Рефераты. Вертикально-интегрированные нефтяные компании

Считается, что экономическим механизмом, который будет регулироваться государством и позволит реализовать эти цели, станет энерге­тический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разра­ботке адекватного законодательства. В документах подтверждается курс государства на использование предприятий ТЭК, в частности, неф­тяных компаний как важного источника средств для развития других секторов экономики, например, машиностроения и сферы услуг.

Однако наряду с этими достаточно ясными моментами в подходе к формированию "регулируемого государством энергетического рынка" имеются и определенные противоречия, которые, по нашему мнению, надо учитывать при разработке стратегических целей развития отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Во-первых, расплывчата сама ценовая поли­тика: что такое цены на топливо, ограниченные структурой цен миро­вого рынка? Более того, цена самофинансирования в условиях Рос­сии не всегда ниже цен мирового рынка (доказательство тому - роз­ничные цены на отечественные нефтепродукты). Во-вторых, государ­ство вряд ли в состоянии в одиночку создать полноценных хозяй­ствующих субъектов рынка и рыночную инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет способствовать данному процессу, формируя благоприятный климат. В-третьих, за­явленная жесткая налоговая политика в отраслях ТЭК плохо согла­суется с намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг отечественных и иностранных инвесторов. Наконец, возможности государства по сбору налогов вовсе не беспредельны.

Подобные неясности, хотя и затрудняют разработку целей стратегического развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, не являются непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтяные компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более того, по нашему мнению, роль вертикально-интегрированных нефтяных компаний в экономике современ­ной России такова, что государство не может позволить себе не счи­таться с их интересами.


Концепция устойчивого развития нефтяной компании

 

1997 год стал переломным для России и для нефтяных компа­ний. Это был год завершения эконо­мического кризиса и начала эконо­мического подъема. В 1997 г. впер­вые после длительного падения уве­личилась добыча нефти. В большин­стве компаний определился новый частный собственник. Нефтяные компании утвердились на фондовом рынке. Некоторые из них («ЛУКойл», «Татнефть») получили меж­дународное признание. Ре­зко сократилась задолженность нефтяного комплекса федерально­му бюджету. В целом нефтяной ком­плекс страны в основном реоргани­зован и практически готов к началу экономического роста.

В связи с этим встает вопрос о характере и путях такого роста в ус­ловиях новой конкурентной среды, его эффективности, непротиворе­чивости социальным и экологичес­ким критериям.

Выход состоит в создании научно обоснованной концепции и моделей устойчивого развития нефтяных компаний с ре­шением на этой основе практичес­ких задач.

Суть нового подхода — целевая ориентация на одновременное и взаимосвязанное увеличение ре­сурсно-производственного потен­циала, повышение финансовых ре­зультатов, обеспечение социальной и экологической безопасности. Это означает, что долгосрочное и ста­бильное увеличение прибыли как критерий успеха в условиях рыноч­ной экономики должно иметь про­чное, постоянно укрепляемое ре­сурсно-производственное основа­ние, придающее росту финансовых результатов деятельности нефтя­ных компаний необходимую устой­чивость. При этом обязательным ус­ловием является решение социаль­ных задач и достижение экологиче­ской безопасности.

Все эти задачи в той или иной степени решались и раньше. Но только в рамках концепции устой­чивого развития их взаимосвязан­ное сбалансированное достижение ставится на прочную долгосрочную плановую основу. Именно поэтому «ЛУКойл», который раньше других компаний приспособился к новым рыночным условиям, осуществил реструктуризацию и добился роста производства. Компания уже в 1997 г. разработала и утвердила стратегическую концепцию устойчивого развития, включающую всю группу дочерних и региональных структур.

При поиске путей устойчивого развития «ЛУКойлом» был использован мировой опыт деятельности лучших нефтя­ных компаний мира — Exxon, Shell, Chevron, Mobil, ARCO, Texaco и других, исторический опыт, накопленный нефтяной промыш­ленностью России и другими быв­шими республиками Советского Союза, а также обобщение начального опыта устойчивого развития «ЛУКойла" в последние годы. О важности такого опыта говорят производственные и финансовые результаты работы компании.

За три года (1994-1996) доля «ЛУКойла» в добыче нефти возросла с 13,8 до 19,4%, в объемах нефтепереработки — с 8,4 до 11%. При этом доля компании по показателям занятости осталась на том же уровне.

В 1997 г. устойчивый рост объемов производства и продаж «ЛУКойла» продолжался. Нефтедобыча и нефтепереработка увеличились за год на 6,5 и 13,5%  соответственно.

В целом как позитивные можно оценить изменения в финансовом положении. Чистая выручка за три года (в долларах США) выросла в 4,4 раза, чистый доход — в 2,4 раза. В 1997 г. оплата продукции, реализуемой компанией,  впервые за несколько последних лет ожидается на уровне 95-100% от стоимости продаж. При этом доля денежных средств составит 40-50%. Реализация вексельной программы позволила вытеснить значительную долю расчетов по взаимозачетным схемам, улучшить структуру и качество финансовых потоков.

Несмотря на общие для экономики России финансовые затруднения компания обеспечила практически полное погашение текущих начислений налогов и внебюджетных платежей (на уровне 90-100%). В целом за 1997 г. фактические фискальные платежи в бюджетную систему страны от «ЛУКойла» и его основных дочерних обществ составят 23-24 трлн. рублей, что примерно на 30-35% выше, чем в 1996 г.

В 1997 г. существенно замедлился рост производственных затрат на добычу нефти, ее переработку и сбыт. По ряду направлений и организаций ожидается значительная экономия издержек производства и сбыта.

Росту производства и продаж группы «ЛУКойл» способствовала реализация инвестиционной про­граммы. Капитальные вложения по российским дочерним организаци­ям составили за 1997 г. (по предва­рительным оценкам) более 6,5 трлн рублей. Компания выделила боль­шие средства на финансирование своих зарубежных проектов, в ча­стности в Азербайджане, Казахста­не и ряде других стран.

В 1997 году компания вы­шла на новый уровень привлечения заемных средств. Были выпущены депозитарные расписки на привиле­гированные акции «ЛУКойла», по­лучен рейтинг кредитоспособности, осуществлено несколько заимство­ваний на международном рынке ка­питалов на сотни миллионов долла­ров. Это позволяет нам во многом разрешить проблему инвестицион­ной недостаточности, что способст­вует  реализации  долгосрочной стратегии компании.

Все перечис­ленные показатели достигнуты в условиях сохранения неблаго­приятной внешней среды, в первую очередь отрицательного влияния сложившегося инве­стиционно-налогового климата (рост налогов, увеличение транс­портно-энергетических тарифов и т.п.). Именно этот факт позволяет говорить о реальном вступлении «ЛУКойла» на путь устойчивого развития.

Принятая стратегическая концеп­ция делает этот путь всесторонне обоснованным и перспективным.

Обобщенный мировой и отечест­венный опыт позволил «ЛУКойлу» подойти к определению временного горизонта планирования устойчиво­го долгосрочного развития компа­нии до 2010 г. и в ряде случаев на еще более долгосрочную перспекти­ву. Такой долгосрочный подход вы­зван острой необходимостью обос­нованно планировать реализацию инвестиционных проектов по освое­нию  нефтяных месторождений, строительству заводов и сбытовой инфраструктуры. Естественный дли­тельный срок осуществления инве­стиционных проектов в нефтяной промышленности, составляющий в среднем 10-25 лет, не просто пред­полагает, но и требует долгосрочно­го стратегического прогнозирова­ния, планирования и управления.

Что касается неопределенности внешних условий, то на это сущест­вуют общепринятые в мире методы сценарного подхода и системного анализа. Это позволяет обеспечить готовность компании и повысить конкурентоспособность при самых различных внешних условиях.

Основой выбора путей устойчи­вого развития нефтяной компании является стратегический марке­тинг с оценкой перспектив дина­мики спроса, предложения и цен на нефть и нефтепродукты.

Уровень спроса и его динамика — это наиболее мощный внешний фа­ктор, определяющий устойчивость развития нефтяных компаний. В ус­ловиях экономического кризиса слабый и даже сокращающийся пла­тежеспособный спрос на внутрен­нем рынке России — главное пре­пятствие на пути устойчивого разви­тия отечественных нефтяных компа­ний. Именно в связи с вялым плате­жеспособным спросом возникают неплатежи, суррогатные платежные инструменты, невостребованность производственных мощностей и другие сложности на пути достиже­ния эффекта устойчивого развития.

Что касается спроса на внешних рынках, то на сырую нефть такой спрос есть. Но необходимо учиты­вать ограниченные возможности транспортировки нефти на экспорт и просто общественную недопусти­мость игнорирования пусть непла­тежеспособного, но существующе­го внутреннего рынка.

В целом, с учетом динамики спроса и разницы внутренних и ми­ровых цен, еще на многие годы вперед наращивание экспорта нефти — основа устойчивости фи­нансового положения нефтяной компании.

В секторе нефтепродуктов на спрос дополнительно влияет несоот­ветствие большей части российской продукции мировым стандартам. С решением этой проблемы на основе реструктуризации НПЗ возможно­сти экспорта нефтепродуктов воз­растут. В то же время на этот сек­тор еще долго будут оказывать вли­яние как ограниченность внутренне­го спроса, так и сложные условия транспортировки и высокий уровень конкуренции на мировом рынке нефтепродуктов. Все это определя­ет ограниченные возможности рос­та их экспорта.

С началом экономического роста в России можно ожидать увеличе­ния внутреннего спроса и внутрен­них цен на нефть и нефтепродукты, что позволяет рассчитывать перспективную опору компании на внут­ренний рынок. Однако этот процесс непростой, и только конкретная маркетинговая ситуация определяет реальное распределение поставок нефти и нефтепродуктов на внут­ренний и внешний рынки.

К тому же, что очень важно, неф­тяные компании, как показывает опыт «ЛУКойла», могут не пассив­но ожидать взаимосвязанного роста экономики и спроса, а, используя арсенал активного маркетинга, стимулировать и расширять спрос на свою продукцию даже в условиях экономического кризиса. Дело в том, что во многих регионах России, в странах СНГ и даже ряде госу­дарств дальнего зарубежья сущест­вует частично или полностью неудо­влетворенный   платежеспособный спрос на ряд нефтепродуктов. Поэ­тому спросовые ограничения в мо­дели устойчивого развития нефтя­ной компании не являются жестки­ми и изменяются под воздействием стратегии активного маркетинга и расширения регионов сбыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.