Рефераты. Управление инновациями

Решение о том, кому адресовать свою продукцию, какие из последовательно осваиваемых рынков потребителей являются наиболее выгодными, куда направить основные усилия по стимулированию сбы­та, фирмы, скорее всего, принимают по результатам пробного марке­тинга. В идеале для товаров широкого потребления первостепенные сегменты рынка должны обладать следующими характеристиками:

— состоять из ранних последователей (покупателей, быстро ре­агирующих на новинку);

— эти ранние последователи должны быт» активными потреби­телями;

— они должны быть лидерами мнений и благоприятно отзывать­ся о товарах;

— они должны быть доступны для охвата при небольших затра­тах.

Не менее важен вопрос и о том, каким образом вывозить новые товары на рынки. Обычно зарубежные фирмы разрабатывают план дей­ствий для последовательного вывоза новинки на рынки, составляет сме­ты для различных элементов комплекса маркетинга и прочих мероприятий отдельно для каждого рынка.


4. Экспертиза инновационных проектов

4.1. Задачи и основные приемы

Задача экспертизы состоит в оценке научного и тех­нического уровня проекта, возможностей его выполне­ния и эффективности. На основании экспертизы при­нимаются решения о целесообразности и объеме фи­нансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформ­ления соглашений и контрактов, а также формы и ме­тоды контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласо­вании, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предос­тавления льгот и субсидий. Постоянно совершенству­ются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, уве­личивается число обязательных условий, которым дол­жен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инно­вационных проектов, финансируемых из бюджета:

-        описательный;

-        сравнение положений «до» и «после»;

-        сопоставительная экспертиза.

Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматри­вается потенциальное воздействие результатов осущест­вляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные про­цессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодей­ствие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и пере­подготовкой кадров.

Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтерна­тивных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Одна­ко этому методу присуща высокая вероятность субъек­тивной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономи­ческой обоснованности конкретных решений по фи­нансированию краткосрочных и быстроокупаемых про­ектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Этот метод также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбини­рованное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано ру­ководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

1) наличие независимой группы исследователей, вы­ступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее прово­дящих, и методам контроля;

2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривает­ся как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

4) методы контроля должны быть увязаны с пер­спективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено по­тенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологи­ческую среду. Экспертиза содержит не только количест­венную, но и качественную оценку проектов. При при­нятии решений учитываются оценки, высказанные ка­ждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся раз­рабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Экспертная оценка дается на основе анализа науч­ного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного со­держания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, не­четкое);

2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинар­ный или системный характер; прикладной характер);

4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; на­учно-методическая проработка решения проблемы от­сутствует).

5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема иссле­дования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте про­блема исследования известна науке и автором не пред­ложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценива­ется с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен не только дать опи­сание проекта, но и оценить: его актуальность для дан­ной отрасли знаний; относится ли проект к приоритет­ным направлениям исследований; новизну поставлен­ной проблемы; перспективы развития проекта; качест­венный состав участников, а также обосновать по при­веденной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие во­просы:

-        подготовлены ли программы исследований;

-        подготовлены ли анкеты для опроса;

-        проведено ли пилотажное исследование. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень – предварительное рас­смотрение проекта и решение следующих задач:

-        отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

-        составление мотивированных заключений по от­клоненным проектам;

-        определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществля­ется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рей­тинг проекта, принимаются решения о финансирова­нии).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

R = r1 + r2 + r3 ,

где R   - общий рейтинг проекта;

r1, r2 – коэффициенты, учитывающие соответствен­но научную ценность проекта и реальность выполнения проекта в срок;

r3 - коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2;.

R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент r1 оценивает вероятность того, что вы­полнение проекта может привести к новым принципиаль­ным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

Коэффициент r2 учитывает научный уровень руко­водителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информацион­ное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, резуль­татам и срокам работы.

4.2. Методы отбора инновационных проектов

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показа­телей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показа­телей по вариантам должны быть сопоставимы.

Сопоставимость представленных проектов определя­ется по:

-        объему работ, производимых с применением но­вых методов (технологий, оборудования и т.п.);

-        качественным параметрам инноваций;

-        фактору времени;

-        уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда.

Один из важнейших принципов менеджмента — обеспечение многовариантности мероприятий. Без ана­лиза зарубежного опыта, опыта непосредственных кон­курентов инвестиции могут уйти впустую. Следует пом­нить о соотношении 1:10:100:1000, где 1 доллар — «экономия» на принятии упрощенного решения на ста­дии его формирования, а 10, 100, 1000 — потери на по­следующих стадиях жизненного цикла решения. В усло­виях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем — эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раз­дельного их проведения. В основе сравнения иннова­ционных вариантов лежит принцип комплексного под­хода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации дан­ного варианта решения.

Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значи­тельная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осу­ществляемых в разное время затрат и получаемых ре­зультатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации ин­новаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.