В настоящее время только несколько казахстанских банков предлагают, используя систему маржевой торговли, уникальную возможность осуществлять валютные операции на рынке FОRЕХ.
С 1 января 1996 года Банком Англии введены показатели достаточности капитала (Capital Adequacy Requirements), которые призваны снизить степень риска банковских операций, в том числе и валютных. Этот показатель позволяет комплексно оценить степень риска и определить ту часть собственных средств банка, которую необходимо иметь (зарезервировать) для покрытия возможных убытков от проведения всех видов валютных операций. Лимит открытой валютной позиции не устанавливается путем его соотношения с общим размером капитала банка, а влияет на размер собственных средств, которые необходимо иметь для покрытия рисков по валютным сделкам. При этом при подсчете достаточности капитала для других банковских операций данная часть собственных средств исключается из капитальной базы. В лондонских банках, проводящих все виды валютных операций, размеры открытых валютных позиций обычно составляют 5-15% от собственных средств, что позволяет обеспечивать соблюдение нормативов достаточности капитала не только для валютных операций, но и для других видов осуществляемых сделок.
По моему мнению, для Казахстана представляет определенный интерес не только опыт применения Банком Англии показателей достаточности капитала, но и опыт регулирования валютного рынка. Например, изданный Ассоциацией Британских Банкиров под эгидой Банка Англии «Лондонский кодекс поведения» играет, наряду с инструкциями Центрального Банка, значительную роль в регулировании валютных и других операций на валютном рынке.
Этот кодекс был составлен Банком Англии и ВВА (Ассоциация британских банкиров) с действующими на рынке дилерами, брокерами и другими участниками валютного рынка. Основные принципы, устанавливаемые Кодексом, обязаны знать все участники валютного рынка Великобритании в целях обеспечения наиболее эффективного функционирования всех сегментов рынка.
«Лондонский кодекс поведения» содержит стандартные
требования к участникам валютного рынка. В рамках этих требований
определяются:
- ответственность банковских учреждений и брокерских фирм,
- ответственность сотрудников финансовых учреждений,
- меры по предотвращению сделок по «отмыванию денег»,
- соблюдение принципа конфиденциальности,
- значение использования аудио носителей в процессе
свершения сделок,
- регламентация сделок по не текущим курсам и торговли после времени официального закрытия рынков,
- стоп-лоз и лимит открытой валютной позиции,
- правила торговли в личных целях.
«Лондонский кодекс поведения» регламентирует проведение сделок с использованием не текущих курсов. Так, Банк Англии регламентирует заключать сделки по не текущим курсам.
Специфической областью совершения таких операций служит рынок форвардных конверсионных операций на условиях своп. Некоторые дилеры при заключении сделок своп избегают фиксации курса спот, входящего в курс аутрайт, для данных операций. Такая практика осуществления валютных операций оценивается участниками лондонского валютного рынка как неэтичная деятельность, которая несовместима со стандартами работы в Лондонском Сити. Поэтому Кодекс обязывает всех фиксировать курс спот сразу же после завершения переговоров по сделкам на условиях спот.
Осуществляя валютные операции, дилеры должны тщательно следить за всеми факторами, влияющими на результат от их проведения. Для целей минимизации убытков каждый дилер должен иметь свой лимит потерь (стоп-лоз), характеризующий сумму возможных потерь и выражающийся в прекращении сделки по достижению данного уровня потери. Некоторые казахстанские банки уже используют принцип стоп-лоз на практике, обеспечивая временную защиту от возможных потерь пи открытой валютной позиции, оставленной для ее закрытия на следующий день или на любой другой момент во времени.
Таким образом, в связи с тем, что Национальный Банк Казахстана уделяет в настоящее время повышенное внимание процессу укрепления национальной банковской системы, представляется целесообразным детальное изучение применяемых в Великобритании нормативов достаточности капитала и опыта регулирования валютного рынка с помощью Кодекса поведения, который может быть взят на вооружение и Агентству РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
С другой стороны, для увеличения государственных инвестиций в экономику необходимо привязывать объемы золотовалютных резервов к одному из макроэкономических показателей и излишки инвалюты передавать из валютного резерва Национального Банка в государственный бюджет. Необходимость такой меры диктуется задачей, поставленной Главой государства о создании Инвестиционного фонда для обеспечения приоритетного использования финансовых ресурсов страны на развитие реального сектора экономики. Кроме того, требуется повысить эффективность использования средств инвалютных резервов страны. В то время, когда миллиардные ресурсы Национальный Банк размещает за рубежом под низкие проценты, субъекты экономики привлекают из других стран значительно больше средств в виде кредитов под высокие проценты.
В результате, ежегодные потери национальной экономики только oт разницы в процентах составляют сотни миллионов долларов, которые неуклонно растут и здесь надо пересмотреть налоговую политику в части завышения ставок налогообложения.
Во избежание этого инвалютные средства Национального фонда и резервов Национального Банка используются для кредитования отечественной экономики и для кредитования международных расчетов резидентов страны, исключая обратное их попадание в экономический оборот и последующее влияние на курс тенге.
Как было отмечено, стабильный рост при изменениях мировой конъюнктуры может быть обеспечен через обменный курс валюты.
Требуется разработать такой механизм, который обеспечит необходимый общий уровень отечественных цен по отношению к мировым, а также - широкое внедрение передовых технологий и оборудования для производства высокотехнологичной продукции казахстанскими товаропроизводителями.
В нашей стране не выработаны меры по рациональному использованию выручки от ожидаемого расширения экспорта нефти, которому дополнительно могут способствовать дальнейшее увеличение объемов иностранных инвестиций и сохранение благоприятной конъюнктуры мирового рынка на энергоресурсы и металлы.
В Национальный Фонд поступает часть средств госбюджета, но этого недостаточно для регулирования всего объема иностранной валюты в экономике. Поэтому широко используются инструменты денежно-кредитной политики. Валютная интервенция Национального Банка в условиях резкого увеличения объемов иностранной валюты, сопровождается изъятием значительной ее части из экономического оборота в обмен на тенге по текущему курсу.
По законодательству, изымаемая из оборота иностранная валюта оседает в резервах Национального Банка. Это нерационально, т.к. экономика всегда испытывает острую нехватку инвестиций для реализации важных проектов.
В настоящее время доходы нерезидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде процентов, дивидендов и прочих доходов, ежегодно составляют миллиарды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в соответствии с Платежным балансом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инвестиций увеличились с 258 млн до 1,4 млрд долларов.
Безусловно, в современных условиях для реализации крупных проектов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то же время целесообразно эффективно использовать и свои активы.
Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную экономику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.
Для этого нужно разработать механизм, который обеспечит поступление в госбюджет до 80-90 % прироста международного валютного резерва Национального Банка.
Данную задачу можно реализовать по-разному. Один из вариантов следующий. Объем золотовалютного резерва Национального банка законодательно привязать к макроэкономическому показателю, например, в размере 10-12 % к ВВП или внешнеторговому обороту, что позволит излишки инвалюты, которые будут возникать при этом - передавать из валютного резерва Национального банка в госбюджет (Инвестиционный фонд) для импорта производственного оборудования.
Принятие таких мер увеличит долю казахстанских средств в общем объеме инвестиций, в результате чего для государства и национальной экономики снизятся потери от предоставления иностранцам налоговых льгот и уменьшатся суммы вознаграждений за иностранные инвестиции. Объемы передаваемых средств, т.е. размеры инвестиций из госбюджета в экономику могут составить до 15-20% к ВВП.
Иностранная валюта, которая будет поступать из валютного резерва в госбюджет, может быть использована как для кредитования отечественных товаропроизводителей всех форм собственности, так и для непосредственного финансирования важных проектов через государственные предприятия и национальные компании. Появится возможность для ежегодного государственного инвестирования значительных средств (миллиардов долларов) в отечественную экономику и создания транснациональных компаний. Создание отечественных ТНК является одним из необходимых условий для реализации стратегического плана.
Однако, реализация этих мер сама по себе не даст никакого эффекта, если не будут соблюдены еще некоторые условия. Если изъятая иностранная валюта будет расходоваться стихийно, обратно попадая в экономический оборот внутри страны, то она повлияет на обменный курс национальной валюты и принимаемые меры потеряют весь смысл.
Государство должно осуществлять валютные расходы в соответствующем объеме, для импорта производственного оборудования, обучения кадров за рубежом, реализации важных международных проектов и обязательств и т.д., накапливая излишки в специальном фонде.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20