С начала века (т.е. момента зарождения теории управления) и до 60-х
годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря,
руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий,
а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы
рассматривалась с точки зрения закрытой системы.
На таких предприятиях до настоящего времени базировалась управленческая
деятельность и в нашей стране.
Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом
наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению
возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом
обусловлена внешней средой.
С другой стороны, как это видно в таб. 1.1 имеет место эволюция и в
другом направлении – от рационального фактора к социальному. Рациональный
(можно назвать – механический ) фактор имеет в виду достижение конкретных целей
– прежде всего максимизацию прибыли. Исходя из этого построена вся работа
организации.
Закрытая система
Открытая система
Фактор
рациональности
1.
1900-1930
Вебер
Тейлор
3.
1960-1970
Чандлер
Лоуренс
Лорш
Фактор
социальный
2.
1930-1960
Мэйо и др.
Барнард
Селзинк
4.
1970 – по
настоящее время
Уэйк
Марч
Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того,
что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и
целей фирмы с интересами исполнителей, т.е. рабочих и служащих, что, в свою
очередь, привело к смещению рационализма в сторону ориентации на человеческий
фактор.
3. Классическая школа управления.
Основателем классической школы управления считается Фредерик Уинслоу
Тейлор. До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип
«пряника» - сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу
19 – началу 20 века исчерпал себя.
С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой
примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который
«предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые
заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с
пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет,
измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора исполнитель был не в
состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это
постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в
решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо
и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.
Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. Отдельные
движения были им прохронометрированны, а рабочий день расписан по секундам.
Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному
определению возможности всего в результате рационализации самой работы и, в
частности введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.
Например, высококвалифицированный грузчик, переносящий в течение
рабочего дня 12,5 тонны груза, используя методику, предложенную Ф. Тейлором,
переносил груз общим весом 47 тонн. Причем, как показал хронометраж, рабочий
работал лишь 26 минут каждого часа рабочего времени, а отдыхал 34 минуты, т. е.
Больше половины рабочего времени, что позволяло ему меньше уставать.
Таким образом, Тейлор на практике в ряде случаев отыскал тот объем
работы, соответствующим образом выполняя который рабочий наиболее рационально
может отдавать свою рабочую силу в течение длительного времени.
Теоретические работы Тейлора были обоснованы немецким социологом Максов
Вебером, который и выдвинул предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный
соответствующими (разработанными Тейлором) правилами, является наиболее
эффективным методом работы.
Расчленение выполняемой работы на отдельные составные элементы –
движения должны быть, согласно теории Тейлора-Вебера, подвергнуты жесткой
регламентации и контролю.
Типичным для классической школы является пример исследований Френка и
Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и
кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки,
рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.