Рефераты. Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления

Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный Инженерно-Экономический университет

Филиал СПбГИЭУ в г. Апатиты

 

Кафедра «Финансов и банковского дела»

Работа допущена к защите:

заведующий кафедрой

к.э.н. проф. Вербиненко Е.А.



Дипломная работа

на тему

Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления

 

               Студента 5-го курса

                группы          00\581            

финансово-экономического факультета

Климова Александра   Александровича

                          Руководитель: к.э.н. доц. Башмакова Е. П.

                          Рецензент:  к.э.н. Николаева А.Б.


 

 

 

 

г. Апатиты

2003

Оглавление

     Введение                                                                                               3

1.    Теоретические и законодательные  аспекты

     государственного долга                                                                       6

1.1   Внешний и внутренний долг                                                                6

1.2   Классификация государственных займов                                         12

1.3   Управление государственным долгом                                                        15

2.       Займы международных организаций                                                 24

2.1   Задолженность РФ                                                                             24

2.2   Еврооблигации и облигации внутреннего валютного займа             30       

2.3 Отношение России с международными организациями                  33

3.   Основные направления политики Правительства РФ в области  внешнего государственного долга.                                                                55

3.1 Стратегия управления государственным внешним долгом                                                            Российской Федерации 2003 – 2005 года.                                              55

3.2 Общие направления стратегии в области  государственного  долга              на период до 2008 года                                                                               67
      Заключение                                                                                        73

    Список литературы                                                                             77

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. С появлением и развитием в XVII веке государственных кредитных операций ни одно российское правительство не обходилось без привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью займов и кредитов. Они сыграли незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных  дефицитов. Не менее важным элементом государственных кредитных отношений являются государственные кредиты и гарантии, предоставляемые хозяйствующим субъектам и правительствам иностранных государств. Они способствовали железнодорожному и промышленному строительству в России во второй половине Х1Х века, восстановлению и развитию народного хозяйства в двадцатые годы и в период после Великой Отечественной  войны.

Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике.

В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.

В настоящей работе на основе макроэкономического анализа предпринята попытка постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, и выбора системы управления государственным внешним долгом.

Хотелось бы отметить, что, проблема государственного долга очень широка и многогранна, в связи с этим, в дипломной работе рассматриваются только два аспекта данной проблемы:

·         анализ внешней задолженности России;

·        выбор оптимальной стратегии управления государственным внешним долгом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Цель дипломной работы – выбор наиболее рациональной стратегии управления внешним государственным долгом Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·        изучение теоретических и законодательных основ государственного долга;

·        анализ современного состояние внешнего государственного долга РФ;

·        взаимоотношения РФ и международных экономических организаций;

·        классификация государственных займов;

·        методы, которые применяются на данном этапе развития российской экономики Правительством РФ;

·        политика Правительства на ближайшие годы и на перспективу в отношении внешнего долга и займов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические и законодательные  аспекты государственного долга

 

 

1.1            Внешний и внутренний долг.

Теория государственного долга  неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств, как  развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

С позиции кредитных отношений, государственный долг  - это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается, по-разному, в зависимости от взглядов и величины государственного сектора. Те, экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен для того, чтобы компенсировать различные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных закупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов, и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.