|
|
|
|
 
  Вы находитесь: главная | | История | Публикации  

 

Поиск по сайту

РЫЦАРЬ ВИЗАНТИЗМА

"Кавказские народы должны относиться к русскому народу с пониманием, принимая во внимание, что от нашествия варваров их защищал русский солдат"...

  Смутные времена в своей основе все похожи друг на друга. Для осмысления наших проблем необходимо заглянуть в прошлое и выяснить причины трагедии сегодняшнего дня и определить пути исцеления от охватившей современное общество болезни, имеющей своими истоками это самое еще не отошедшее в историю прошлое. Ведь постижение сущности сегодняшней ситуации и поиск выхода из кризиса должны быть напрямую связаны с осмыслением прошлого, в котором и следует искать ответы на многие вопросы, мучающие каждого честного гражданина России.

Вопреки распространившимся в последние годы стереотипам, которым безусловно способствовал распад СССР, Великая Россия была и остается жизненно необходимой не одному только русскому народу, но и всем восточно-христианским народам, чье культурное наследие и духовный потенциал уходят своими корнями в древнюю византийскую традицию. Не секрет, что крах веры в Великую миссию России на Востоке в начале нашего века оказался для греков, армян, ассирийцев (сирийцев) и езидов не менее драматичным и трагичным, чем для самих русских. Иллюстрацией подобного могут служить и недавние события на Балканах, когда в буквальном смысле предоставленные самим себе сербы оказались жертвами геноцида объединенных сил "нового мирового порядка". И все же сегодня, как и восемьдесят лет назад, многие выдающиеся деятели освободительного движения православных и восточно-православных народов даже в самые критические для России дни не утрачивают веры в то, что Россия жива и сумеет занять подобающее великой христианской державе место в мировой политической системе.

Вера эта зиждется на осознании общности исторических судеб народов византийской Ойкумены, на понимании необходимости совместной борьбы православного и восточно-православного мира за свое выживание. Как не вспомнить здесь слова, сказанные в не менее критическом для России 1918 г. великим сыном армянского народа генералом Андраником Сасунским, почитаемым героем и руководителем общего антиосманского сопротивления не только армянами, но и греками, сербами, ассирийцами и другими сирийскими христианами, болгарами и езидами: "Как только Россия встанет на ноги, воздвигнется новая могучая и непобедимая Россия, какой она не была никогда". Эти слова звучали более чем контрастно на фоне апокалиптических настроений русской интеллигенции, порожденных страшной чередой февральского и октябрьского переворотов. Следует отметить, что говорил это легендарный генерал как раз тогда, когда в результате большевистской пропаганды рухнул Кавказский фронт, и обманутые шедшими к власти в России немецкими шпионами русские солдаты массами бежали в Россию, бросая и распродавая по дороге оружие, часто попадавшее в руки ее заклятых врагов и поворачивавшееся теперь против проверенных в боях друзей христианской державы.

В этой ситуации оставленным на произвол судьбы православным казалось, что Россия уже навсегда отвернулась от них, но истинные патриоты армянского, греческого, ассирийского и других духовно родственных народов сохраняли веру в Россию и продолжали отчаянное сопротивление, которое понималось ими не только как борьба за собственное выживание, но и защита Великой России, ведь именно с ней были связаны вековые надежды этих народов на избавление от османского ига. К чести российской армии, немало верных своему воинскому долгу и Отечеству русских офицеров и казаков после развала их воинских частей не покинуло Кавказский театр боевых действий, а влилось в армянские, ассирийские и греческие дружины, действовавшие в Анатолии и Северо-Западной Персии. В конце января 1918 г. Андраник Сасунский осудил организованную мусаватистскими кругами Азербайджана у станции Шамхор близ Гянджи резню более пяти тысяч русских солдат и офицеров, возвращавшихся домой с фронта. В интервью газете "Мшак" генерал подчеркнул: "Кавказские народы должны относиться к русскому народу с пониманием, принимая во внимание, что от нашествия варваров их защищал русский солдат. Гянджинский инцидент наводит на грустные размышления. Нельзя так относиться к сынам России, проливавшим на протяжении трех лет борьбы свою кровь в наших горах. Русский народ не должен повернуться спиной к традиционному курсу своих отцов, предать забвению пролитую его отцами кровь на Кавказских горах и покинуть эту страну, оставляя ее на произвол судьбы, забывая даже свои будущие интересы. Он должен остаться и защищать Кавказ и кавказские народы. На Кавказе должна быть сохранена общероссийская государственность. И если русский солдат покинет Кавказ и уйдет, у кавказских народов не хватит сил отстоять эту идею". Эта поистине хрестоматийная фраза была произнесена Андраником Сасунским в тяжелейшей обстановке, когда с приходом к власти большевиков турки практически без боя возвращали себе отвоеванные Россией с 1914 г. территории, включая Анатолию, и готовились к захвату Кавказа, выходу в Крым, Поволжье и Среднюю Азию, пытаясь поднять против России население ее окраин, используя, где это выгодно, идеи исламского единства и, конечно, пантюркизма.

Командующий войсками Кавказского фронта генерал от инфантерии Лебединский, понимая, что на Кавказе больше не существует другой силы, способной сдерживать турецкую агрессию, кроме особой армянской дивизии, состоявшей не только из армян, но и из других православных народов (в нее входили донские и кубанские казаки), назначил командиром дивизии Андраника Торосовича Озаняна, присвоив ему чин генерал-майора. Выбор командира дивизии, на плечи которой зимой 1918 г. ложилась вся тяжесть распавшегося Кавказского фронта, был, конечно же, не случаен. К этому времени Андраник Сасунский успел снискать себе славу не только гениального военного тактика и стратега, но и популярного среди православных и восточно-православных народов идеолога византизма, последовательно отстаивавшего идею единения этих народов с Россией в борьбе против османских поработителей. Андраник Торосович Озанян родился 22 февраля 1865 г. в Западной Армении, в городке Шапир-Гарахисар, столице Горного Сасуна - труднопроходимой области, остававшейся на протяжении долгих веков османской оккупации лишь формально подчиненной турецкой администрации и потому со временем превратившейся в центр не только армянского сопротивления, но и сопротивления всех коренных народов азиатской части империи, подвергавшихся планомерному истреблению со стороны османских властей. Уже через год после окончания школы Андраник попадает в турецкие застенки за избиение жандарма, терроризировавшего армянское население. Совершив удачный побег из тюрьмы, Андраник переезжает в Константинополь, но вскоре возвращается в Западную Армению, а затем отправляется в Крым и на Кавказ для доставки оружия армянским боевым отрядам. В Западной Армении Андраник вступает в партизанский отряд известного фидаина Сероба Вартаняна и становится признанным руководителем нескольких ударных групп партизан, ведущих борьбу против турецких погромщиков и регулярных армейских частей.

В 1902-1904 гг. отряды Андраника вели бои против турок и курдов-мусульман в Сасуне, Тароне и Васпуракане. За героическое сопротивление превосходящим силам противника Андраника стали называть новым Давидом Сасунским. В 1905 г. Андраник выехал на Кавказ, где обсуждал вопросы дальнейшей борьбы против османского ига с видными деятелями армянского национального движения и представителями Российской империи. После этого Андраник отправился в длительное путешествие, в ходе которого посетил Францию, Швейцарию, Бельгию, Англию, Болгарию и Иран, информируя общественность о национально-освободительной борьбе армян Западной Армении и необходимости в этой связи приобретения оружия. В Болгарии сасунский горец написал свои "Боевые инструкции", обобщив опыт партизанской борьбы. Спустя семь лет этот опыт хорошо послужил болгарам во время Первой Балканской войны. В 1912 г. из армянских добровольцев Андраник организовал роту, вошедшую в состав ополчения болгарской армии. Армянские воины проявили героизм в боях за города Мастанли, Узун, Мерефте, Шаркей и др. Андраник Сасунский участвовал в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-Паши. Болгарское командование высоко оценило участие армянской роты в Первой Балканской войне. Начальник ополчения генерал-майор Ганев, начальник штаба Винков и адъютант капитан Николов свидетельствовали, что все "участники этой роты могут гордиться своей отважной деятельностью. А Армения должна быть уверена, что имея таких сыновей, которые способны умереть даже за чужое дело, она в недалеком будущем обретет счастливую и долгую свободу".

Заметим, что болгарские военные, отдавая справедливую дань героизму армян, все же недопонимали некоторые существенные моменты, очевидные для стоявшего на византистских позициях Андраника Сасунского. Во-первых, сражаясь против турок на стороне православных славян, армяне умирали не за "чужое дело", а, во-вторых, одного героизма армянского народа было, к сожалению, еще мало, чтобы добиться прочной независимости от османских поработителей, подлинным гарантом которой, как и предвидел Андраник, могла стать только великая православная Россия, способная отстоять в борьбе с любым противником право на существование византийской цивилизации, к культурно-историческому типу которой принадлежат православные и восточно-православные народы. Поэтому не случайно, что даже в самые трагические для армянского народа дни Андраник Сасунский призывал соотечественников заботиться о судьбе России - решающей составной части православного мира. В интервью газете "Франкфуртер Цайтунг" в 1907 г. Андраник подчеркнул, что западные армяне видят свое спасение в помощи России. В страшную зиму 1918 г., говоря об отношении армян к России, генерал отметил, что "любые действия, направленные против России, чужды нашему народу, нашему рыцарскому духу, нашим нравственным идеалам". С началом Первой Мировой войны Андраник Сасунский спешит в Россию. 12 августа 1914 г. в Тифлисе он встречается с главнокомандующим войсками Кавказского военного округа Мышлаевским и заявляет о готовности участвовать в войне против Турции. Сасунскому горцу было поручено сформировать и возглавить первую добровольческую армянскую дружину.

Во главе этой дружины Андраник ведет неравные бои с турецкими войсками и завоевывает авторитет среди русского военного командования. Генерал-лейтенант Чернозубов, в частности, писал: "Я всегда видел в Андранике горячего патриота, борца за свободу Армении, глубоко любившего свою Родину. Я с особым удовольствием всегда читал выдержки в русском переводе из статей армянских газет, где воздавалась честь Андранику как национальному герою, всегда храбро несшему свою голову для осуществлению национальных идеалов в борьбе с вековым врагом Армении". Другой, не менее известный, русский генерал Юденич сказал об Андранике, что тот "до безумия храбр". За личное мужество и успехи армянской дружины в боях на Кавказском фронте в 1915-1916 гг. Андраник Сасунский был награжден Георгиевской медалью IV степени, Георгиевским крестом IV и III степени, орденами Св. Станислава II степени с мечами и Св. Владимира IV степени. По признанию Чернозубова, "успехи русской армии у Ашнака, Вруш-Хорана, Ханика, Котура, Сарая, Молла-Гасана, Беленджика и Гаратели в значительной степени связаны с боевыми действиями 1-й армянской дружины, во главе которой всегда находился Андраник - храбрый, опытный начальник, прекрасно понимавший обстановку боя, он был всегда во главе дружины и пользовался большим авторитетом среди добровольцев. Дружина под начальством Андраника доблестно участвовала в бою под Муханджиком (Дильман) 15-18 апреля 1915 г., в котором Кавказ был спасен от вражеского нашествия". Тогда Андраник Сасунский еще не предполагал, что спустя несколько лет ему, командиру 1-й армянской дивизии, придется еще раз спасать от турецкого нашествия Кавказ, на этот раз, можно сказать, единолично.

30 января 1918 г. турецкие войска под командованием Мехмеда Вахиб-паши приступили к крупномасштабным операциям на Эрзерумском, Ванском и Приморском направлениях: 30 января они заняли Эрзинджан, 11 февраля - Трапезунд, 14 апреля без боя вошли в Батум и стали продвигаться к Сухуму. 25 апреля пал Карс, 15 мая - Александрополь. Дивизия Андраника Сасунского была лишена возможности маневрировать, ибо ведя тяжелые оборонительные бои на Эрзерумском направлении, прикрывала отступление сотен тысяч армянских, греческих и ассирийских беженцев, уцелевших в 1915 г., над которыми снова нависла страшная угроза после отступления русских из Анатолии. Опасность захвата турками большей части Кавказа и повторения геноцида в Восточной Армении казалась почти неизбежной. Однако 16-18 мая 1918 г. у поселка Воронцовка дивизия Андраника неимоверными усилиями сдержала османские войска и их приспешников. И хотя некоторым группам неприятеля удалось на 20-25 км подойти к Тифлису, основная масса их была остановлена и отброшена назад. Перехватив инициативу у врага, генерал ведет бои на Караклиском направлении. В развернувшейся 25-28 мая 1918 г. Лорийской битве, во многом оказавшейся судьбоносной не только для Армении, но и Кавказа в целом, Андраник Сасунский сорвал на Дилижанском направлении генеральное наступление турецких войск, пытавшихся через Дилижан выйти к Баку и продвинуться к Дагестану и Чечне. В результате понесенного поражения турецкое командование было вынуждено отдать приказ оставить большую часть горного Лорийского края.

В начале июня 1918 г. армянская дивизия вступила в Ноно-Баязет, затем по Селимскому перевалу через Даралагяз-Шарур в Нахичевань. Вскоре были заняты Джульфа и Битлис. 14 июня Андраник издал приказ, в котором отмечалось, что его войска подчиняются центральному Российскому правительству, а Нахичевань объявлялась неотделимой частью России. Генерал Андраник отправил также телеграмму чрезвычайному комиссару по делам Кавказа и председателю Бакинского Совнаркома Шаумяну, в которой выразил готовность оказать помощь Бакинской коммуне, оборонявшейся от наступавших на Баку турецких войск. По этому поводу генерал Андраник сказал: "Я послал эту телеграмму, чтобы известить московское правительство о том, что я, моя армия честно преданы русским". Здесь также проявилась византистская позиция генерала, заключавшаяся в стремлении всеми силами сохранить целостность России. Главной стратегической установкой турецкого командования летом 1918 г. стал захват Баку с дальнейшим продвижением на Дагестан и выход за пределы Кавказа в сторону Поволжья и Закаспия. Турки наступали на Баку по линиям: Батум-Тифлис-Казах; Дилижан-Казах-Евлах; Александрополь-Нахичевань-Шуша-Евлах и Нахичевань-Шуша-Баку. Еще весной 1918 г. турецкие войска оккупировали северную часть персидской территории, создавая плацдарм для развития наступления на Баку. Захватив, в частности, иранские города Маку, Салмас, Тебриз, Сараб, Ардебиль и Хой, турки намеревались через железную дорогу Александрополь-Джульфа перебросить в Персию новые войска для наступления на Баку. Но в Нахичевани отряды Андраника Сасунского перерезали железнодорожный путь, а в Джульфе захватили турецкий гарнизон. В районе Хоя сасунские формирования нанесли внезапный удар в тыл расположенной в Северо-западном Иране турецкой армии, заставивший турок остановить наступление на Баку и перебросить против Андраника значительные силы. Бои в Хое продолжались несколько дней. Турки понесли огромные потери, однако постоянно прибывавшие к ним подкрепления создали угрозу окружения армянской дивизии. В этих условиях Андраник Сасунский вынужден был оставить Хой и, прорвав цепь окружения, отступить в район Джульфа-Баку. Затем под напором численно превосходящих турецких войск генерал Андраник был вынужден оставить Нахичевань и перебраться в Горный Зангезур, имея целью через Нагорный Карабах прорваться к Баку и преградить дорогу наступающей турецкой армии. Андраник Сасунский сыграл огромную роль в защите Зангезура, оказавшегося маленьким островком в Закавказье, куда так и не удалось проникнуть турецким оккупантам. В ходе боев до 40% турецких войск на Кавказе было брошено в Зангезур против Андраника. Когда лидеры новообразованных кавказских республик в страхе перед турецким нашествием еще в январе 1918 г. обратились к турецкому правительству, выражая готовность сесть за стол переговоров, то в ответ услышали, что Турцию их мнение не интересует, ее волнует лишь то, что думает по этому поводу генерал Андраник. Что было вполне логично, ибо именно войска Андраника Сасунского оставались основным препятствием к покорению турками Кавказа, а непреклонность генерала и его преданность идее византизма ни у кого не вызывали сомнений. Этой идее генерал оставался верен всю свою жизнь.

В 1919 г. он писал, что "никакое государство, будь то Англия, Франция или Америка, кто бы ни был, не должно сопротивляться продвижению России на юг, а со стороны народов Закавказья не должно быть ни одного выстрела против России в защиту западных государств". Характерной чертой деятельности Андраника было гуманное отношение к мирным жителям не зависимо от их этнической и религиозной принадлежности. Заботясь о безоружных жителях, генерал всегда проявлял завидную предусмотрительность. Героическое сопротивление сасунской дивизии не только спасло от уничтожения массы православных и восточно-православных народов, но и предотвратило дальнейший распад теперь уже советской России, а это говорит о том, что по степени своей исторической значимости роль личности Андраника Сасунского, сохранившего в боях идею византизма и передавшего потомкам, даже превосходит роль его легендарного земляка Давида Сасунского. Столкнувшись с предательством со стороны союзников по Антанте и большевиков, сполна воспользовавшихся плодами героической борьбы Андраника для закрепления на Кавказе, генерал вынужден был эмигрировать за границу. Находясь проездом в Тифлисе, он сказал: "Я никогда в своей жизни не стремился к личному счастью и благополучию. Я постоянно стремился только к одному и боролся только за одно - за свободу и благополучие своего родного народа. Я не ищу признания своих заслуг и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь". Эту службу Андраник продолжил и в эмиграции.

В декабре 1919 г. американская газета "Вашингтон Пост" писала: "Генерал Андраник стоит на самой вершине армянского героизма. Армяне всюду его встречают с ликованием. Они с большим вниманием и восхищением прислушиваются к каждому его слову. А ему, этому воину, который после крушения Царской России вел неравные бои с турецкой армией, есть о чем говорить. Ныне его слова также остры, как была остра его сабля". Проживая в США, Андраник Сасунский продолжал выступать за сохранение целостности Советского Союза именно потому, что верил в возрождение России, в ту византистскую идею, которой посвятил всю свою жизнь. Именно Андранику принадлежат сказанные в 1918 г., но ничуть не потерявшие своей актуальности и сегодня, слова: "Мне больно, когда вы думаете, будто Россия распалась, умерщвлена раздорами и не очнется раньше, чем через пятьдесят лет. Но вам следовало бы помнить, что стапятидесятимиллионный здоровый, обладающий богатыми потенциальными возможностями народ не может умереть, он жив".

Андраник умер 31 августа 1927 г. в г. Фрезно (США). В январе 1928 г. его останки были перенесены в Париж и захоронены на кладбище Пер-Лашез. Если ратный подвиг Андраника-военачальника уже изучен, то наследие Андраника - идеолога византизма еще нуждается в глубоком осмыслении. Сегодня этот вопрос стоит как никогда актуально. Мы становимся свидетелями возрождения византизма среди буквально всех православных и восточно-православных народов во главе с Россией - абхазов, армян, ассирийцев, белорусов, болгар, греков, грузин, езидов, коптов, малобарцев, молдаван, осетин, румын, сербов, сирийцев, словаков, украинцев, черногорцев, эфиопов. Византизм для принадлежащих к византийскому ареалу православных и восточно-православных народов - это возвращение к своим духовным истокам, к тому, что позволило каждому из них сделать свой неповторимый вклад в копилку мировой цивилизации и при всем этом всем вместе создать единый культурно-исторический тип, обладающий уникальными возможностями духовного и материального созидания. Но византизм в нынешних условиях глобальной экспансии атлантизма и геополитической катастрофы установления однополярного мира - это еще и необходимая как воздух стратегия и, даже более того, философия выживания, без принятия которой под вопросом оказывается не только завтрашнее существование наших народов, но во многом теряет непреходящую ценность и тот великий вклад, который внесла византийская цивилизация в сокровищницу мировой культуры. Следовательно, речь идет уже не только о судьбах православных народов, но о судьбах всего человечества.  

Статья была впервые опубликована в альманахе "Третий Рим" в 1999 г.

Адрес статьи: http://www.rons.ru/andranik.htm

Спасибо, Monte

 

 
Copyright 2005. Alsari.