Рефераты. Управление современной организацией

   Контроль хотя и важен, но может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания. В связи с этим при организации и поведении контроля следует учитывать ряд факторов и дать ответ на следующие вопросы:

·    Понимают ли сотрудники цели организации?

·    Спроектирована  ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения?

·    Представляет ли действующая система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках?

   Несомненно, что в будущих контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые достижения, однако базис, на котором они создаются, останется тем же.

   Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.

   Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и контроля.


2.2. Методы управления организацией


В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, эта­пов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под кото­рыми понимаются способы осуществления управленческой дея­тельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. [5, c. 68]

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Дей­ствительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управ­ленческую работу, методы позволяют сформировать систему пра­вил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и дру­гих ресурсов на целеполагание и целереализацию. Одновременно с этим использование системы методов при изучении новых про­блем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, спо­собствуя развитию теории управления.


 2.2.1. Общенаучные методы


Основу системы методов, используемых в управлении, состав­ляет общенаучная методология, предусматривающая системный и комплексный подходы к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, соци­ологические измерения и т.д. Специфика управления как вида де­ятельности оказывает существенное влияние на формы, масшта­бы и результативность применения общенаучных методов.

Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются ва­рианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход является специфической формой конкре­тизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управлении в их связи и взаимозависимости с использо­ванием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управле­ния, комплексный подход является важнейшим условием эффек­тивного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность — это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

Моделирование имеет обширную сферу применения в процес­сах управления, где решаются сложные проблемы, требующие си­стемного и комплексного подходов. Решение таких проблем не­мыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, струк­турные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. Моделирование обычно осуществляется в несколь­ко этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструи­руется модель, проводится ее теоретический и (или) эксперимен­тальный анализ на достоверность и после практического приме­нения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т.п.

Экспериментирование как метод, с помощью которого можно сравнительно быстро решать многие управленческие проблемы, получает все большее признание среди руководителей и менедже­ров. Многие управленческие нововведения, связанные с проводи­мыми в стране реформами, требуют экспериментальной провер­ки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обо­снованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.

В самом общем виде эксперимент можно трактовать как науч­но поставленный опыт, проводимый на базе разработанной мето­дики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления предприятием.

Ценность управленческого экспериментирования состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.

В изучении и решении проблем управления важная роль отво­дится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить стадии его жизнен­ного цикла: проектирование и создание; рост; зрелость; заверше­ние. Очевидно, что цели, а следовательно, и проблемы управле­ния на этих стадиях различаются, и довольно существенно. Это вызывает необходимость выбора из всего арсенала методов наи­более соответствующих объективным условиям, отражающим цик­лическое (или «возрастное») состояние объекта. Поэтому при ана­лизе проблем, связанных с управлением, важны такие параметры, как время образования организации и основные события разви­тия (роста, объединения, разукрупнения, приватизации и т.д.). Если объект создается заново, необходимо ознакомиться с перс­пективами его развития, намерениями о формах интеграции с другими компаниями и т.д.

Методы социологических исследований используются в решении проблем, связанных с работающими, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного пла­на мероприятий. Социологические исследования проводятся пу­тем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздей­ствием структурного состава кадров и других факторов развития организации. С этой целью широко применяют интервью и анкет­ные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение докумен­тов и факторов группового поведения и др. Все это дает необхо­димую информацию, на основании которой можно прогнозиро­вать реакцию персонала организации на те или иные решения, а также управлять поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить их реализацию.

Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или спе­цифических методов. Они характеризуются большим разнообрази­ем, отражая множественность, различную сложность и состав управ­ленческих задач, решаемых менеджментом.


2.2.2 Конкретные методы


Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить методы [7, с. 71] :

• управления функциональными подсистемами;

•  выполнения функций управления;

• принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами организации

Первое направление связано со структурой организации, в ко­торой имеется функциональное разделение управленческого тру­да по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производ­ство, финансы, персонал и т.п. Методы управления, применяемые в этих функциональных подсистемах, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения. Они детально рассмотрены в главах, посвящен­ных функциональному аспекту управления организациями.

Поэтому ограничимся лишь некоторыми примерами, характе­ризующими состав методов управления, используемых специали­стами функциональных подсистем.

В подсистеме «Маркетинг» это методы:

• диагностики положения организации на рынке товаров;

• анализа возможностей организации на потенциальных рынках;

•  выявления потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта;

• разработки маркетинговой концепции и т.д.

В подсистеме «Персонал» большое значение придается методам:

• анализа и формирования системы управления персоналом;

•  планирования рабочей силы;

• организации труда персонала, его оплаты;

• управления деловой карьерой и др.

Управление подсистемой «Производство» требует применения большого количества самых разнообразных методов. В их числе методы:

• анализа надежности;

•  контроля качества;

• факторного анализа;

• функционального анализа;

•  контроля использования труда, материалов, оборудования;

•  изучения операций;

•  программирования, планирования и контроля производства;

• учета расходов и др.

Методы выполнения функций управления

Методы управления, применяемые в различных функциональ­ных подсистемах организации, связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления. Поэтому несмотря на специфику каждой подсистемы организации в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, организовывание, координация, контроль и мотивация. Этот под­ход заложен в основу второго направления классификации мето­дов управления. Он позволяет сгруппировать и создать фонды ме­тодов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсис­теме она реализуется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.