Рефераты. Холдинг компании и финансово-промышленные группы в России и за рубежом

По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслевой промышленности, модернизация производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.) государственные холдинги осуществляют свою деятельность в различных отраслях через субхолдинги, управляющие акционерными компаниями отдельных отраслей. В современных условиях на передний край выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно-государственные структуры.







 Нормативное регулирование деятельности ФПГ



Финансово-Промышленные Группы – активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ – это “ совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”

Участниками финансово-промышленной группы признаются  юридические лица, подписавшие договор о  создании  финансово-промышленной  группы,  и учрежденная  ими  центральная  компания   финансово-промышленной   группы, либо  основное  и  дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные,  за  исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди  участников  финансово-промышленной   группы   обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг,  а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и  предприятия  могут  входить  в состав финансово-промышленной группы  только  вместе  со  своим  основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы  могут  входить инвестиционные институты,  негосударственные  пенсионные  и  иные  фонды,

страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников  которых  имеются юридические лица, находящиеся под  юрисдикцией  государств  -  участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения  на территории указанных государств  либо  осуществляющие  на  их  территории капитальные    вложения,     регистрируются     как     транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на  основе  межправительственного  соглашения  ей  присваивается   статус межгосударственной   (международной)    финансово-промышленной    группы.

Для участников межгосударственной  финансово-промышленной  группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями  на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет    управляющих    финансово-промышленной     группы,     включающий представителей всех ее участников.

Направление    участником    финансово-промышленной     группы представителя в состав совета управляющих  финансово-промышленной  группы осуществляется  решением  компетентного   органа   управления   участника финансово-промышленной группы.

Компетенция  совета  управляющих  финансово-промышленной  группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная  компания  финансово-промышленной  группы   является юридическим лицом, учрежденным  всеми  участниками  договора  о  создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним  основным обществом и уполномоченным в силу закона  или  договора  на  ведение  дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы,  как  правило, является  инвестиционным  институтом.  Допускается  создание  центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания  финансово-промышленной  группы  в  случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

·     выступает  от  имени  участников  финансово-промышленной  группы   в отношениях, связанных с созданием и деятельностью  финансово-промышленной группы;

·     ведет  сводные  (консолидированные)  учет,   отчетность   и   баланс финансово-промышленной группы;

·     готовит  ежегодный  отчет  о   деятельности   финансово-промышленной группы;

·     выполняет  в  интересах  участников  финансово-промышленной  группы отдельные  банковские  операции  в   соответствии   с    Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

     Иные виды деятельности центральной  компании  финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной  группы  устанавливаются  ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной  группы, участники финансово-промышленной группы,  занятые  в  сфере  производства товаров,   услуг,   могут   быть   признаны   консолидированной   группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По  обязательствам   центральной   компании   финансово-промышленной группы,    возникшим    в    результате    участия     в     деятельности финансово-промышленной группы,  участники  финансово-промышленной  группы несут солидарную ответственность.

     Особенности  исполнения   солидарной   обязанности   устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами      государственной      поддержки      деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по  решению  Правительства Российской Федерации, являются:

·     зачет задолженности участника финансово-промышленной  группы,  акции которого  реализуются  на  инвестиционных  конкурсах  (торгах),  в  объем предусмотренных условиями инвестиционных  конкурсов  (торгов)  инвестиций для покупателя  -  центральной  компании  той  же  финансово-промышленной группы;

·     предоставление  участникам   финансово-промышленной   группы   права самостоятельно определять сроки  амортизации  оборудования  и  накопления амортизационных  отчислений  с   направлением   полученных   средств   на деятельность финансово-промышленной группы;

·     передача   в   доверительное   управление    центральной    компании финансово-промышленной  группы  временно  закрепленных  за   государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

·     предоставление государственных гарантий для  привлечения  различного рода инвестиций;

·     предоставление инвестиционных кредитов и иной  финансовой   поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Центральным банком Российской Федерации могут быть  предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы,  осуществляющим  в  ней инвестиционную  деятельность,  льготы,  предусматривающие  снижение  норм обязательного  резервирования,  изменение  других  нормативов   в   целях повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после окончания финансового  года  центральная компания  финансово-промышленной  группы  представляет  всем   участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы  по  форме,  устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет  составляется   по   результатам   проверки   деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская  проверка  проводится  за  счет  средств  центральной компании финансово-промышленной группы.

 Проблемы функционирования ФПГ

Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становле­ние сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.

Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инве­стиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости нало­говой политики.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при обра­зовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого това­рищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокуп­ность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридичес­кого лица (центральной компании).

Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с уже зарегистриро­ванной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.

Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех слу­чаях, кроме образования группы по холдинговому принципу.

Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета - один голос, на Общем собрании центральной ком­пании - голосование идет пакетами обыкновенных акций.

Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности ФПГ представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о ФПГ) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразрабо­танностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, свя­занных с внутренним оборотом группы.

Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их соб­ственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса эконо­мической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходи­мость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без госу­дарственных гарантий.

Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных ФПГ необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению выше­перечисленных проблем.

           




Литература:

1.    Мильнер Б.З.  Теория организации: Уч. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.—648с.

2.    Экономика предприятия: Уч./ под ред. А.Е.Карлика. – М.: ИНФРА-М, 2004г. – 432с.

3.   Псарева   Холдинговые отношения: теор. И методич. Аспекты. – М.: Высшее образование и Наука, 2003г. – 304с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.