Рефераты. Виды проектного анализа

 Общая последовательность разработки и анализа проекта

              Несмотря на разнообразие проектов их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис. 1 представлена общая последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция "Проект отклоняется" носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.

3. Виды проектного анализа

3.1. Анализ коммерческой выполнимости проекта

Принципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:

1.                                         Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?

2.                                         Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?

По статистике последних лет степень разорения фирм в нашей стране   около 80%. Основная причина банкротств — недостаточный маркетинг.

Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем.

1.                 На какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?

2.                 Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?

3.                 Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?

4.                 Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?

5.                 Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли его рассматривать дальше?

              Так как проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов.[3] Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке.     

 

Рис. 1  Общая последовательность анализа проекта

              Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.      В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.

3.2. Технический анализ

Задачей технического анализа инвестиционного проекта является:

·                     определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,

·                     анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,

·                     проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.

             Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье. Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:

·                     совместное предприятие с иностранной фирмой — частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;

·                     покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;

·                     "turn-key" — покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;

·                     "product-in-hand" — "turn-key" плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;

·                     покупка лицензий на производство;

·                     техническая помощь со стороны зарубежного технолога.

              Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия.

Ключевые факторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу следующих аспектов использования технологий.

1.                 Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах (масштабы могут быть слишком велики для конкретного рынка).

2.                 Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, какие их производственные мощности, качество сырья, каково количество других потребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск в отношении окружающей среды).

3.                 Коммунальные услуги и коммуникации.

4.                 Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию, имеет на нее патент или лицензию.

5.                 По крайней мере начальное сопровождение производства продавцом технологии.

6.                 Приспособленность технологии к местным условиям (температура, влажность и т.п.).

7.                 Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям проекта) и время для выхода на устойчивое состояние, соответствующее полной производительности.

8.                 Безопасность и экология.

9.                 Капитальные и производственные затраты.

В табл.1 приведен пример такого многоальтернативного выбора, в котором каждый фактор оценивается по десятибалльной шкале.

                                                                                                                   Таблица  1
Пример выбора лучшего технического решения[4]

Ключевые факторы

Вес

Альтернативы


критерия

А

В

С

D

Прежнее использование

3

6

3

2

0

Доступность сырья

5

3

4

6

9

Коммунальные услуги и коммуникация

2

5

3

2

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.