Рефераты. Валютный рынок Республики Казахстан

  В настоящее время только несколько казахстанских банков предлагают, используя систему маржевой торговли, уникальную возможность осуществлять валютные операции на рынке FОRЕХ.

В связи с увеличением ресурсной базы банков Казахстана и в связи с высокой степенью   валютных рисков при проведении валютных операций  на  казахстанском  валютном рынке  необходимо установить «лимит» проведения валютных операций или так называемый норматив достаточности капитала. При этом можно использовать положительный опыт Банка Англии.

  С 1 января 1996 года Банком Англии введены показатели достаточности капитала (Capital Adequacy Requirements), которые призваны снизить степень риска банковских операций, в том числе и валютных.   Этот   показатель   позволяет   комплексно   оценить   степень риска и определить ту часть собственных средств банка, которую необходимо иметь (зарезервировать) для покрытия возможных убытков от проведения всех видов валютных операций. Лимит открытой валютной позиции не устанавливается путем его соотношения с общим размером капитала банка, а влияет на размер собственных средств, которые необходимо иметь для покрытия рисков по валютным сделкам. При этом при подсчете достаточности капитала для  других банковских операций данная часть собственных средств исключается из капитальной базы. В лондонских банках, проводящих все виды валютных операций, размеры открытых валютных позиций обычно
составляют 5-15% от собственных средств, что позволяет обеспечивать
соблюдение нормативов достаточности капитала не только для
валютных операций, но и для других видов осуществляемых сделок.

    По моему мнению, для Казахстана представляет определенный интерес не только опыт применения Банком Англии показателей достаточности капитала, но и опыт регулирования валютного рынка. Например, изданный Ассоциацией Британских Банкиров под эгидой Банка Англии «Лондонский кодекс поведения» играет, наряду с инструкциями Центрального Банка, значительную роль в регулировании валютных и других операций на валютном рынке.

      Этот кодекс был составлен Банком Англии и ВВА (Ассоциация британских банкиров) с действующими на рынке дилерами, брокерами и другими участниками валютного рынка. Основные принципы, устанавливаемые  Кодексом,  обязаны  знать  все  участники  валютного рынка Великобритании в целях обеспечения наиболее эффективного функционирования всех сегментов рынка.

 «Лондонский      кодекс      поведения»      содержит      стандартные

требования к участникам валютного рынка. В рамках этих требований

определяются:

 -  ответственность банковских учреждений и брокерских фирм,

 -  ответственность сотрудников финансовых учреждений,

- меры по предотвращению сделок по «отмыванию денег»,

 -  соблюдение принципа конфиденциальности,

 -  значение     использования    аудио     носителей     в     процессе

     свершения сделок,

- регламентация сделок по не текущим курсам и торговли после времени официального закрытия рынков,

-   стоп-лоз и лимит открытой валютной позиции,

-   правила торговли в личных целях.

       «Лондонский   кодекс    поведения»    регламентирует   проведение сделок    с    использованием    не текущих    курсов.    Так,    Банк    Англии регламентирует       заключать       сделки       по       не текущим       курсам.

Специфической областью совершения таких операций служит рынок форвардных конверсионных операций на условиях своп. Некоторые дилеры при заключении сделок своп избегают фиксации курса спот, входящего в курс аутрайт, для данных операций. Такая практика осуществления валютных операций оценивается участниками лондонского валютного рынка как неэтичная деятельность, которая несовместима со стандартами работы в Лондонском Сити. Поэтому Кодекс обязывает всех фиксировать курс спот сразу же после завершения переговоров по сделкам на условиях спот.

         Осуществляя валютные операции, дилеры должны тщательно следить за всеми факторами, влияющими на результат от их проведения. Для целей минимизации убытков каждый дилер должен иметь свой лимит потерь (стоп-лоз), характеризующий сумму возможных потерь и выражающийся в прекращении сделки по достижению данного уровня потери. Некоторые казахстанские банки уже используют принцип стоп-лоз на практике, обеспечивая временную защиту от возможных потерь пи   открытой   валютной   позиции,   оставленной   для   ее   закрытия   на следующий день или на любой другой момент во времени.

        Таким образом, в связи с тем, что Национальный Банк Казахстана уделяет в настоящее время повышенное внимание процессу укрепления национальной банковской системы, представляется целесообразным детальное изучение применяемых в Великобритании нормативов достаточности капитала и опыта регулирования валютного рынка с помощью Кодекса поведения, который может быть взят на вооружение и  Агентству РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

        С другой стороны, для увеличения государственных инвестиций в экономику необходимо  привязывать объемы золотовалютных резервов к одному из макроэкономических показате­лей и излишки инвалюты переда­вать из валютного резерва Нацио­нального Банка в государственный бюджет. Необходимость такой меры диктуется задачей, поставленной Главой государства о создании Ин­вестиционного фонда для обеспече­ния приоритетного использования финансовых ресурсов страны на раз­витие реального сектора экономики. Кроме того, требуется повысить эффективность использования средств инвалютных резервов стра­ны. В то время, когда миллиардные ресурсы Национальный Банк разме­щает за рубежом под низкие процен­ты, субъекты экономики привлекают из других стран значительно больше средств в виде кредитов под высокие проценты.

   В результате, ежегодные потери национальной экономики только oт разницы в процентах составляют сот­ни миллионов долларов, которые  неуклонно растут и здесь надо пересмотреть  налоговую политику в части завышения ставок налогообложения.

   Во избежание этого  инвалютные средства Национального фонда и резервов Национального Банка используются для кредитования отечественной экономики и для кредитования международных расчетов резидентов страны, исключая обратное их попадание в экономический оборот и последующее влияние на курс тенге.

        Как было отмечено, стабильный рост при изменениях мировой конъюнктуры может быть обеспечен че­рез обменный курс валюты.

Требуется разработать такой ме­ханизм, который обеспечит необходи­мый общий уровень отечественных цен по отношению к мировым, а так­же - широкое внедрение передовых технологий и оборудования для про­изводства высокотехнологичной про­дукции казахстанскими товаропроизводителями.

В нашей стране не выработаны меры по рациональному использова­нию выручки от ожидаемого расши­рения экспорта нефти, которому до­полнительно могут способствовать дальнейшее увеличение объемов иностранных инвестиций и сохране­ние благоприятной конъюнктуры мирового рынка на энергоресурсы и металлы.

    В Национальный Фонд поступа­ет часть средств госбюджета, но это­го недостаточно для регулирования всего объема иностранной валюты в экономике. Поэтому широко используются инст­рументы денежно-кредитной полити­ки. Валютная интервенция Нацио­нального Банка в условиях резкого увеличения объемов иностранной валюты, со­провождается изъятием значитель­ной ее части из экономического обо­рота в обмен на тенге по текущему курсу.

     По законодательству, изымаемая из оборота иностранная валюта осе­дает в резервах Национального Бан­ка. Это нерационально, т.к. экономи­ка всегда испытывает острую нехват­ку инвестиций для реализации важ­ных проектов.

     В настоящее время доходы нере­зидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде про­центов, дивидендов и прочих дохо­дов, ежегодно составляют миллиар­ды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в соответствии с Платежным балан­сом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инве­стиций увеличились с 258 млн до 1,4 млрд  долларов.

    Безусловно, в современных усло­виях для реализации крупных проек­тов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то же время целе­сообразно эффективно использовать и свои активы.

    Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную эко­номику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.

    Для этого нужно разработать ме­ханизм, который обеспечит поступле­ние в госбюджет до 80-90 % прирос­та международного валютного резер­ва Национального Банка.

    Данную задачу можно реализо­вать по-разному. Один из вариантов следующий. Объем золотовалютного резерва Национального банка законодательно привязать к макроэкономическому показателю, например, в размере 10-12 % к ВВП или внешнеторговому обороту, что позволит излишки инвалюты, кото­рые будут возникать при этом - пере­давать из валютного резерва Национального бан­ка в госбюджет (Инвестиционный фонд) для импорта производственно­го оборудования.

     Принятие таких мер увеличит долю казахстанских средств в общем объеме инвестиций, в результате чего для государства и национальной экономики снизятся потери от предос­тавления иностранцам налоговых льгот и уменьшатся суммы вознаг­раждений за иностранные инвести­ции. Объемы передаваемых средств, т.е. размеры инвестиций из госбюд­жета в экономику могут составить до 15-20% к ВВП.

     Иностранная валюта, которая будет посту­пать из валютного резерва в госбюд­жет, может быть использована как для кредитования отечественных то­варопроизводителей всех форм соб­ственности, так и для непосредствен­ного финансирования важных проек­тов через государственные предпри­ятия и национальные компании. По­явится возможность для ежегодного государственного инвестирования значительных средств (миллиардов долларов) в отечественную экономи­ку и создания транснациональных компаний. Созда­ние отечественных ТНК является од­ним из необходимых условий для ре­ализации стратегического плана.

      Однако, реализация этих мер сама по себе не даст никакого эффекта, если не будут соблюдены еще неко­торые условия. Если изъятая иностранная валю­та будет расходоваться стихийно, об­ратно попадая в экономический обо­рот внутри страны, то она повлияет на обменный курс национальной ва­люты и принимаемые меры потеря­ют весь смысл.

     Государство должно осуществ­лять валютные расходы в соответ­ствующем объеме, для импорта про­изводственного оборудования, обуче­ния кадров за рубежом, реализации важных международных проектов и обязательств и т.д., накапливая из­лишки в специальном фонде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.