Рефераты. Влияние научно-технического прогресса на развитие мировой экономики

 

 

 

 

Промышленная революция: фабричное производство текстиля

 

 

 

Обучение на рабочем месте, университеты и научные общества

 

Каналы и грунтовые дороги

 

 

 

 

Гидроэнергия

 

 

 

 

 

 

Хлопок

 

Второй 1840-1890 гг.

 

 

Цикл пара и железных дорог

 

 

Массовое начальное образование, первые технические вузы, инженеры

 

 

 

 

 

Железный дороги, телеграф

 

Энергия пара

Уголь, железо

Третий 1890-1940 гг.

Цикл электричества и стали

Первые ИР в корпорациях, стандарты

Железный дороги, телефон

Электричество

Сталь

Четвертый 1940-1990 гг.

Цикл автомобилей и синтетических материалов

Бурный рост в корпорациях и в госсекторе, массовый доступ к высшему образованию

Автострады,авиалинии, радио и телевидение

Нефть

Нефть, пластмассы

Пятый 1990-?

Компьютерная революция

Глобальные ИР сети, пожизненное образование и профессиональное обучение

Информационные сети, Интернет

Газ/ нефть

Микроэлектроника

 

 

 

 

 

 

Глава II

Особенности современного этапа развития НТП

 

Научно-технический прогресс в последнее  десятилетие приобретает ряд качественно новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Превращение науки в непосредственную производительную силу,  начавшееся еще в последней трети XVIII века – начале XIX вв., вступает в новую стадию с середины 50-х годов XX в. Одно из проявлений этого – резкое сокращение срока реализации научных открытий. По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. 37 лет, с 1920 по 1944  - 24 года, с 1945 по 1964 г. – 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) – 3-5 лет [ ] . Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания   и технического совершенствования производства, стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством : раньше техника и производство развивались , в основном, путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки.

Иными словами, наука становится не только непосредственным, но и ведущим фактором в системе общественных производительных сил. В качестве таковой наука приобретает способность определять темпы развития производства, характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всей системы производительных сил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.