрос почти неиз-бежен в частном разговоре. К сожалению, слушатель во время речи не может его задать. Нет ничего более важного и более связанного с неуловимыми трудностями, чем бережное обра-щение со словом.
1. Применение определений
Определения нужны для слов, значения которых аудито-рия не знает, и для терминов, имеющих особый смысл в при-менении их оратором. Второй вид определений наиболее ва-жен для большинства речей, но им чаще всего пренебрегают. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свой-ствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения. Иногда определения бывают нужны, чтобы внести поправку в представления, которые оши-бочно связаны с тем или иным термином. «Беда большинства людей не в их невежестве, а в том, что о массе вещей у них совершенно превратное представление».
Определения встречаются во вступительной части, но мо-гут найти место и на протяжении всей речи наравне с другими вспомогательными данными. Например, они входят в состав первого положения, подкрепляющего основную мысль, выра-женную при помощи непонятного термина. III. Хронометраж повышает производительность завода. А. Хронометраж - это планирование затрат рабочего времени на выполнение элементов трудового процесса в ин-тересах производительности труда и выгоды.
2. Виды определений
Для оратора важны три вида определений: а) классифика-ция; б) синоним и антоним; в) пример.
а) Классификация
Определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия. На-пример:
Ноктюрн - музыкальное произведение, которое пере-дает настроения, навеянные ночной обстановкой.
Таким образом, ноктюрн относится к роду музыкальных произведений и отличается от других музыкальных произведе-ний тем, что связан с настроениями ночи. Как правило, слуша-тель знает род понятия, но ему необходимо знать точно его отличительную видовую характеристику: размер, объем, назна-чение, свойства и т. д. Характеристику можно дать не только утвердительно, но и путем показа явлений, с которыми опре-деляемое явление ничего общего не имеет. Например:
Лучшее средство от хандры - труд. Под словом труд я подразумеваю не нудную, не изнуряющую работу за пла-ту изо дня в день в течение долгих часов. Я имею в виду труд интересный, созидательный, когда достигнутое все-ляет чувство удовлетворения.
6) Синоним и антоним
Определения при помощи синонима и антонима вряд ли требуют объяснений. Обычно этот тип определений применя-ется к отдельным словам.
Запачкать значит замарать (синоним); противополож-ностью запачкать будет очистить (антоним).
Но и понятия, выражения, намерения и планы оратора мо-гут найти свое определение в синонимах и антонимах.
Выражением: «В большинстве случаев тоска по добро-му старому времени есть всего лишь дань слепой романти-ке» - я просто хочу сказать, что и в это доброе старое вре-мя люди были не более счастливы, разумны, справедливы и не более преуспевали, чем в наши дни.
в) Пример
Обычно самый выразительный способ определить что-ни-будь заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду», - и затем изложите конк-ретный и характерный случай, который типичен для нуждаю-щегося в определении понятия. Иногда в примере как бы вы-кристаллизован весь смысл понятия.
Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то при-менение его бессмысленно: он будет только отвлекать внима-ние слушателя от оратора и от того, что он говорит.
2. Приготовьте пособия до начала речи
Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для речей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполнения класс-ной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал це-ликом. Также следует прорепетировать объяснения, сопровож-дающие показ пособий.
3. Придайте наглядным пособиям общедоступный вид
Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы достаточ-но видны всем слушателям. Статистические таблицы часто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию нетрудно придать доступную форму диаграмм - линейных, плоско-стных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушате-лями.
4. Тесно свяжите речь с наглядными пособиями
Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаг-рамма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точно указали связь темы с пособиями.
5. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям
Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредствен-но к аудитории, за исключением моментов, когда приходится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный недостаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.
6. Уберите пособие, как только миновала в нем надобность
Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.
7. Держите пособия при себе
Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредственного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обо-зрении. Если слушатели заняты разглядыванием пособий, луч-ше сделать паузу.
Заключение
В этой курсовой работе исследовано шесть видов вспомогательного материала, применяемого при произнесении речи: определе-ния, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статисти-ческие данные и наглядные пособия. Впрочем безотносительно к характеру речи полезно при-бегнуть к следующей проверке целесообразности данных средств.
Отвечают ли они моим намерениям и требованиям аудитории?
Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны?
Можно ли сделать их еще интереснее, яснее, убедитель-нее, короче?
Позволит ли время применить их?
Нет ли данных, заслуживающих предпочтения?
Не будет ли целесообразнее обратиться к ним в другомместе речи?
Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?»
Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, - касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.
В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе - так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто»
Список использованной литературы:
1.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А.,Михайлова О.А., Николина Н.А.
Русский язык. - М.: Наука, 2001.
2.Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М. : Наука, 2000.
3.Максимова В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарика,2001.
4.Грудина Л. Культура русской речи. - М.: ИНФРА-М, 2000.
5.Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001.
6.Культура устной речи и письменной речи делового человека. - М.:
Наука, 2001.
7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Наука, 2001.
8.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М. : УРАО, 2000.
9.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи/Пер. с англ.Чижовой С.Д.-Ростов н/Д : Феникс , 2002.
Страницы: 1, 2