Рефераты. Всемирная Торговая Организация

Продолжительность отдельных переходных периодов будет обосновываться сроками, необходимыми для приведения российского законодательства, международных соглашений Российской в соответствие с обязательствам перед ВТО.

Характеризуя современный этап переговоров, необходимо отметить, что к началу 2000 г. Россия представила на переговоры все основополагающие документы для двусторонних и многосторонних переговоров (по тарифам, сельскому хозяйству, услугам). Ведутся переговоры об условиях присоединения по основным Соглашениям ВТО, продолжается работа по приведению в соответствие российского законодательства с нормативными требованиями Соглашений ВТО.

Вместе с тем, необходимо учитывать что реальные сроки интеграции России в мировое хозяйство, включая эффективную реализацию преимуществ членства в ВТО, будет определяться прежде всего перспективами развития российской экономики в целом.

Это означает необходимость преодоления внутреннего экономического кризиса и завершения реформ, и только тогда российская экономика в результате структурной перестройки сможет на равных конкурировать с развитыми странами.

Для России членство в этой организации не является самоцелью. Оно будет иметь смысл только в том случае, если международный торговый режим для страны улучшится по сравнению с нынешними условиями. В зависимости от этого предстоит взять и встречные обязательства по доступу на свой рынок. Именно в поиске разумных компромиссов в этих вопросах и состоит одна из главных задач переговоров. Этим и будет определяться срок их завершения.

1.4. Положительные моменты от участия России в ВТО

Присоединяясь к ВТО, Россия, получает выход в унифицированное правовое пространство, международно-правовую защиту в других государствах, получая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российской стороной. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических связей.

Но в действительности экономический эффект от либерализации мировой торговли и участия стран в ГАТТ/ВТО является несравненно более высоким, так как за прошедшее, после образования ГАТТ, время коренным образом изменились представления о международной торговле у стран-участниц. Теперь они находятся под гарантией неприменения к ним дискриминационных правил во внешней торговле.

Членство в ВТО постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее работе по своим последствиям может, видимо, сравниться с неучастием в деятельности такой международной организации, как ООН. Подавляющая часть мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации. Таким образом, Россия не может оставаться вне Всемирной Торговой Организации.

В стратегическом плане, присоединение России к ВТО необходимо и означает присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Тот факт, что Россия смогла начать переговоры со странами Запада об условиях присоединения к ВТО говорит о том, что наша страна перешла в качественно иное состояние: из страны с командной экономикой мы превратились в государство с достаточно открытой для внешнего мира системой хозяйствования. И степень этой открытости достаточно высока, так как с нами согласились вести переговоры все ведущие экономически развитые государства.

Но, присоединение к ВТО - это комплекс взаимных уступок. Здесь перед Россией стоит задача определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную и экономическую безопасность и суметь отстоять их в ходе переговоров.

Присоединение России к ВТО и связанная с этим дальнейшая либерализация внешней торговли еще шире откроет российский рынок потоку иностранных товаров. Ужесточение конкуренции с большой долей вероятности приведет к банкротству ряда российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию. При этом капиталы, рабочая сила, другие ресурсы согласно экономической теории должны мобильно перемещаться в благополучные сектора экономики. Однако, реальная отечественная экономика резко отличается от такой идеальной модели. Перераспределение ресурсов может вызвать целый ряд крайне болезненных проблем, решение которых потребует дополнительных затрат, в том числе на модернизацию производства или на развитие альтернативных производств, на восстановление занятости населения, на социальное обеспечение людей, лишенных работы, на программы переобучения.

Таким образом, процесс адаптации отечественных предприятий не будет легким (не следует забывать, что многие из них все еще находятся в состоянии упадка или депрессии). С другой стороны, когда речь будет идти о промышленной политике поле присоединения России к ВТО, надо помнить, что наша страна располагает богатыми природными ресурсами, солидной научно-технической базой, оригинальными технологиями, квалифицированными кадрами. И, в принципе, она способна собственными силами обеспечить внутренний рынок недостающими видами сырья и материалов, технологическим оборудованием, товарами потребительского спроса. Вопрос в другом -ценой какого времени, каких затрат и издержек? Поэтому путь импортозамещения и самообеспеченности промышленными и сельскохозяйственными товарами - не самый эффективный. Да, по этому пути шли некоторые страны, которые в настоящий момент достигли значительных высот в своем развитии (к примеру послевоенная Япония ). Но при этом все эти страны находились в то время на стадии индустриализации. Россия эту стадию явно миновала. Ныне большинство стран избирают путь, рассчитанный на активное включение в международное промышленное разделение труда и развитие экспортных производств.

Присоединение России к ВТО должно обеспечить улучшение условий торговли для отечественных производителей товаров и услуг, что связано с приобретением российскими производителями некоторых прав и преимуществ в международном обмене, в частности, связанных с созданием условий предсказуемости доступа российских производителей на внешние рынки, устранением торговой дискриминации и обретением международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.

Вместе с тем, обязательства, которые принимает на себя Россия при вступлении в ВТО, потребует реализации подготовительных мероприятий, регламентирующих в переходном периоде доступ на отечественный рынок иностранных товаров и услуг. В частности потребуется время на решение следующих основных вопросов:

1. Отладка эффективного механизма приема и использования иностранной помощи и инвестиций с реализацией имеющихся конкурентных преимуществ России и принятие нормативных документов для развития механизма страхования иностранных и отечественных инвесторов;

2. Налаживание тесного сотрудничества с крупными и надежными международными торговыми и консалтинговыми фирмами;

3. Внедрение системы конкурсного размещения заказов на производство высокотехнологичной продукции, установление жестких, приближенных к мировым, стандартам при её приёмке, развитие и отладка системы сертификации экспортной продукции на базе мировых стандартов;

4. Повышение экономической эффективности от реализации продукции в результате вхождения российской системы менеджмента в глобальные сети транснациональных компаний на рынке готовых изделий и соответствующей промежуточной продукции;

5. Государственная защита интеллектуальной собственности российских товаропроизводителей на внешних рынках, в том числе и субсидирование их затрат на патентование своих изобретений за рубежом.

Так как присоединение к ВТО предполагает принятие Россией юридически обязывающих международных правил мировой торговли, принципиальное значение принимает вопрос обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО. Вместе с тем, следует отметить, что один из основных принципов ВТО - принцип наибольшего благоприятствования - зафиксирован во многих двухсторонних соглашениях России с другими странами-членами ВТО. Поэтому таможенно-тарифное обложение российских товаров за рубежом в результате присоединения России к ВТО существенно не изменится. Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах между Россией и ЕС, вступившее в силу с 1 февраля 1996 года, предусматривает соблюдение большинства принципов ВТО в сфере товарной торговли. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС должно узаконить применение ряда принципов ВТО также в сферах торговли товарами и защиты прав интеллектуальной собственности. Также, в соответствии с договором к Энергетической Хартии на Россию распространяется ряд положений ГАТТ-47 (без дополнений ГАТТ-94) в сфере торговли энергоносителями.

Таким образом, Россия на основе действующих или находящихся в заключительной стадии ратификации соглашений уже пользуется рядом прав, которыми обладают страны-участницы ВТО.

Наиболее проблемной сферой законотворчества, связанного с присоединением России ВТО, является региональное законодательство. Так как зачастую законы, принимаемые в регионах, не проходят регистрацию и анализ в Минюсте России и противоречат не только международным правилам, но и Российской Конституции. При этом, во избежание неясностей и произвольного толкования законов, принятых в соответствии с требованиями ВТО, необходимо в максимальной степени закрепить эти требования к внешнеэкономическому регулированию в законах прямого действия. Но в то же время, эти нормы должны обеспечивать эффективную защиту национальных интересов России. Необходимо добиться транспарентности отечественного законодательства, то есть все нормативные и законодательные акты, принимаемые Президентом, Правительством, Думой и различными ведомствами, касающиеся рыночного регулирования и влияющие на торговлю товарами и услугами, должны публиковаться таким образом, чтобы любые хозяйствующие субъекты могли заблаговременно узнать о любых изменениях в системе регулирования. Присоединяясь к ВТО, Россия, как уже говорилось, получает режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российской стороной. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических связей.

Нужда в такой защите для российских фирм особенно выросла в 1992-1997 г.г., когда, в ответ на открытие своего внутреннего рынка, Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами как раз по тем товарам, по которым Россия имеет сравнительные преимущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.