Сравнительно недавно интерес к стандартам ISO 9000
начал развиваться в сфере производства промышленного оборудования. В этом
секторе к стандартам ISO 9000 в Санкт-Петербурге преимущественно обращаются
малые и средние предприятия. Этот интерес, очевидно, связан с улучшением
хозяйственного состояния предприятий и появлением у них амбиций в отношении
работы на экспорт и по заказам крупных потребителей.
В последнее время наблюдается интересная тенденция к
повышению интереса к стандартам сертификации систем качества со стороны
предприятий из сферы услуг и, в частности, оптовой и розничной торговли. Их
основная мотивация в большинстве случаев связана с желанием повысить свой имидж
на рынке и продемонстрировать свое благополучие. Однако само намерение внедрить
систему качества показывает, что сектор торговли отошел от ценовой конкуренции
к конкуренции на основе качественных преимуществ. Торговые компании стремятся
совершенствовать качество обслуживания своих потребителей.
Сегодняшнюю ситуацию характеризует еще одна общая
тенденция – увеличение доли предприятий, обращающихся к стандартам ISO 9000
сознательно – в целях совершенствования качества и повышения эффективности
управления, а не для решения сиюминутных задач. Это свидетельствует о
проникновении идей современного менеджмента качества в умы большого числа
менеджеров петербургских компаний и, соответственно, о благоприятных
перспективах внедрения эффективных систем менеджмента качества на многих
предприятиях города.
В целом рост внимания петербургских компаний к
сертификации систем менеджмента качества ясно прослеживается.
Руководство Заволжского моторного заводапришло
к решению сертифицироваться по ISO 9000 поэтапно. Сначала они начали работать в
литейном производстве и внедрили там систему качества в соответствии с
требованиями стандарта ISO 9000. Это было вызвано тем, что когда они вышли на
рынок Германии, немецкие партнеры сказали, что без внедрения стандартов ISO
9000 и без сертификации в уважаемом немецком органе доступ на немецкий рынок
закрыт. С этого все и началось.
При содействии консультантов они стали работать с этими
стандартами в литейном производстве. Сначала изучили, потом консультанты
провели обследование, увидели что и где у не так. В итоге поняли, что раньше
предприятие работало почти вслепую, а стандарты - очень полезное дело. Затем на
заводе внедрили систему качества в производстве подшипников скольжения по
требованию Волжского автомобильного завода, так как он является их поставщиком.
Убедившись в том, что начинание было очень полезным
для завода и позволило навести порядок, внедрили систему качества на всем
производстве.
В результате все затраты, которые завод понес при
подготовке к сертификации, включая оплаты услуг консультантов и аудиторов, были
полностью покрыты в первый же год после сертификации за счет снижения потерь от
брака. Эффективным также оказалось изменение системы расчетов убытков от брака.То есть качество в том объеме, который полностью зависит от
предприятия, завод гарантирует. А в последующие годы планируется перейти на
версию 2000 года.
Прошел сертификацию на соответствие международному
стандарту ISO 9001. Сертификация проводилась немецким TUV. Подготовку к
сертификации руководство начало в 1995 году, в конце 1996 года завод получил
сертификат, а в 1999 году прошел ресертификацию.
После внедрения системы качества по стандарту ISO 9000
у всех, во-первых, появилось понимание, что за клиента надо бороться. Раньше
главной задачей любого завода было выполнение плана, и тогда не болела голова о
том, где взять сырье и куда пойдет продукция. Сейчас стало понятно, что без
привлечения клиента, без предоставления ему определенных гарантий, ожидать его
появления не приходится. Во-вторых, поняли, что с потребителями и поставщиками
работу следует вести постоянно. Для этого необходимо развивать по новым
принципам маркетинг, снабжение и другие важные направления. Продукция должна
производиться в соответствии с требованиями клиента, а не плана.