По многим направлениям ширятся внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так, например, в товарообороте Приморского края доля КНР составляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100 млн. долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыбных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.
Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. За счет внешнеэкономической деятельности удается в значительной степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и бесперебойно снабжать население продуктами питания.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ внешнеэкономической политики России на ближайшую перспективу важное внимание следует уделять развитию торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия, большая часть территории которой обращена к Азии, с большой заинтересованностью отмечает, что накануне XXI века Азиатско-Тихоокеанский регион ' становится одним из важных мировых центров роста, международным торговым и финансовым центром.
ЗНАЧИМОСТЬ для России стран этого региона определяется рядом факторов:
1. Становление АТР в качестве наиболее динамично развивающегося центра роста мировой экономики обуславливает необходимость расширения российского присутствия в этом регионе.
2. Сложившаяся исторически ориентация российской экономики на Запад, с которой связывают возможности получения кредитов, опыта управления, новых технологий и оборудования, а также сбыта энергоносителей и сырья, отнюдь не исключает возможностей экономической активизации России на восточном направлении.
В АТР мы имеем дело с начальной фазой интеграционных процессов государств, находящихся на разных этапах экономического развития, что создает в известном смысле более благоприятные условия для интеграции России в экономику региона. К тому же продуманная стратегия внешнеэкономической деятельности на Востоке могла бы позволить России получить определенные преимущества в отношениях с Западом.
3. Расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами АТР могло бы способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов России, а также ослаблению центробежных тенденций в Сибири и на Дальнем Востоке. В этом плане взвешенные общегосударственные ориентиры призвана наметить разрабатываемая в настоящее время Федеральная программа долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом необходимости закрепления населения, структурной перестройки экономики и вовлечения региона в мировое хозяйство, в том числе через расширение сотрудничества со странами АТР.
4. Экономическое сотрудничество со странами АТР открывает возможности для облагораживания структуры российского экспорта. Структурная перестройка промышленности большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства, расширение и совершенствование систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных программ предопределяют увеличение спроса на машины, оборудование и технологии, причем не только ультрасовременные. Улучшение экономической ситуации в большинстве стран АТР вызвало рост внутреннего потребления, а, следовательно, расширение потенциальных рынков для российских товаров.
5. Наблюдающиеся в регионе в последние годы процессы либерализации торговли, не говоря уже о реализации принятых деклараций и соглашений, создают более благоприятные условия для российских экспортеров машинотехнической продукции, проката, химических товаров, нефтепродуктов. Растущий интерес странами региона проявляется и к закупкам российской военно-технической продукции.
6. Расширение участия России в перспективных многосторонних экономических проектах в регионе может позволить более успешно решать и проблемы национальной экономики.
7. Прямые торгово-экономические связи со странами АТР позволят в значительной степени повысить эффективность российского импорта. Качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, что многие азиатские страны обладают собственными или адаптированными западными технологиями, соответствующими мировым стандартам. Такие технологии могли бы быть с успехом использованы в России.
НАИБОЛЕЕ перспективным российским регионом в деле развития сотрудничества со странами АТР является огромный по площади, богатый ресурсами Дальний Восток, который является географическим продолжением динамично развивающегося "тихоокеанского кольца", естественным выходом России в АТР.[6]
Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно способствовать созданию эффективной, высокотехнологичной и мобильной экономики, в первую очередь на российском Дальнем Востоке, с использованием преимуществ территориального и мирового разделения труда. В настоящее время в российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеют топливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машин и оборудования в последние годы приходилось менее 10 процентов. Та же тенденция в развитии и использовании экспортного потенциала присуща и регионам Дальнего Востока.
Необходимо отметить, что наши партнеры из АТР в настоящее время проявляют заинтересованность прежде всего в создании совместных предприятий в области разработок топливно-энергетических и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ инвесторов к нашим природным ресурсам должен обеспечиваться на приоритетной основе тем из них, которые ввозят капитал и технологию не только для расширения мощностей добывающих отраслей, но и для глубокой комплексной переработки.
Проекты международного экономического сотрудничества со странами АТР в зависимости от масштабности и значимости для экономики можно условно разделить на:
— наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые проекты, такие, как проект освоения Сахалинского шельфа, строительство автодорожного моста через Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка", "Благовещенск-на-Амуре";
— крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требует привлечения значительных зарубежных инвестиций, а также помощи государства в предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовых организаций:
— инвестиционные проекты регионального значения, требующие поддержки со стороны местных администраций.
Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторождений предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн.т., газа — до 18,9 млрд. куб.м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает широкий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. не только зарубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.
Для преодоления упомянутых выше негативных явлений и проблем на среднесрочную перспективу необходимо решение следующих основных задач:
— принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем — к расширению экспорта традиционных товаров;
— привлечение необходимых иностранных кредитных ресурсов в целях решения острых социально-экономических проблем региона, реализации эффективных проектов инвестиционного сотрудничества;
— диверсификация экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных производств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонных предприятий;
— развитие рыночных принципов осуществления хозяйственных взаимоотношений во внешнеэкономической области в целях ослабления монополизма отечественных производителей, содействие переходу к экономике открытого типа, постепенное и обоснованное сближение структуры внутренних и мировых цен, поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции, изменение структуры внешней торговли и повышение ее эффективности;
— повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции более высокой степени переработки при условии совершенствования ее технологии.
В числе возможных приоритетных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно отметить космическую, авиационную, судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, электронику, военно-техническое сотрудничество.
Интеграция России в систему экономических отношений с АТР потребует известного времени и решения многих политических и экономических проблем, внедрения в практику торговли и взаимоотношений с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и требованиям многосторонних договоров и соглашений.
В условиях перехода к открытой экономике полномочия регионов во внешнеэкономической сфере существенно расширяются. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.
1. И.Бусыгина Российский Дальний Восток. // Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№5.
2. В.Шлямин Заботы российского Северо-Запада. // Международная жизнь.-1996.-№3
3. Расположение производительных сил. - М.: «Экономика» 1994
4. С. А. Ситарян. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования. -1996. -№6.
5. О. Давыдов. Емкий российский рынок перспективен для Норвегии.//Международная жизнь. -1997 -№4
6. А. Грандберг. Экономическая интернационализация Северного морского пути.//Международная жизнь 1997 №7
[1] Расположение производительных сил. -М. -1994 -«Экономика»
1Международная жизнь №8 1997
2 Международная жизнь №4 1997
[4] Международная жизнь №3 1996
[5] Мировая экономика и международные отношения №7 1995
[6] Проблемы прогнозирования №6 1996
Страницы: 1, 2, 3