Рефераты. Западное инвестирование в экономику России

стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей

инвестиционную      деятельность.      Основу       национального

законодательства об иноинвестициях составляют правовые  гарантии,

непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс.

Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов  принимающих

стран  и  иностранных  инвесторов.  Другими  словами, иностранная

частная собственность  - инвестиции  - как  бы приравниваются  по

правовому  положению   к  частной   собственности   отечественных

инвесторов.

    Однако, для взаимовыгодных  отношений это недостаточно.  Ведь

иноинвесторам   приходится   нести   дополнительные   расходы  на

транспорт,   связь   и   многое   другое.   Поэтому  национальное

законодательство принимающих стран предусматривают предоставление

иностранным  инвесторам   льгот  и   привилегий  (   в  отношении

налогообложения, таможенных пошдин, и др.)

    В   настоящее   время    основным   законодательным    актом,

регулирующим   деятельность   по   иностранному   инвестированию,

является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях

в РСФСР". Статья 6  Закона указывает, что иностранные  инвестиции

на территории РФ пользуются  полной правовой защитой, а  статья 7

декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно  закону,

иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или

конфискации   кроме   как   в   исключительных,   предусмотренных

законодательством случаях. При  этом иностранные инвесторы  имеют

право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы  платят

в соответствии с законами РФ.

     Предусмотрены  некоторые  льготы  совместным  предприятиям с

иностранными  инвестициями  -  право  без лицензии экспортировать

продукцию и импортировать товары для собственных нужд,  оставлять

валютную выручку полностью в своем распоряжении.

    До  недавнего  времени  большая  проблема  было  связана   со

взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые

практически  не  имели  никаких  преимуществ  перед   российскими

инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать

размеры  своих  инвестиционных  программ  на  величину  взимаемых

пошлин и  налогов. Но  25 января  подписан Указ  Президента РФ "О

дополнительных  мерах  по  привлечению  иностранных  инвестиций в

отрасли  материального  производства  РФ"  В  качестве  таких мер

установлено  снижение  в  2   раза  таможенных  пошлин  на   ввоз

иностранных  товаров,  если  ввозящие  их  иностранные   компании

являются  учредителями  предприятий  по  производству аналогичных

товаров  и   осуществляют  прямые   капиталовложения  в   отрасли

материального производства РФ.  Тоже относится к  налогообложению

компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10

млн  $),  оно  приравнено  фактически  к  налогообложению   малых

предприятий; инвесторы  освобождены от  таможенных пошлин,  НДС и

акцизов при поставке  оборудования для действующих  предприятий и

при вкладе их в уставной капитал.

    Но   все    равно,   законодательная    база,    регулирующая

иноинвестиции, не доработана. Так, все бизнесмены мира ведут свое

дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться

указами, распоряжениями,  постановлениями и  другими нормативными

документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются,

разъясняются,  что  затрудняет  реализацию  любых   экономических

программ.


               3. Психологическая проблема

                  привлечения инокапитала


     Следует  учитывать  еще  одну  проблему,  связанную скорее с

психологическими,   чем   экономическими   факторами,   мешающими

привлечению   капитала.    Это    психологическое    несовпадение

возможностей инвестора и  заказчика, которое кроется  в различной

их  нравственной  организации,  разном  восприятии  хозяйственных

процессов и  представления о  них. Умственная  неорганизованность

представителей российского малого и среднего бизнеса  проявляется

в   бессистемности   хозяйственного   мышления,  маловариантности

представлений     о      развитии     хозяйственных      событий,

безответственности  и  пассивности.  Все  это  не   соответствует

психологическому поведению  зарубежных инвесторов,  их постоянной

нацеленности  на  системное  решение  хозяйственных задач, умению

дифференцировать  экономические  процессы  по  значимости  и т.д.

Несовпадение  менталитетов  и   уровней  экономической   культуры

российских и зарубежных  инвесторов препятствует реализации  ряда

инвестиционных программ.

    Большим барьером реализации инвестиционных программ  является

проявление  иждивенчества  в  различных  формах.  Иностранные   и

российские  партнеры   по-разному  понимают   роль  и    значение

инвестиционного бизнеса. Одни -   как способ заработать  трудовые

деньги, другие - как дармовую возможность их тратить.  Российские

заказчики  нередко  предлагают  для  инвестирования  случайные  и

бесперспективные  проекты,  стремятся   прежде  всего   залатать

собственные производственные и финансовые дыры за счет зарубежных

средств. Зарубежные же  инвесторы скрупулезно разрабатывают  свои

бизнес-планы  для  сфер  помещения  своих  капиталов,   тщательно

подсчитывают экономическую  эффективность капитальных  вложений и

ищут пути сокращения сроков их окупаемости.

    Таким образом, эта проблема заключается в несовпадении  целей

и  непонимании  инвестиционных  программ  иностранных  инвесторов

российскими, а российских  инвесторов - иностранными,  их разными

менталитетами.



              4.  Перестройка фондового рынка.


    Одно   из   условий   инвестиций   в   России  (прежде  всего

зарубежных)  - понятная  и работающая структура фондового  рынка,

жесткие правила  игры для  его участников.   В июле  Россия  была

принята в международную ассоциацию по регулированию рынка  ценных

бумаг  (РЦБ).   Весьма  активна  Федеральная  комиссия  по ценным

бумагам и  биржам,   которая   вырабатывает стандарты,  создает и

поддерживает инфраструктуру фондовой торговли.  В этом ее  главное

отличие от западных,   где подобные комиссии ограничиваются  лишь

контролем за соблюдением соответствующего законодательства.

    При   комиссии    учрежден   экспертный    совет.    Налажено

взаимодействие   с   саморегулирующимися   организациями   РЦБ  в

регионах  и  Центре.  Прежде всего с Профессиональной ассоциацией

участников фондового рынка  (ПАУ- ФОР) и  др.  Цель:   объединить

усилия государства, коммерческих структур, банков,   финансовых

компаний  и  инвестиционных  фондов  в  развитии  РЦБ, разработке

необходимой нормативной базы.

    Многое уже сделано.  Разрабатывается закон о  ценных бумагах,

который может быть принят  до конца  1995   г.,  об   акционерных

обществах   (прошел   первое   чтение   в   Госдуме),    акты  по

регулированию  инвестиционных   рисков.    Необходимо   утвердить

стандарты   и   правила     лицензирования   для   регистраторов,

перерегистраторов,   инвесторов,  фондовой  торговли  (в   первую

очередь твердых котировок).  Планируется принять новые  документы

по  проспектам  эмиссии   (приближенные  к западным  требованиям,

чтобы иноинвесторы могли  лучше ориентироваться). Ввести  жесткие

санкции против  АО, нарушающих  права акционеров.  Всего в  целом

одобрены 13 из 16 подготовленных нормативных актов.

    В июле  в  России  был принят указ о создании паевых  фондов,

что  позволит,  как  надеются  в  ФКЦБ, привлечь к инвестициям не

только зарубежный, но и российский капитал, сбережения населения.

Сегодня у  него на  руках около  20 млрд.  долл. и примерно 70-80

трлн. руб. По расчетам комиссии, примерно 10% от этих сумм  могут

быть быстро пущены на капвложения с помощью паевых фондов.

    Попытка объединить в  финансовых программах ресурсы  граждан,

отечественных и  заграничных   институциональных   инвесторов  (а

подобные  фонды   тоже   могут    выпускать  ценные   бумаги)   -

качественно новый  шаг в  развитии РЦБ  в России.  Дополнительный

фактор  его  прозрачности,  надежности,  ликвидности.  Причем  не

устанавливается  никаких  ограничений  для  иностранцев,  которым

разрешается даже возглавлять паевые фонды.

    Быстрыми  темпами  достраивается  инфраструктура.    Расчеты,

клиринг,  депозитарий,  как  считают  в  комиссии,  тоже   должны

соответствовать   международным   нормам.     Уже      существует

электронная биржа,  некий  аналог американской НАСДАК, к  которой

присоединились  регионы.  Сейчас  отрабатываются  правила торгов.

Внебиржевой рынок в Москве переходит на эту систему.

    Прошли те   времена,  когда   клиринг  на  столичных фондовых

биржах сводился  к вываливанию  на столы  мешков денег,  которыми

расплачивались за ваучеры  по  текущему курсу.  С тех пор  утекло

немало  воды  в  Москве-реке.  В  1994  г.   создана  депозитно -

клиринговая компания  (ДКК).   В нее входят крупные российские  и

зарубежные  банки,    брокерские,  инвестиционные  и   финансовые

компании. Расширяется система  регистраторов, в первую  очередь в

провинции.

    Многих зарубежных  инвесторов отпугивает  слабость российской

правовой  системы,  невозможность  добиться  исполнения  судебных

решений.  Теперь в  административный и уголовный кодексы  внесены

необходимые изменения. В том числе наказания за нарушения на РЦБ,

развитие   которого   в   1994-1995   гг.     далеко    опередило

нормотворчество. Наиболее  типичны злоупотребления  руководителей

АО,  конфликты  с  пайщиками,  размывание  акционерного  капитала

дополнительными   эмиссиями   для   перераспределения   контроля,

искажение, сокрытие  информации. Не  привлекает и  стратегических

инвесторов  и  слишком  большая  доля  частных  лиц в акционерных

капиталах,  которые  из-за  этого  слишком  распылены, что сильно

затрудняет принятие решений и управление АО.

    Событием  для  России   стало  недавнее  введение   института

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.