·
Степень повторяемости проблемы. В
зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие
решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в
практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся
альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде
всего с генерацией новых альтернатив.
·
Значимость цели. Принятие решения
может преследовать собственную , самостоятельную цель или же быть средством
способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим
решения могут быть стратегическими или тактическими.
·
Сфера воздействия. Результат решения
может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях
организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако,
может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом
случае оно будет глобальным.
·
Длительность реализации. Реализация решения
может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием
решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок –
решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение
долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут
быть удалены на несколько лет.
·
Прогнозируемые последствия решения.
Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе
поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта
новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения,
последствия которых необратимы.
·
Метод разработки
решения. Некоторые решения,
как правило , типичные, повторяющиеся , могут быть с успехом формализованы,
т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное
решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности
действий. Например, при составлении графика ремонтного обслуживания
оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего
определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим
персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания
составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо
иметь пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает
решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он
выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них
обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор
производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту
и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность
управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени : не
нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая
ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для
определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие
правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто
встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не
поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные
способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает
промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе
их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной
процедуры. Конкретные методы , используемые в процессе принятия решений,
рассмотрены ниже.
·
Количество критериев выбора.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному
критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение
будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива
должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным,
многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений
многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям ,
как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень
занятости, срок реализации и т.п.