Рефераты. Венчурное инвестирование в России: проблемы развития

По мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.


16. Проблемы отечественного венчурного инвестирования[18]

В качестве основных проблем, стоящих на пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:

-        несовершенство законодательной базы;

-        недостаточное  количество  проектов   с   высоким   экономическим потенциалом, привлекательных для венчурных инвесторов;

-        низкую   активность   банков,   пенсионных   фондов   и   страховых компаний в венчурном инвестировании;

-        недостаточную надёжность механизмов защиты прав инвесторов;

-        отсутствие   налоговых   стимулов   перехода   малых   и   средних предприятий на инновационный путь развития;

-        отсутствие    развитой    системы    коммерциализации    и    защиты интеллектуальной собственности;

-        недостаточную информационную поддержку венчурной индустрии.

В большинстве российских регионов либо слабо развита, либо полностью отсутствует инфраструктура венчурного инвестирования, наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов, способных управлять венчурными проектами.

В целях эффективного развития системы венчурного инвестирования в России Совет считает необходимым рекомендовать принять следующие меры по развитию системы венчурного инвестирования в Российской Федерации и его законодательного обеспечения

1.                Активизировать разработку и принятие федерального закона об
инновационной деятельности в Российской Федерации.

2.                В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской  Федерации о бюджетной
политике в 2008 - 2010 годах разработать и принять федеральный закон,
направленный   на   налоговое   стимулирование   научной   и   инновационной деятельности.

3.                Внести изменения в законодательство об инвестиционных фондах, отражающие особенности деятельности венчурных инвестиционных фондов с учетом   мирового   опыта,   в   том   числе   особенности   их   формирования, перечисления   средств   со   стороны   инвесторов,   принятия   инвестиционных решений, переоценки их активов и др.

4.                 Рассмотреть вопрос о включении новых и расширении состава
существующих мероприятий федеральных целевых программ, направленных
на   развитие   инфраструктуры   поддержки   инновационной   деятельности   и венчурного   предпринимательства,   в   частности,   Федеральной   целевой
программы     "Исследования  и  разработки  по  приоритетным  направлениям развития   научно-технологического   комплекса  России   на   2007-2012  годы" выделения   в   её   рамках   определенной   доли   средств,   целевым   образом предназначенных   для   финансирования   малых   и   средних   инновационных предприятий.

5.                Активизировать работу по совершенствованию законодательства о защите интеллектуальной собственности, в части чёткого определения правил осуществления    прав    на   результаты    научно-технической   деятельности, полученные полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе внести изменения в законодательство Российской Федерации в развитие подхода, содержащегося в Постановлении Правительства от 17 ноября 2005 года № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета".

6.                Внести    изменения    в    Арбитражный    процессуальный    кодекс Российской Федерации, в федеральные законы о хозяйственных обществах и рынке  ценных  бумаг  в  части  совершенствования  механизмов  разрешения корпоративных споров.

7.                Активизировать разработку законодательных и нормативных актов, регулирующих права государственных высших учебных заведений, научных учреждений    и    унитарных    предприятий    на    распоряжение    объектами интеллектуальной     собственности     и     результатами     научно-технической деятельности, созданными в ходе научной деятельности данных учреждений, а также регламентировать их право на участие в капитале малых инновационных компаний.

8.                Внести изменения в        гражданское        законодательство,
регламентирующие     правовой     статус     договоров     между     участниками хозяйственных обществ о порядке осуществления прав участника (акционера) и прав на акции.

9.                Внести   изменения   в   гражданское   законодательство   в   части
ограничения права свободного выхода участника из общества с ограниченной ответственностью.

10.            Для представления интересов российского сообщества венчурных
предпринимателей и инвесторов рассмотреть вопрос о включении в состав
Совета  директоров  Российской  венчурной  компании   (РВК)   представителя Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ).

11.           Оказывать всестороннюю поддержку в проведении Российского
венчурного форума и Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским
инновациям - российский капитал», как мероприятиям федерального значения.

12.           Поддержать   инициативу  и   обращение   Российской  Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ) в Европейскую Ассоциацию прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) о проведении Годового Собрания EVCA 2010 года в г. Санкт-Петербурге.


17. Выводы:

Индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития  и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.

Механизмы частно-государственного партнерства широко используются для дальнейшего экономического развития России  и создания эффективной системы поддержки отечественных технологий, повышения конкурентоспособности и инновационной активности. 

Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые выводы:

·        Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в 2006-2007 годы.

·        Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.

·        В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.

·        Частному  бизнесу  целесообразно адаптироваться к глобальной венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и  ориентироваться на капитализацию как главный критерий успеха.

Наиболее эффективными  с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства в России могут быть следующие виды государственной поддержки:

·        Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.

·        Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.

·        Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия  некоторых  расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или  текущие расходы,  что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.

·        Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.

·        Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.

Если говорить о перспективах дальнейшего партнерства государства и общества, то представляется, что государству, обществу и бизнесу целесообразно уже сегодня приступить к формированию среднесрочной стратегии развития венчурного предпринимательства как одного из существенных источников финансирования инновационного сектора в России и/или ее отдельных регионов.

Одним из основных шагов на ближайшем этапе должна стать совместная разработка вариантного прогноза с тем, чтобы оценить возможности и понять цели, которые могли бы быть достигнуты при различных внешних условиях и инвестициях, а также разработка программ реализации сформулированных целей как стратегического плана (программы) действий государства и бизнеса с использованием венчурного инвестирования и частно-государственного партнерства в области инновационной экономики.

Литература:

1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год

4. Фоломьев А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год. 

5. Государственное регулирование экономических процессов. Под редакцией ​В.И. Кушлина, В.П. Чичканова. М., Изд. РАГС, 2004.

6.  журнал Thomson Financial   1(2005)

7. Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)

8. Материал Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ

9. материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации

10. Национальной Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)

11. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005.




[1] Материал из Википедии — свободной энциклопедии


[2] Материал из Википедии — свободной энциклопедии


[3] Фоломьев А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год. 

[4] Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год

[5] Материал Национальной Ассоциации Венчурного Капитала

[6] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[7] Материал Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ

[8] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)

[9] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[10] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[11] материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации

[12] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[13] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[14] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[15] Национальной Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)

[16] Фоломьев А.Н. М.Нойберг Венчурный капитал СПБ,Наука 1999год.

[17] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[18] материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.