Существуют также т.н.
секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант",
"гармонизация торговли химическими товарами", "информационные
технологии"), в которых на добровольный основе участвует лишь часть
стран-членов ВТО (в основном это развитые государства).
Пакет документов
Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по
совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и
тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО
постоянно эволюционирует и в ее деятельность включаются новые актуальные
вопросы.
Высшим органом ВТО
является Министерская конференция, объединяющая представителей всех
участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два
года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам,
связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности,
было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных
технологий (ИТА). Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились
основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о
подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).
Третья Министерская
конференция состоялась 30.11-03.12.1999г. в Сиэтле
(США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации
соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП.
Планировалось начать переговоры прежде всего по "встроенной повестке
дня" (сельское хозяйство, торговля услугами), а также подготовить
рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих
Конференций, в т.ч. возможному включению в будущие переговоры новых сфер.
Формально в Сиэтле не
удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка
раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных
противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в
частности, между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами.
Также имелись значительные разногласия между ведущими игроками ВТО – группы
“квадро” (ЕС, США, Япония, Канада), включая несовпадение их стратегических
интересов по проведению нового раунда.