43. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий.
Нар. - часть речи, в кот. входят слова, обознач. признак дейст., состояния, качества, пр-та или др. признака - быстро, легко, . Это неизмен слова, не выраж. никаких грамматич. зн-ний, не облад. никакими грам. категориями. Отличить их можно по специф. суффиксам - -о, -е, -ски, - ьи, -ому, -ему (+ по-). С др. словами сочетаются примыканием. В предл. выступают гл. обр. в функции обст., им. части сказ., реже в кач-ве несогл. опред. (кофе по-варшавски)По словообраз. стр-ре соотн-ся со всеми знам. част. речи, при этом м. б. производными от них (мотивир.) и непроизв.
По лекс. зн-нию делятся на
1. Обстоятельственные - дополняют слово, к кот. примыкают указанием на -- время - вчера, нынче, днем, всегда, весной, сейчас
-- место - везде и всюду, назад, издали, навстречу, сбоку
-- причину - сгоряча, спьяну, сослепу
-- цель - нарочно, специально, в шутку, назло
2. Определительные - хар-ет знаменат. слово со стороны
-- кач-ва - медленно, глупо, надежно, торжественно
-- количества, т.е. степени проявления признака -
-- неопред. кол-во - много, мало, примерно
-- определ. кол-во - вдвое, трижды, дважды
-- образа и способа действия - врассыпную, вперемешку,
-- сравнения и уподобления - по-приятельски, по-прежнему,
-- совокупности - вдвоем, втроем, всенародно, сообща
Нар. с суффиксом -о, образов. от качеств. прил., образуют степени сравнения, по образу и подобию своих прародителей:
1) Сравнительная степень выражается
2) синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче
3) -- аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более гнусно, более мерзко и т.д.
2) Превосходная степень выражается
-- синтетически: с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - покорнейше прошу, нижайше кланяюсь.
-- аналитически: сочетанием слова наиболее с исх. формой нар. - наиболее противно, наиболее стрёмно, наиболее хреново и т.п.
-- сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетич. формой сравнит. степ. - лучше всех, больше всего
Нар. в формах степ. сравн. в предл. являются обстоятельствами образа действия - “Она была хороша, она была лучше всех...”
Есть на свете наречия знамен., если они образ. от знамен. слов. А есть еще нар. местоименные. Они не наз-ют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там), время действия (тогда), причину (потому, поэтому), цель (затем).
|
30. Категория вида глагола. Образование видов глагола. Типы видовой корреляции. Особенности видообразования глаголов движения.
Категория вида - сп-сть гл. хар-ть, каким образом развивается действие во времени.
Гл. совершенного вида выражают действие, ограниченное в своем развитии каким-то пределом, по достижении которого оно прекращается. (Вот дом, который построил Джек). Кроме общевидовых, гл. сов. вида имеют частновидовые значения, проявляющиеся в условиях контекста:
-- конкретно - фактическое, когда прекращение действия вызвано его исчерпанностью (Отговорила роща золотая);
-- наглядно - примерное: (Домой придешь - там ты сидишь)
-- предел может относиться к началу действия (Зпели тесаные дроги; он тут как закричит благим матом); развитие действия может быть ограничено временным отрезком (На лужок, на лужок приходи, мой дружок, поболтать, поцеловаться, аль не хочется ужо?);
-- действ.м. быть представлено как совершившееся одноактно, мгновенно (Он улыбнулся на прощанье и за собою дверь закрыл).
Гл. нес. вида - выражают не ограниченное каким-либо пределом действие, Они тоже имеют частновидовые значения:
-- конкретно - процессное, т.е. конкретное неповторяющееся действие - пишу письмо, стою у входа
-- неограниченно кратное, т.е. неограниченно - повторяющееся действие - она ходила в школу, бегала по утрам и много читала
-- обобщенно - фактическое, т.е. сам факт наличия или отсутствия действия - У меня бабушка здорово пироги печет
-- значение постоянного отношения - билет стоит пять копеек
Категория вида охватывает все гл. без исключения. Большинство из них имеют соотносительные формы нес. и сов. вида, т.е. составляют видовую корреляцию. Два глагола противоположного вида, кот. имеют одно и то же лексич. значение и различаются лишь наличием или отсутствием идеи результата действия, называются видовой парой. Гл. нес. вида образуются от гл. сов. вида с помощью суффиксов
1) -ыва-/-ива- - выпить / выпивать, списать / списывать
2) -ва- - дать / давать
3) -ева- - продлить / продлевать
4)-а- - подрасти / подрастать
5) чередованием суффиксов -и- и -а- - обучить / обучать
Гл. сов. вида образуются от гл. нес. вида с помощью
1) суффикса -н- - увядать / увянуть
2)приставок - сохнуть / отсохнуть
Видовые пары могут образовываться также
-- изменением ударения - разрезАть / разрЕзать
-- супплетивно - брать / взять, гворить / сказать
|
|
31. Одновидовые и двувидовые глаголы. Способы глагольного действия.
Одновидовые глаголы - глаг., не вход. в вид. пары, т.е. не им. соотн.. (кореллятивных) глаг. противопол. вида. Так, несоотнос. по виду явл. все непредельные глаг. нес. вида - бытийные глаг.: быть; связочные глаг., глаг. отн-ния: являться; мод. глаг.: хотеть; глаг. прин-сти: иметь и положения в пространстве: стоять; глаг. со зн-нием физич. и психич. сост.: спать; интеллект. и эмоц. отн-ния: знать; восприятия: видеть; звук., зрит. и иных физич. проявлений: гремет; рода занятий: учительствовать; проявления тех или иных св-в х-ра, внешности и т.п.: умничать; неоднонапр. движения: летать и др.
Несоотносит. глаг. сов. вида считаются, напр., дериваты с суффиксом -ану- типа разг. сказануть (есть доп. оттенки однократности и экспр-сти, отсутств. в производящем глаг. сказать). Одновид. явл. также префиксальн. обр-ния от глаг. нес. вида типа закричать и префиксально - (-суффиксально-) постфиксальные глаг. типа раскричаться, по тем или ин. причинам не образ. вид. пары путем вторичной имперфективации.
Двувидовые глаголы - глаг. типа велеть, женить, казнить, обещать, атаковать, организовывать, исследовать, содействовать, кот. в разных контекстах обладают св-вами то сов., то нес. вида. Ср.: (В течение двух лет ученые исследуют этот вирус (что делают?- нес.вид); Ученые немедленно исследуют данную информацию и сделают соответствующие выводы (что сделают?- сов.вид)). Однако контекст не всегда позволяет определить вид таких глаголов: Крестьянин женил сына- что делал? или что сделал? Во избежание недоразумений регулярно используются словообраз. сп-бы снятия омонимии: 1) перфективация: обещатьпообещать, женитьразг. поженить; двувидовой глаг. тогда понимается и воспринимается преимущественно как глаг. несов. вида; 2) имперфективация: атаковать атаковывать, организоватьорганизовывать; двувид. глаг. в так. паре реал. преимущественно св-ва сов. вида.
|
38. формы настоящего и будущего времени глагола, их образование и значение.
Форма наст. вр. бывает только у глаг. нес. вида. Глаг. нес. вида в наст. вр. могут обозначать действия длит. и повтор., происх. в момент речи. Разные оттенки зн-ний наст. вр., возник. в речи, могут быть сведены к двум осн. случаям употр-ния: наст. актуальное и неактуальное.
Настоящее актуальное - основное значение наст. вр. Действие представлено в этом случае как такое, которое совершается именно в момент речи. Реальный момент, в кот. совершается действие, может и не совпадать с моментом речи. Грамматическое значение формы наст. актуального таково, что оно представляет действие так, как будто оно совершается сейчас, перед глазами собеседника.
Наст. актуальное может представлять действие, которое началось раньше момента речи и будет происходить после момента речи. Глаголы, называющие состояние или положение лица или предмета в пространстве и времени, получают значение наст. постоянного действия: Земля вращается вокруг Солнца; Дерево растет на краю оврага.
Настоящее неактуальное обозначает действия, обычно регулярно повторяющиеся, не отнесенные к моменту речи: По пути на станцию я всегда встречаю эту девочку; Каждое утро почтальон приносит письма и газеты. Одно из значений наст. неактуального следующее: глагол обозначает действие, которое мыслится постоянно присущим субъекту, представляет его постоянное состояние или положение, его умение или способности. Действие может и не происходить в момент речи: Ребенок уже ходит; Она хорошо поет..
Наст. неактуальное оказывается необходимым в тех случаях, когда нужно передать устойчивые, отличительные свойства лиц или вещей.
|
|