Рефераты. Внешний аудит банков

·   вид банка;

·   предмет и цели деятельности банка;

·   состав участников (учредителей);

·   фирменное наименование и местонахождение;

·   размер уставного фонда;

·   порядок распределения прибыли и возмещения убытков;

·   порядок создания и использования фондов банка;

·   состав, порядок образования и компетенция органов управления банка;

·   порядок принятия решений органами управления банка, в том числе перечень вопросов по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов;

·   положение о ревизионной комиссии банка.


3. Своевременность, полнота и источники формирования уставного фонда.


Порядок проверки правильности формирования уставного фонда зависит от способа его формирования. Уставный фонд может создаваться паевыми взносами или выкупом акций.

При проверке выясняются:


·   полнота перечисления заявленного взноса;

·   соблюдение сроков формирования уставного фонда;

·   источники формирования (за счет собственных средств учредителей или участников банка либо путем привлечения кредита, взносов третьих лиц).


Для проверки используются: учредительный договор, в котором указывается сумма взноса учредителей и подписные листы, список пайщиков или акционеров с указанием сумм взносов в уставной фонд.

Анализируются порядок и сроки формирования объявленного уставного фонда. При этом используется список акционеров (пайщиков) с указанием взноса в уставной фонд банка. По ежедневным банковским балансам и первичным банковским документам проверяется фактическое поступление средств от акционеров (пайщиков), их зачисление на балансовый счет 010 “Уставный фонд” и полнота внесения взносов каждым участником банка.


4. Эффективность организационной структуры кредитной организации.

При этом оцениваются:


·   соответствие организационной структуры утвержденному штатному расписанию;

·   наличие положения о структурных подразделениях, должностных инструкций сотрудников управлений (отделов);

·   порядок работы Кредитного комитета;

·   наличие положений о вкладах, порядке кредитования; формирования и использования фондов банка;

·   наличие положения о распределении прибыли (смета затрат);

·   наличие порядка открытия и обслуживания счетов клиентов;

·   порядок установления и изменения внутренних тарифов кредитной организации;

·   оценка внутренних правил прохождения документооборота в кредитной организации, ее филиалах и отделениях;

·   оценка документов, регламентирующих деятельность филиалов;

·   наличие работы внутреннего аудита в кредитной организации.


5. Проверка расчетных операций.


Проверка расчетных операций включает в себя проверку:


·   правильности и своевременности осуществления операций по счетам клиентов;

·   правильности оформления платежных документов, своевременности выставления и выполнения аккредитивов;

·   формирования юридического “досье” клиентов в соответствии с действующими нормативными актами;

·   своевременности извещения налоговой инспекции и Пенсионного фонда обо всех открытых счетах;

·   законности открытия и закрытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов).


6. Правильность оформления и ведения кассовых операций.


Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения коммерческим банком банковского законодательства в сфере хранения, ведения и учета операций с денежной наличностью.

Следует иметь в виду, что в отличие от безналичных (депозитных) денег, представляющих из себя обязательства коммерческих банков, наличные деньги являются обязательствами Центрального Банка России и обеспечиваются его активами. Поэтому интересы Центрального Банка по поддержанию устойчивого денежного обращения страны и интересы отдельных коммерческих банков, заключающихся в получении прибыли, могут не совпадать. В результате этого у банков постоянно существует соблазн пойти на некоторые нарушения действующего законодательства с целью увеличения своих прибылей.

Таким образом от независимых аудиторских организаций требуется особое внимание к ведению в коммерческих банках кассовых операций с денежной наличностью. Вместе с тем необходимо отметить, что аудит кассовых операций вопреки сложившемуся убеждению далеко не аналогичен ревизии кассы.

Так внезапная ревизия кассы является прерогативой служб самого банка, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии кассы не предусмотрено договором). Не является задачей внешнего аудита и выявления лиц, виновных в найденных нарушениях. Аудиторы устанавливают только сам факт нарушения. Не должны аудиторы составлять или подписывать никаких актов (например, актов о сумме фактических остатков наличных денег и их соответствия кассовым документам), они готовят только аудиторское заключение.

Особенностью аудиторской проверки операций с кассовой наличностью является то, что она ни в коем случае не должна нарушать нормального хода кассовых операций банка. Аудитор в течение рабочего дня не имеет права находится в кассовом помещении операционной кассы, поэтому вопросы возникающие в ходе аудиторской проверки, приходится выяснять после окончания операционного дня.

Наконец еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы.


7. Анализ депозитных операций банка.


Анализ проводится по следующим укрупненным разделам:


·   процентная политика;

·   учет движения привлеченных средств юридических и физических лиц;

·   правильность начисления и выплаты процентов.


8. Анализ активных операций банка.


Проверка активных операций банка является наиболее трудоемким, но вместе с тем и наиболее важным направлением аудиторской проверки, поскольку объектом проверки выступают все балансовые и забалансовые статьи активов банка.

Причина пристального внимания аудиторов к активным операциям заключена в том, что структура и качество активов в значительной степени обуславливают ликвидность и платежеспособность банка, а в конечном итоге его надежность.

Основные направления проверки активных операций:


·   проверка законности и правомерности совершаемых банком операций;

·   анализ и оценка рискованности активных операций;

·   оценка уровня менеджмента банка при совершении активных операций.


Поскольку в современной банковской практике главным направлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций.

Основные направления определяют план и содержание аудиторской проверки активных операций. Они же обуславливают и направленность рекомендаций аудиторов.

Проверку активных операций банка, как показывает опыт, довольно удобно проводить по следующим укрупненным разделам.


·   кредитование юридических и физических лиц;

·   привлечение централизованных кредитных ресурсов, отчетность по их использованию и учет;

·   анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам, полнота и своевременность ее отражения в учете;

·   правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);

·   операции с ценными бумагами (учет операций - синтетический, аналитический и внебалансовый, переоценка ценных бумаг);

·   оформление и учет операций по совместной деятельности (сч. 825);

·   прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление и учет.

           

   Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положения ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем. Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок.

Прежде всего следует проанализировать следующие вопросы:


·   производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и суммы процентов;

·   является ли финансовая информация, которую обязан предоставить должник, полной и не устарела ли она;

·   как давно последний раз проводился анализ финансового состояния должника, есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или вообще не будут выплачены;

·   какова должна быть сумма резервов на возможные потери по ссудам;

·   является ли документация по ссуде полной и юридически действительной;

·   правильно ли оформлены документы по обеспечению и гарантиям;

·   является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформляющего ссуды работника банка, но и для других;

·   как в дальнейшем строится работа информирования руководства тем работником, который оформлял ссуду;

·   как применяются необходимые меры воздействия в отношении должника на основании заключений работника банка, оформляющего ссуды;

·   является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля.


9. Операции кредитных организаций в иностранной валюте


В связи с тем, что существуют значительные особенности проведения операций с валютными ценностями, главная из которых наличие валютного регулирования и выполнение банками функций агентов валютного контроля, валютные операции требуют отдельного, наиболее пристального рассмотрения. При рассмотрении любой валютной операции требуется в первую очередь установить обоснованность данной операции с точки зрения валютного законодательства.

В ходе проверки следует обращать внимание на следующие вопросы:


·   проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте;

·   установление корреспондентских отношений с иностранными и российскими кредитными организациями;

·   осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты;

·   валютное обслуживание граждан в соответствии с действующим законодательством;

·   неторговые операции, работа обменных пунктов, соответствие их оборудования требованиям Банка России;

·   валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

·   валютный контроль за поступлением товаров, услуг по импортным контрактам резидентов.


10. Проверка кредитной организации, как хозяйствующего субъекта:


·   учет основных средств, МБП, нематериальных активов;

·   учет заработной платы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.