|
Промышленная революция: фабричное производство текстиля
|
Обучение на рабочем месте, университеты и научные общества
|
Каналы и грунтовые дороги
|
Гидроэнергия
|
Хлопок |
||
Второй 1840-1890 гг.
|
Цикл пара и железных дорог
|
Массовое начальное образование, первые технические вузы, инженеры
|
Железный дороги, телеграф
|
Энергия пара |
Уголь, железо |
||
Третий 1890-1940 гг. |
Цикл электричества и стали |
Первые ИР в корпорациях, стандарты |
Железный дороги, телефон |
Электричество |
Сталь |
||
Четвертый 1940-1990 гг. |
Цикл автомобилей и синтетических материалов |
Бурный рост в корпорациях и в госсекторе, массовый доступ к высшему образованию |
Автострады,авиалинии, радио и телевидение |
Нефть |
Нефть, пластмассы |
||
Пятый 1990-? |
Компьютерная революция |
Глобальные ИР сети, пожизненное образование и профессиональное обучение |
Информационные сети, Интернет |
Газ/ нефть |
Микроэлектроника |
Глава II
Особенности современного этапа развития НТП
Научно-технический прогресс в последнее десятилетие приобретает ряд качественно новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Превращение науки в непосредственную производительную силу, начавшееся еще в последней трети XVIII века – начале XIX вв., вступает в новую стадию с середины 50-х годов XX в. Одно из проявлений этого – резкое сокращение срока реализации научных открытий. По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. 37 лет, с 1920 по 1944 - 24 года, с 1945 по 1964 г. – 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) – 3-5 лет [ ] . Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствования производства, стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством : раньше техника и производство развивались , в основном, путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки.
Иными словами, наука становится не только непосредственным, но и ведущим фактором в системе общественных производительных сил. В качестве таковой наука приобретает способность определять темпы развития производства, характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всей системы производительных сил.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.