Рефераты. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов

II.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вспомогательный материа-л речи: А. Определения; Б. Сравнения; В. Примеры; Г. Ссылки на авторитеты; Д. Статистические данны-е; Е. Наглядные пособия.

Иногда между перечисленными видами данных нет точ-ной границы. Пример, серьезный или шутливый, может при-нять форму определения: «Государственный деятель - это по-литик, но уже умерший». Статистика придет на помощь при сравнениях. Авторитетное мнение будет представлено в форме определения, примера или статистической справки. Наглядное пособие заменит устное изложение одного из остальных пяти видов вспомогательных данных. При всех условиях необходи-мо иметь представление об их достоинствах и применении.

Назначение их разнообразно и зависит от темы, аудитории и цели оратора. Некоторые темы по своему характеру требуют многочисленных примеров, другие - обращения к авторите-там, третьи - приведения статистических данных. Одним слу-шателям необходимы определения, примеры, ссылки на авто-ритеты, другие не нуждаются в этом.

В общем, назначение вспомогательного материала в инфор-мационной речи - придавать изложению ясность и поддержи-вать интерес слушателя; в речи агитационного характера он уже играет роль доказательств, а в иных случаях склоняет аудито-рию к желательному настроению или действию. Но в каждой речи большинство вспомогательных средств, если не все, мо-жет оказаться весьма полезным.

А. Определения

«Что вы этим хотите сказать?» - такой вопрос почти неиз-бежен в частном разговоре. К сожалению, слушатель во время речи не может его задать. Нет ничего более важного и более связанного с неуловимыми трудностями, чем бережное обра-щение со словом.

1. Применение определений

Определения нужны для слов, значения которых аудито-рия не знает, и для терминов, имеющих особый смысл в при-менении их оратором. Второй вид определений наиболее ва-жен для большинства речей, но им чаще всего пренебрегают. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свой-ствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения. Иногда определения бывают нужны, чтобы внести поправку в представления, которые оши-бочно связаны с тем или иным термином. «Беда большинства людей не в их невежестве, а в том, что о массе вещей у них совершенно превратное представление».

Определения встречаются во вступительной части, но мо-гут найти место и на протяжении всей речи наравне с другими вспомогательными данными. Например, они входят в состав первого положения, подкрепляющего основную мысль, выра-женную при помощи непонятного термина. III. Хронометраж повышает производительность завода. А. Хронометраж - это планирование затрат рабочего времени на выполнение элементов трудового процесса в ин-тересах производительности труда и выгоды.

2. Виды определений

Для оратора важны три вида определений: а) классифика-ция; б) синоним и антоним; в) пример.

а) Классификация

Определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия. На-пример:

Ноктюрн - музыкальное произведение, которое пере-дает настроения, навеянные ночной обстановкой.

Таким образом, ноктюрн относится к роду музыкальных произведений и отличается от других музыкальных произведе-ний тем, что связан с настроениями ночи. Как правило, слуша-тель знает род понятия, но ему необходимо знать точно его отличительную видовую характеристику: размер, объем, назна-чение, свойства и т. д. Характеристику можно дать не только утвердительно, но и путем показа явлений, с которыми опре-деляемое явление ничего общего не имеет. Например:

Лучшее средство от хандры - труд. Под словом труд я подразумеваю не нудную, не изнуряющую работу за пла-ту изо дня в день в течение долгих часов. Я имею в виду труд интересный, созидательный, когда достигнутое все-ляет чувство удовлетворения.

6) Синоним и антоним

Определения при помощи синонима и антонима вряд ли требуют объяснений. Обычно этот тип определений применя-ется к отдельным словам.

Запачкать значит замарать (синоним); противополож-ностью запачкать будет очистить (антоним).

Но и понятия, выражения, намерения и планы оратора мо-гут найти свое определение в синонимах и антонимах.

Выражением: «В большинстве случаев тоска по добро-му старому времени есть всего лишь дань слепой романти-ке» - я просто хочу сказать, что и в это доброе старое вре-мя люди были не более счастливы, разумны, справедливы и не более преуспевали, чем в наши дни.

в) Пример

Обычно самый выразительный способ определить что-ни-будь заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду», - и затем изложите конк-ретный и характерный случай, который типичен для нуждаю-щегося в определении понятия. Иногда в примере как бы вы-кристаллизован весь смысл понятия.

Б. Сравнения

Умственный процесс сравнения - существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. По-этому, хотя вопрос об уподоблениях и противопоставлениях затрагивается при обсуждении других вспомогательных дан-ных речи, по своему значению он заслуживает особого освеще-ния.

Уподобление указывает сходство, противопоставление или контраст - разницу. Но первое отличается от второго только значением; их применение и преимущества одинаковы. В даль-нейшем они будут рассматриваться вместе.

1. Виды сравнений

Как и примеры, сравнения могут быть краткими или про-странными, фактическими или выдуманными, серьезными или шутливыми. Они могут быть устными и также найти применение при показе наглядных пособий, о которых будет сказано далее. В своей наиболее краткой форме уподобления - это от-дельные слова и выражения. Выражение, вызывающее пред-ставление о предмете в целом, называется метафорой. Во фра-зе: «Его слова были оазисом в пустыне светской болтовни» - выражения «оазис» и «пустыня» сразу наводят на мысль о сход-стве с явлениями, представление о которых оратор желает выз-вать у слушателя. Слушатель сравнивает качества слов и раз-говора с характерными чертами оазиса и пустыни.

При уподоблениях пользуются иногда словами подобно, как...: «Любовь подобна цветку, распускающемуся на краю мо-гилы». Метафора находит место и для выражения контраста: «Путь прогресса человечества - не гоночный трек».

Более пространная форма уподобления - аналогия - пред-ставляет собой умозаключение: если два или более предмета схожи в одном и более отношениях, то они схожи и в других. Особо важное значение аналогия имеет в речах агитационных, поскольку она играет роль умозаключения от одной частности к другой. Главное и наиболее целесообразное ее назначе-ние - иллюстративное. В мыслях и в словах мы постоянно прибегаем к аналогиям. Притча о блудном сыне - одна из са-мых изящных аналогий-иллюстраций. Как земной отец любит и прощает блудного сына, так и отец небесный любит и проща-ет нас - его заблудших детей. Аналогии, как и уподобления, бывают фигуральные и аналогии в буквальном смысле. Фигу-ральная аналогия сравнивает две совокупности явлений из раз-личных областей, явлений разного порядка. Они имеют только символическую связь.

“Трудно определить, что такое демократия. Она подоб-на жирафу. Раз посмотришь - и уж больше ни с чем не спутаешь”.

Аналогия в буквальном смысле сравнивает две совокупно-сти явлений одной области, одного порядка:

Кондиционирование воздуха подняло производитель-ность труда на фабрике искусственного волокна А, следо-вательно, оно поднимет производительность труда и на фабрике Б.

Аналогия в буквальном смысле обладает большой значи-мостью как доказательство в споре: фигуральная аналогия обыч-но стимулирует работу воображения.

Особое место занимает форма противопоставления или кон-траста - парадокс. В нем заключены, на первый взгляд, со-вершенно несовместимые утверждения. Часто его цель - со-здать драматический или юмористический эффект.

“Посол - это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах Отечества”.

Но в целом сравнения при помощи фактов, предположе-ний, мнений, предложений или принципов служат одной цели - сделать более ясными, интересными и убедительными те идеи, к которым они имеют отношение. Это вполне удаёт-ся, если они отличаются конкретностью, новизной и доходчи-востью.

В. Примеры

При-меры - наиболее эффективный доходчивый прием, к которо-му прибегают ораторы. При их помощи удается как бы прибли-зить предмет к слушателю. Существенные качества примера - конкретность и уместность. В речах информационного харак-тера главные его достоинства - ясность и возбуждаемый им интерес; в речах агитационных - убедительность и заключаю-щийся в нем призыв к чувству.

1. Виды примеров

Примеры могут быть: а) краткими или более подробными иллюстрациями, б) фактическими или выдуманными, в) шу-точными или серьезными.

а) Краткие и подробные иллюстрации. Краткую иллюстрацию иногда называют «случаем». Она может служить деталью в подробной иллюстрации.

б) Пример-факт и пример-предположение

При прочих равных условиях фактический пример произ-водит большее впечатление, чем предположительный. Пред-ставление, что нечто произошло на самом деле, вызывает ин-терес уже при словах: «А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место...» Кроме того, только примеры-факты могут найти применение как доказа-тельства или обоснования в агитационной речи. Тем не менее, и предположительные примеры имеют свои преимущества. К ним можно обратиться, когда не располага-ешь фактическими данными, что неизбежно, если дело идет о видах на будущее.

Предположительные примеры могут оказать-ся более типичными и поэтому более отвечающими действи-тельности, чем какой-нибудь единственный реальный случай.

Пример-предположение может оказать-ся полезным, когда отвлеченные и общие идеи нужно сделать наглядными и подчеркнуть специфику положения.

Но предположительные примеры, хотя и не содержат ут-верждений о подлинных фактах, должны быть по своей приро-де жизненны. Оратор не имеет права в своих интересах выду-мывать разные небылицы и претендовать на их правдоподо-бие, типичность и допустимость в качестве иллюстраций. Слушатель всегда разгадает фальшь примера, далекого от действи-тельности.

в) Шуточные примеры

Пока мы имели дело только с серьезными примерами. Соб-ственно говоря, четкой границы между серьезными и шуточ-ными примерами нет. Шутка или смешная история заставят слушателя рассмеяться, прыснуть или только улыбнуться. Они могут просто вызвать дружеское или благожелательно-критическое настроение. Юмор во всех проявлениях затрагивает не-достатки человека и его слабые струнки. Его изобразительные средства - несуразности, преувеличения, смешное.

Юмористические приемы классифицируются в зависимос-ти от тона, оригинальности и степени краткости. Во-первых, юмористическая часть речи может быть резкой (до высмеива-ния) и дружеской.

Дружеский юмор, имеющий целью вызвать расположение к оратору со стороны аудитории, часто встречается во вступи-тельной части речи.

Тонкий налет юмора придает «трудным» темам легкий, непринужденный характер.

Не так просто пользоваться юмористическими приемами, если нет того, что называется юмористической жилкой. Смеш-ная история не будет уместна только потому, что она забавна, к тому же если она заранее не подработана, то может быть только помехой, поскольку четко не выразит мысль или ока-жется уже известной аудитории.

Г. Ссылки на авторитеты

В некотором смысле все, что говорит оратор, имеет за со-бой те или иные авторитетные источники. Большинство при-меров, определений и статистических данных, предлагаемых им вниманию аудитории, представляет собой наблюдения и вы-воды, которые он непосредственно или косвенным путем тща-тельно собирал из других источников.

Кроме того, как бы ни было обработано и значительно со-держание речи, слушатель не склонен относиться к оратору с почтительным вниманием, пока не почувствует, что перед ним человек, или обладающий личным авторитетом, или опира-ющийся на чужой авторитет.

1. Виды авторитетных ссылок

В общем существуют три вида авторитетных утверждений:

а) утверждения, покоящиеся на авторитете самого оратора;

б) утверждения, в основе которых лежит общественное мнение;

в) утверждение сведущих лиц.

а) Авторитет оратора

В течение некоторого, а иногда довольно долгого времени слушатели не могут знать, добросовестно ли или произволь-но оратор обращается с фактами, которые он докладывает. Чтобы поверить ему на слово, им нужно или лично знать вы-ступающего, или положиться на его репутацию и опыт. Ора-тор не может просто исходить из незыблемого предложения, что он обладает правом на доверие. Лучший способ - в действительности обладать качествами, внуша-ющими доверие, т. е. быть добросовестным, искренним, объективным и хорошо знать предмет. Иногда бывает умест-но и небесполезно в скромных выражениях дать понять, что обладаешь особой квалификацией и что имеешь право вы-ступить по вопросу.

Но в любом спорном вопросе, когда у слушателей нет ос-нований считать оратора сведущим или незаинтересованным лицом, он должен принять на себя труд несколько больший, чем изложение собственных взглядов, и ему понадобятся до-казательства.

б) Общественное мнение

Вторым по своему значению является авторитет обществен-ного мнения. Оно включает все, начиная с официальных дан-ных, например, об итогах голосования, о результатах массово-го опроса и изучения анкет и кончая народной мудростью, вы-раженной в поговорках и обычаях, а также многими очевидны-ми и основанными на здравом смысле соображениями, пред-ставляющими для слушателя бесспорную истину.

Многое из того, что считается формальной логикой, пред-ставляет собой сложный продукт незыблемой народной муд-рости. Равным образом трудно бывает различать, что прини-мается как основанное на авторитете оратора и что принимает-ся только потому, что совпадает с мнением большинства. Каж-дое личное наблюдение и голословное суждение оратора мо-жет стать для слушателя приемлемым как мнение всех здраво-мыслящих людей: в этом и заключается сила подлинного крас-норечия.

в) Авторитет сведущих лиц

В некоторых речах ссылка на заключение эксперта - наи-более важная, особенно когда речь идет о новом или техничес-ком предмете, в котором оратор имеет весьма малый опыт. Студент или неспециалист, готовясь к докладу по вопросам экономики, обществоведения, истории, археологии, биологии или управления промышленным предприятием, не обойдется без помощи сведущих лиц.

Привести в речи авторитетное мнение - вопрос не только ее доходчивости, но и этики оратора. Было бы прямым посяга-тельством на истину, если бы оратор вторгся в область слож-ных экономических, социологических и иных вопросов и при этом пренебрег необходимостью познакомить аудиторию со взглядами специалистов. Обычно следует назвать источник авторитетного мнения, и часто приведение цитаты представля-ется наиболее впечатляющим способом. Но если цитирование отнимает больше времени, чем это нужно по значению приво-димого мнения, уместно и даже лучше ограничиться простым пересказом. Можно также в краткой форме передать основную мысль, выраженную в книге или журнальной статье.

Д. Статистические данные
1. Роль статистических данных и их применение
Рассматривая явления в цифровом выражении и соотно-шении, мы количественно определяем и измеряем нашу дей-ствительность. Статистика - это факты в цифрах, подверга-ющихся сравнению или указывающих пропорциональность: «Сто крупнейших банков в настоящее время хранят у себя 46 процентов вкладов населения». Сама по себе статистика ка-жется сухой и отвлеченной, но для оратора она представляет два преимущества - точность и экономию изобразительных средств.
Каждый раз, когда нельзя пользоваться такими термина-ми, как все, никто или один, единственный способ быть точ-ным заключается в обращении к статистическим данным. Благодаря сочетанию точности и сжатости «сухая» статистика может придать материалу необычайно впечатляющую силу.
Е. Наглядные пособия
Если нужно описать или объяснить предмет, который мож-но доставить в аудиторию, проще всего показать его слушате-лям в натуре. Но если он слишком велик, слишком мал, черес-чур сложен, то можно дать его в виде изображения или моде-ли. В число наглядных пособий входят чертежи на доске, кар-ты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.
Всякое наглядное пособие привлекает внимание слушате-ля.
Но главное назначение наглядных пособий заключается в подкреплении устного изложения и даже в замене его в речи информационного содержания. Многие предметы, технические вопросы, формулы слишком сложны, чтобы дать представле-ние о них только путем устных объяснений. Изображение или диаграмма в несколько секунд пояснят то, на изложение чего пришлось бы затратить не менее часа. Необходимо только тща-тельно соблюдать следующие правила.
1. Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно

Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то при-менение его бессмысленно: он будет только отвлекать внима-ние слушателя от оратора и от того, что он говорит.

2. Приготовьте пособия до начала речи

Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для речей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполнения класс-ной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал це-ликом. Также следует прорепетировать объяснения, сопровож-дающие показ пособий.

3. Придайте наглядным пособиям общедоступный вид

Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы достаточ-но видны всем слушателям. Статистические таблицы часто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию нетрудно придать доступную форму диаграмм - линейных, плоско-стных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушате-лями.

4. Тесно свяжите речь с наглядными пособиями

Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаг-рамма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точно указали связь темы с пособиями.

5. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям

Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредствен-но к аудитории, за исключением моментов, когда приходится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный недостаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.

6. Уберите пособие, как только миновала в нем надобность

Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.

7. Держите пособия при себе

Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредственного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обо-зрении. Если слушатели заняты разглядыванием пособий, луч-ше сделать паузу.

Заключение

В этой курсовой работе исследовано шесть видов вспомогательного материала, применяемого при произнесении речи: определе-ния, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статисти-ческие данные и наглядные пособия. Впрочем безотносительно к характеру речи полезно при-бегнуть к следующей проверке целесообразности данных средств.

Отвечают ли они моим намерениям и требованиям аудитории?

Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны?

Можно ли сделать их еще интереснее, яснее, убедитель-нее, короче?

Позволит ли время применить их?

Нет ли данных, заслуживающих предпочтения?

Не будет ли целесообразнее обратиться к ним в другом
месте речи?

Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?»

Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, - касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.

В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе - так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто»

Список использованной литературы:

1.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А.,Михайлова О.А., Николина Н.А.

Русский язык. - М.: Наука, 2001.

2.Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М. : Наука, 2000.

3.Максимова В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарика,2001.

4.Грудина Л. Культура русской речи. - М.: ИНФРА-М, 2000.

5.Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001.

6.Культура устной речи и письменной речи делового человека. - М.:

Наука, 2001.

7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Наука, 2001.

8.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М. : УРАО, 2000.

9.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи/Пер. с англ.Чижовой С.Д.-Ростов н/Д : Феникс , 2002.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.