Рефераты. Значение и экономическая обусловленность финансов РФ в условиях рыночной экономики

Далее, анализ динамики процентных ставок денежного рынка в октябре 2005года – октябре 2006 года


Рис. 2.1. Динамика процентных ставок денежного рынка в октябре 2005года – октябре 2006 года

Итак, анализируя рисунок 2.1. можно сказать, что средневзвешенная ставка по прямому РЕПО по состоянию на 2005 год составила 6% годовых и  в 2006 году осталась неизменной. Ставка МИАКР по однодневным рублевым межбанковским кредитам в 2005 году составила 6,9% годовых, а в 2006 году -10% годовых, произошло увеличение. Ставка по кредитам «овернайт» в 2005 году составила 12% годовых, а в 206 году –11%, т. е. произошло уменьшение ставки. Средневзвешенная ставка по депозитам Банка России в 2005 году составила 1% годовых, а в 2006 году – 2,2 %, произошло увеличение ставки. Доходность по ГКО-ОФЗ (до 90 дн.) в 2005 году составила 5% годовых, а в 206 году – 4%, т. е. произошло уменьшение ставки.

Исследование и сравнение структуры денежной базы в широком определении по состоянию на 1.11.2006 года



Рис. 2.2. Структура денежной базы в широком определении по состоянию на 1.11.2006 года

Итак, рассматривая рисунок 2.2. можно сказать, что  наибольшую долю занимают наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций  - 76,61%, а самую наименьшую долю в структуре занимают средства резервирования по валютным операциям, внесенные Банком России – 0,01 %.


3. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТ РФ


3.1 СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Финансовые отношения - отношения по образованию, распределению и перераспределению денежных средств.

Из признаков финансов следует, что финансовые отношения имеют распределительный характер, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование [19]. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

1. Финансы предприятий, организаций, учреждений.

Выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для: выполнения обязательств перед финансово-банковской сферой; финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих [18].

Денежные отношения, составляющие основу финансов предприятий, организаций, учреждений, можно классифицировать по следующим видам:

a). В отраслях материального производства

- связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного значения - уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие – потребительских;

- возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен. Здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).

б). В отраслях нематериального производства

- отрасль или само учреждение (организация) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.;

- между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования, в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения;

- между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.;

- денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непосредственной сферы [3].

Финансы предприятий, организаций, учреждений как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В состав финансов предприятий, организаций, учреждений входят:

a). Финансы коммерческих предприятий - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях социально-рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета [19].

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли достаточного для продолжения хозяйствования уровня доходности.

Специфика коммерческого расчета:

- субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

- предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

- субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств.- в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством [21].

б). Финансы некоммерческих учреждений. Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

- бюджетные средства;

- внебюджетные государственные фонды;

- средства населения;

- денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами.

- выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

- выручка от сдачи имущества в аренду;

- доходы от подготовки кадров (переподготовка, повышение квалификации, и др.)

в). Финансы общественных организаций включают в себя:

- финансы общественных, в том числе профорганизаций;

- финансы политических и общественных движений;

- финансы специальных целевых фондов;

- финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание финансовых общественных организаций включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

- денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, с оказанием материальной помощи и пр.;

- денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечислиться в фонды общественных организаций;

- денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

- денежные отношения между вышестоящими и нижестоящими структурами общественных организаций;

- денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно-хозяйственными структурами;

Финансово-хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает два способа использования финансовых ресурсов:

- самоокупаемость;

- сметное финансирование [19].

2). Финансы страхования.

         Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев [23].

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

- социальное страхование (все методы);

- личное страхование;

- имущественное страхование;

- страхование ответственности.

- страхование предпринимательских рисков [9].

3). Государственные финансы.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления [5].

Государственные финансы включают в себя:

1. Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

2. Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов [4].

Источники формирования:

- специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;

- субсидии из бюджета;

- дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

- добровольные взносы и пожертвования.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и современное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений [6].

3. Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов [21].


3.2 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


3 апреля 2006 года  состоялось расширенное заседание коллегии Министерства финансов Российской Федерации «Об итогах исполнения федерального бюджета в 2005 году и задачах органов финансовой системы на 2006 год».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.