действующая вопреки особому режиму торговли, существующему в рамках
Содружества. Емкость рынков и платежеспособность партнеров по СНГ сейчас
невелики, а их возможности участия в производственной кооперации, особенно
если речь идет о создании высокотехнологичной продукции, в настоящее время
ограниченны. Удельный вес стран Содружества во всем российском товарообороте в
2004г. понизился до самого низкого за последние 6 лет уровня. Их доля в
экспорте РФ также упала, доля в импорте - за счет продовольственных товаров и
некоторых видов сырья - немного повысилась.
Состав основных торговых партнеров
России в 2006г. не изменился. В десятку первых входят Германия, США, Украина,
Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и Финляндия.
Но надо оговориться, что данные о торговле по странам даются Государственным
таможенным комитетом (ГТК) и Росстатом без учета официально не регистрируемой
торговли, что сильно сказывается на показателях развития торговли (особенно
импорта) с некоторыми из стран. С учетом этой торговли в десятку крупнейших
торговых партнеров России, вполне возможно, вошли бы Польша и Турция.
В январе-феврале 2006г.
внешнеторговый оборот России составил по данным Банка России 62,0 млрд.долларов
США (135,1% к январю-февралю 2005г.), в том числе экспорт - 43,1 млрд.долларов
(141,7%), импорт - 18,9 млрд.долларов (122,2%). Сальдо торгового баланса
оставалось положительным, 24,2 млрд.долларов США (в январе-феврале 2005г. -
14,9 млрд.долларов).[2]
В товарной структуре внешней торговли
также никаких принципиальных изменений за последнее время не произошло. Значительное
повышение экспортных цен и доходности экспортных операций почти не сказалось
на объемах поставок за границу целого ряда ключевых товаров российского
экспорта.
2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ
ТОРГОВЛЕ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.
2.1. Внешняя торговля России в середине 90-х
В 90-е годы торгово-экономическое
сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось
устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский финансово-экономический
кризис, в результате которого существенно упали цены на основные товары
российского экспорта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской
финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.
В 1999 г. по оценке министра торговли
РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце
февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в
достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями.
Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического положения в
стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее
полного удовлетворения потребностей населения.
Поступления от внешнеторговой
деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов
федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России составляет
порядка 20 % ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного
баланса.
В 1999 г. внешнеторговый оборот
России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов[3], что на
11 % ниже показателей 1998г.
Неблагоприятная для России
конъюнктура цен и элементы дезорганизации экспортно-импортных операций,
сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению
внешнеторгового оборота в этот период (на 26 %). Однако в дальнейшем обстановку
удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в
нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке
энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому
росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23 %, а со II
полугодием 1998 г. - на 7 %).
Основной удельный вес во
внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34 %).
1998 г. стал первым годом реализации
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и
приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы -
Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского
сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями,
предусматривающее полную отмену количественных ограничений в торговле данным
товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких
животных.